рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не

содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда

входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения

симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и

целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория

Дарвина).

Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную

связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод,

условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно

иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы

причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и

ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью

условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.

Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и

функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной

зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у

причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в

функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду

явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной

зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости

можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что

понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной

зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться

в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более

запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности

работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые

пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно

следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие

чудес.

Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо

или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое

убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные

следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если

появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он

может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и

прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это

“паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в

ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом

когда все фатально предопределено.

Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а

опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в

сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности

(так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на

необходимости – это ошибка.

В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они

взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию

дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения

необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в

случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции

обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть

воздействует на необходимые закономерности.

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал

актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только

актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность

вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение

тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в

действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-

ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации

с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных

действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из

форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как

целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой

ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого

несоответствия. Ар-ль толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.

21.Предмет социальной философии. Понятие общества.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-

1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.

“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:

всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как

некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”

В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция

толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений

исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона

всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного

единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности,

обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня

исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь

прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий

принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь

модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл

вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий

социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых

исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те

и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач

цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или

половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как

всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом

случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,

ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и

его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ

жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу

“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора

истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового

разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится

фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.

Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни

понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя

предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб

человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в

каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается

своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов

выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от

практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием

(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно

подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и

явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как

объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного

вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь

должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии

заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно

трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и

вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. истор

процесс, общ бытие носят объект характер 3. главной движ силой, преобраз

жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для измен сущ

положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это

значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это

зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и

не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои

цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4.

Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц

эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и

формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень

диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это

создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Соц законы:

1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам

деятельности.

2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке

3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил.

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6.закон возрастающей роли нар масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения потребностей.

Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред

сферах общества. Но в люб случае независмо от масштаба действия соц законы

отражают наличие соц необходимости и объект хода общ жизни.

Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц

время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция,

общ бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ

формация, способ производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,

так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.

“Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу

всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила,

продукт предшеств деятельности.

Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ

соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе

необходимости противостоит случайность. В обществе с ей соотносится

свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и

свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна.

Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах

сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых

возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а

свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.Мир история -

это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор период она имеет

свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных

возможностей.

22. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности

в обществе.

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива,

совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная

(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция

однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его

внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная

концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ

отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и

обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач

чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и

самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность

осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово

характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о.,

личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности

связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром.

“Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность;

с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я

индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь

свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и

себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно

остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально

правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением

своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает

философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности

человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более

конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные

требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный

моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с

этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения,

вознаграждения или наказания. О. Рассматривается в связи с философской

проблемой свободы.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств

для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в

жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в

соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его

избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных

свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного

мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода

личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в

способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует

в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон

цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному

общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только

сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде

объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем

свобода есть осознанная необходимость.

23. ОБЩЕСТВ. ОТНОШЕНИЯ И СОЦ. ИНСТИТУТЫ.

Общественные отнош-я ( ОО) - многообразные связи, возникающие между

соц-ми группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их

экономической, политической, социальной жизни и деят-ти.

В фил-ии ОО рассматриваются с материалистической или идеалист.

позиций. Материалист. понимание ОО впервые выработано марксизмом. ОО с этой

точки зрения делятся на материальные (базисные) и идеологические

(надстроечные). Главными явл-ся мат-ые - экономич., произ-ые отношения.

Характер материальных ОО опред-ся производительными силами общества и не

зависят от сознания и воли людей. Идеологические ОО - политич-е, правовые,

нравственные и др. - возникают на базе материальных общ. отнош-й и

складываются как надстройка под ними, проходя предварительно через сознание

людей. Деление ОО на материальные и идеологич. позволяет не только

различать в общ. отнош-х определяющие и производные, но и анализировать

конкретные совокупности общ. отнош-й, в которых сочетаются и матер-ые и

идеологич-е элементы. В связи с усложнением общественной жизни возникают

комплексы общ-х отношений, связанные со специфической деят-тью людей, -

научной, художественной и т.д.

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей,

выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие

совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных

ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты

призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех

или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность

в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует

отношения между полами, поколениями ).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот.

имеет свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти,

конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором

социальных ролей, типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2)

социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов

поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и

т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми

институтами управления и контроля - органы власти.

24. Социальные общности.

Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых

социал. общностей людей, определенным образом взаимодейств. между собой: 1)

Исторические общности людей (род, племя...) 2) Население города и деревни.

3) Работники физического и умственного труда. 4) Классы и различные соц.

слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья.

Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.