Шпоры по философии
глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.
Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования
оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою
историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП,
открывающего все новые возможности развития военной техники.
Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание
экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого
существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего
природу, приходят в конфликтное столкновение.
Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека
как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов
отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный
антропологический кризис. Человек усложняя свой свой мир, все чаще вызывает
к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся
чуждыми его природе. Современная индустриальная культура действительно
создает широкие возможности для манипуляции сознанием (Я с этим не согласен
а в пример тому США – человек ближе к природе, человек в школе для равных,
независимость средств информации дает больше правды ит.д.). Ускоренное
развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему сциализации
и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни,
традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях. По моему
это наоборот делает жизнь интересней, стирает конфликт отцов и детей.
Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при
этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно
оправдать.
Есть опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими
нагрузками на психику человека, стресами, засорение канцерогенами,
мутантами и т.д. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни,
развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления
из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в
перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность. (на мой
взгляд, все наоборот люди перед браком стремяться произвести здоровое
поколение)
Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса,
реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют
многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее
технологические применения ответственность за нарастающие глобальные
проблемы. Крайний антисциентизм требует простановить НТП и вернуться к
традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы
ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.
61. Специфика научного познания. Особенности структуры научного познания –
его субъекта, объекта, целей, средств и методов.
научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,
необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.
Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого
различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей
научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно
организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда
продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее
компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств
с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря
осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект
деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего
для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны
средства могут быть представленны в качестве скуственных органов
чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве
естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.
Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.
Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”
Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело
с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции
предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее
предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной
практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой
точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического
действия.
Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов
практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие
продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -
выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются
объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть
включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным
законам функционирования и развития, составляют первую, главную
особеность научного познания., которая отличает ее от других форм
познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное
исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не
только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами
социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет
только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму
этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его
состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и
культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые
подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука
тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в
человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не
может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что
ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения
духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного
познания от обыденного : 1) установка на исследования законов
преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и
объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур
производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно
независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.
62. Наука как социальный институт.
Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами
жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её
социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции
науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как
социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне всё шире
используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе
общественного развития.
Много времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы
на вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные
представления не могли превратиться в составную часть культуры общества.
Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-
мировоззренческих функций науки занятие наукой постепенно становилось в
глазах общества самостоятельной и вполне достойной, рекспектабельной сферой
человеческой деятельности. Т.е. происходило формирование науки как
социального института в структуре общества.
Важной стороной превращения науки в производительную силу явилось
создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования
научных знаний, появление таких отраслей деятельности как прикладные
исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и
др. Причём вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других
отраслях материального производства и даже за его пределами. Всё это влечёт
за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции
науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус
в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями
общественного сознания. в этой связи остро становится проблема особенностей
научного познания и соотношения с другими формами познавательной
деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую
значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой
внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно
необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях
развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует
анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными
феноменами духовной и материальной культуры.
63. Возникновение (генезис) науки. Проблема европоцентризма.
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые
соответствуют двум различным методам построения знание и двум формам
прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует
зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.
Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения,
с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном
опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы
предвидеть результаты практического действия. Первой предпосылкой было
изучение вещей, свойств и отношений, выделенных самой практикой. Эти вещи,
свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов,
которыми мышление начинало оперировать. Эта деятельность мышления
формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную
схему практических преобразований материальных предметов. Соединяя
идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя
наука строила таким путем схему тех изменений, которые могли быть
осуществлены в производстве данной конкретной исторической эпохи
(прибавление в математике др. Египта).
Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных
отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в
границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Однако по
мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом в науке
формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к
собственно научному исследованию предметных связей мира. Если на этапе
преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения, выводились
непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания
формировались новые идеальные объекты, то далее познание делает следующий
шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы “сверху” по
отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований,
проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с
предметными отношениями практики.
При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а
заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве
строительного материала при формировании новых знаний. Эти объекты
погружаются в особую сеть отношений, структуру, которая заимствуется из
другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве
схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение
исходных идеальных объектов с новой “сеткой отношений” способно породить
новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные
черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное
обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.
Благодаря новому методу построения знаний наука получает возможность
изучить не только те предметные связи, которые могут встретиться в
сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменения объектов,
которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого
момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В
ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип
знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как
следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус
знаний – они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и
с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях
возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как
предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах
реальности “самой по себе”, и на их основе вырабатывается рецептура
будущего практического изменения объектов. Поскольку научное познание
ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены
в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может
развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в
осбой форме практике – эксперементе.
Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными
состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в
культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в
математике и вывелиее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с
изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху возрождения и
переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал
достоянием естествознания. Нетрудно увидеть, что речь идет о тех мутациях в
культуре, которые обеспечивали в конечном итоге становление техногенной
цивилизации.
64. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, их взаимосвязь.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то
же время специфических вида познавательной деятельности: эмпиричес кое и
теоретическое исследование. Применительно к познавательному процессу в
целом, имея в виду не только научное познание, чаще всего говорят о
чувственной и рациональных ступенях познания. Категории “чувственное” и
“рациональное”, с одной стороны, и “эмпирическое” и “теоретическое”,с
другой, достаточно близки по содержанию, отождествлять их нельзя. Так эмп
поз никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности. Даже
первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – всегда фиксируются
в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные
понятия, но и научные термины. Эмп познание предполагает формирование на
основе данных наблюдения – научного факта. Научный факт возникает как
результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления,
понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют
собой взаимодействие чувственного и рационального. Теоретическое познание
также не представляет чистое рациональное познание, поскольку наблюдается
переплетение чувственного и рационального. Формы рац-ого познания (понятия,
суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения
действительности. Но при построении теории используются также и наглядные
модельные представления, которые являются формами чувственного познания,
ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания.
Даже сложные и высоко математизированные теории включают в свой состав
представления типа “идеальный рынок”. Подобные идеализированные объекты
являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с
которыми производятся мысленные эксперементы. Результат этих экспериментов
– выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в
понятиях. Т о, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.
Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания
доминирует чувственное, а на теоретическом уровне -- рациональное.
Различие эип и теорет уровней следует осуществлять с учетом специфики
познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии,
по которым различаются эти уровни, следующие:
1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут
познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в
знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей
ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер
познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы
высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение
сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой
взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача
теории – воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность
объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон.
Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет
собой вероятностно-истинное знание. Второе – это всегда знание истинное. Т
о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно
может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в
результате теоретического исле-я. Простое индуктивное обобщение опытов не
ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного
обобщения опыта.
2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на
непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым
объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в
седя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В
теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с
объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в
мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств связанных с
эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют
эмперические средства и термины теоретич языка. Смыслом эмпирических
терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать
эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными
признаками). Основные средства теорет исслед-я – теоретические идеальные
объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов
(идеальный товар).
3) особенности метода. Методы эмпирического исследования – реальный
эксперемент и наблюдене. Теоретические – метод построения
идеализированного объекта, мысленный эксперимент с идеализ-ми объектами,
методы построения теории ( напр восхождение от абстрактного к
конкретному), методы логического и историческог исследования и др.
В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.
Выделение же этих категорий в качестве средств методологического анализа
позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание.
Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. На
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|