рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

Эта

деятельность, однако, в целом не оправдала его ожиданий, и поэтому в 1808

г.

он переходит на должность ректора гимназии в Нюрнберге, где провел

восемь

лет вплоть до своего назначения профессором в Гейдельберге. Отсюда

его

пригласили в качестве профессора в Берлин, где он жил с 1818 г. до

своей

смерти в 1831 г.

Во вступительной лекции в Гейдельберге (ее содержанием было введение

в

философию) он подчеркивал, что "прусское государство основано

на

интеллекте". Тем не менее отношение Гегеля к Пруссии до 1819 г.

было

критическим. Легенду философа прусского государства он заслужил с

изданием

"Основ философии права" ("Grundlinien der Philosophic des Rechts") в 1821

г.

Эта работа уже в то время вызвала критическую реакцию со

стороны

прогрессивной философской общественности. Однако примечательно, что

легенда

эта появилась позже, в то время, когда уже был забыт релятивно-

прогрессивный

характер прусских реформ и обстоятельства, в которых Гегель

демонстрировал

свою лояльность. При этом "Основы философии права" построены на

либеральной

теории "абстрактного права". Апологетические черты "Основ"

завершаются

оправданием наследственной монархии и майората (Маркс критикует

эту

апологетическую тенденцию в трактате "К критике гегелевской

философии

права"). Беспардонные нападки на лидера националистически

настроенных

студентов Я.-Ф. Фриза во введении к трактату должны были оправдать

участие

Гегеля в национальном движении, после того как Пруссия приступила

к

реализации так называемого Карловарского постановления.

Карловарское

постановление, принятое по предложению Меттерниха, имело

антилиберальный

характер и должно было в странах "Священного союза" предотвратить

рост

национального и демократического движения.

Философия Гегеля не была философией прусского двора, она была,

однако,

в тогдашней Германии властвующей интеллектуальной силой. Вокруг

Гегеля

сосредоточилась многочисленная группа последователей, которые вплоть до 40-

х

годов представляли главное направление немецкой философии.

Наиболее

известными членами гегелевской школы были, в частности, К. Розенкранц,

автор

первой биографии Гегеля Г.-А. Габлер, позднейшие критики

гегелевской

философии с позиции философии религии Д.-Ф. Штраус и Б. Бауэр,

издатель

"Философии истории" Э. Ганс и издатель "Эстетики" Г.-Г. Гото и

Др.

Противниками Гегеля были лишь неортодоксальный кантианец Я.-Ф. Фриз

и

религиозный философ Э.-Д. Шлейермахер (ныне ценятся его заслуги в

области

герменевтики). Берлинский период является в философском

отношении

завершением деятельности Гегеля. Гегель в этот период читает

лекции,

изданные позже как "Философия истории" ("Philosophic der

Geschichte"),

перерабатывает гейдельбергский обзор своей системы, названный

"Энциклопедия

философских наук" ("Еncyklopedie der philosophischen

Wissenschaften"),

работает над "Философией религии" ("Philosophic der Religion") и

"Эстетикой"

("Asthetik"), вышедшими посмертно.

Пантеистический характер философии Гегеля наиболее заметен в

его

"Философии религии" и в разделе о религии в "Феноменологии духа".

Исходным

пунктом его философии религии является идея о том, что неличное начало

мира

познает самое себя. Религиозные представления лишь неадекватная

идея

самопознания "абсолютного духа". Адекватной же формой этого осознания

может

быть лишь философия, О неортодоксальном характере лекций Гегеля о

религии

свидетельствует то, что сотрудником при их посмертном издании был Б.

Бауэр,

один из основателей младогегельянского учения и одно время друг

Маркса.

Поэтому не случайно, что разложение гегелевской школы наступает именно

с

этой стороны.

В условиях жесткого авторитарного режима критика религии была

и

косвенной критикой политических отношений. К. Маркс .уже в 1841 г.

обращает

внимание на большой социальный резонанс дискуссии о понимании

религии

Гегелем, с чего начиналась критика Гегеля в 40-е годы. "Критика

неба

превращается, таким образом, в критику земли, критика религии - в

критику

права, критика теологии - в критику политики". "Философия религии" наряду

с

"Основами философии права" вызывает необходимость критического

сведения

счетов с Гегелем, на этот раз с его концепцией общества и истории.

Феноменология духа. Мы уже видели, что Шеллинг дополнил

субъективный

идеализм Фихте, согласно которому началом, основой реальности является

Я,

хотя оно и было несознательным и выходящим за пределы моего

индивидуального

Я потому, что речь шла о Я надындивидуальном, о концепции, в которой

основа

реальности такова, что должна примирять субъективное и

объективное,

идеальное и реальное. В этой концепции противоположности, возникшие

вне

абсолюта, сливаются в единую, неразличимую внутренне основу,

принцип.

Перевес "идеального" над "объективным" проявляется в том, что

философское

познание, выражающееся в понятиях, понимается как самосознание

-абсолютного

начала. Позже, в частности в диалоге "Бруно", заметен сдвиг к более

ярко

выраженному идеализму. Абсолютное начало реальности называется идеей, к

ней

относятся "понятия", которые являются "образцами" для отдельных

областей

реальности.

Вслед за Шеллингом эту концепцию разрабатывал и Гегель. Он

подчеркнул,

что абсолютное начало реальности должно быть родственным характеру

нашего

мышления, иначе его нельзя зафиксировать мыслью. Гегель разрабатывает

тезис

о том, что познание является самосознанием абсолютного начала

самои

реальности. В характере реальности - которая в своей основе должна

быть

"духовной", чтобы мочь себя осознать,- внутренне содержится и ее родство

с

нашим познанием. Поэтому основой реальности, по Гегелю, являются

понятия,

"определения мысли", но, разумеется, не субъективные определения мысли,

а

объективные.

Наиболее адекватно эта концепция просматривается в "Науке логики".

Ее

парадоксальность состоит в том, что, несмотря на ярко

выраженный

идеалистический характер, она содержит в себе великое множество

фактов,

касающихся объективного мира. Парадокс можно объяснить тем, что с 1801

г.

Гегель продумывал диалектическую концепцию познания и искал для

нее

мировоззренческую основу. Простейшим, хотя и мистифицированным,

решением

было то, которое он разработал в понятиях "дух", "абсолютный

идеал".

Основанием "духа" являются "определения мысли", которые реализуются

в

предметном мире и в истории и которые люди постепенно осознают в

законах

природы, в законах общества, а затем во всей объективно-идеалистической

и

диалектической концепции абсолюта. Подчеркнем, что основа реальности

имеет

динамический характер и проявляется в необходимости прогресса,

реализуемого

в человеческой истории, и в частности в познании реальности

человеком.

Характерным для Гегеля, в частности в "Феноменологии духа", является

его

понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само

себя,

а также религии и философии. как выражения направленности абсолюта к

своему

самопознанию. Это, согласно его взглядам, означает, что абсолют является

не

только субстанцией, но и субъектом, т.е. источником собственного движения

к

своему самосознанию.

В философской литературе уже при жизни Гегеля разгорелся спор о

том,

является ли-"Феноменология" философской "пропедевтикой", т.е. введением

в

философию, или ее задача состоит в том, что она предваряет "путь знания

к

науке", т. е. Показывает, как знания человечества вылились в

философию

Гегеля. В действительности "Феноменология духа" является и тем и другим,

ибо

под введением в философию Гегель понимает не объяснение основных понятий,

но

оправдание своих философских позиций. Он оправдывает их тем, что

показывает

свою систему как завершение предшествующей истории познания и как

результат

общественного и культурного развития. Никаких других проверок

правильности

Гегель не признавал. С этой позиции понятно,, почему он пишет

аналогичное

введение с доказательствами правильности собственных позиций еще дважды

-

первый раз как введение к первой части "Энциклопедии", так называемой

"Малой

логике", второй раз - в форме "Истории философии". ("Geschichte

der

Philosophic"). В этих трех исторических введениях к гегелевской

философии

существуют, разумеется, значительные различия. Все они основываются

на

методе, который классики марксизма назвали логическим. Логический

способ

изложения обнажает Энгельс (в характеристике метода "Капитала"

Маркса)

следующим образом: "...этот метод в сущности является не чем иным. как

тем

же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и

от

мешающих случайностей". Разумеется, соотношение "исторического"

и

"логического" в каждой из этих работ иное. В "Истории

философии"

преобладает, понятно, исторический способ, оба других введения

исторический

материал максимально обобщают.

Гегель убежден, что изучение тех этапов, которые прошло человечество

на

своем пути к "науке" (т. е, к философии Гегеля), является

наилучшей

подготовкой к внутреннему тождеству именно с той позиции, которую и

выражает

его философия. Он говорит: "Индивид должен и с содержательной стороны

пройти

через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые

дух

уже оставил, как через этапы пути, который уже проложен и

выровнен...

Нетерпеливость требует невозможного, т. е. достичь цели без средств...

Так

как субстанция индивида, так как даже мировой дух был таким терпеливым,

что

прошел этими формами в течение длительного промежутка времени и взял на

себя

огромный труд. мировой истории... и так как он не мог сознание о самом

себе

обрести никаким меньшим трудом, не может индивид и с точки зрения

реальности

понять свою сущность каким-либо более коротким путем...".

Характеристика "Феноменологии" как пропедевтики философии не

означает,

что это популярная работа. Речь идет исключительно о том, что, когда

нашему

духу в "логической" последовательности представят предшествующие

формы

общего сознания, он будет учиться быстрее и с осознанием,

соответствующим

данной позиции, в которой "дух сознает самое себя, находясь в

наличии".

Следует еще сказать о том, что побуждает сознание к тому, чтобы оно

оставило

определенное положение как недостаточное и перешло к высшему. Гегель

должен

расправиться с аргументом, что сознание не может познать того, что

его

положение является неудовлетворительным, если оно не может выйти "за

свои

пределы" и увидеть познаваемый предмет так, как он выглядит, независимо

от

того, как оно его познает. На это Гегель отвечает, что в том, что

сознание

о. предметах знает, всегда содержится определенная двоякость,

определенное

различие между тем, как сознание предмет понимает и как предмет

предстает

перед сознанием. Сначала кажется, что сознание понимает предмет в согласии

с

тем, как он предстает перед ним, но позже накапливается опыт, который

не

соответствует этому пониманию. Когда наступает различие между тем,

что

сознание о предмете "мнит", и тем, как предмет предстает перед ним,

сознание

должно изменить свое "понятие" или свое прямое знание о предмете.

Это объяснение механизма развития нашего познания, разумеется, само

по

себе является недостаточным для того, чтобы понять развитие общего

сознания

человечества к "науке" (т. е. к гегелевской философии). Известно, что

Гегель

отстаивал воззрение на то, что познание заложено в

характере

действительности как "духе", который хочет направиться к самоосознанию.

Рассмотрим же хотя бы кратко главные этапы познания, которые

прошло

сознание человечества. Гегель называет эти этапы психологическими

терминами

(чувственная достоверность, восприятие и рассудок - Verstand), однако

эти

названия характеризуют познавательные позиции.

Позицией "чувственной достоверности" является убеждение в

адекватности

сознания, которое состоит в том, что сознание фиксирует чувственный

образ

предмета и ничего из него не оставляет вне рассмотрения. Гегель

преодолевает

эту позицию, "восприятием", которое понимает предмет как вешь со

свойствами.

Понимание предмета как вещи с чувственно воспринимаемыми

свойствами

обременено целым рядом противоречий: вещь понимается как нечто, что

является

и. единичным, и множеством; вещь понимается как самостоятельная единица

и

сразу же помещается в контекст с другими вещами. Поэтому сознание

оставляет

эту позицию и стремится закрепиться .на позиции "рассудка",

ограничивающей

предмет на основе внечувственных сил и законов, которые можно познать лишь

в

интеллектуальном контексте.

Позиция рассудка - это позиция, которая за чувственным .явлением

ищет

"внутреннее", т. е. внутренний характер вещей. Сознание приближается

к

"внутреннему" по двум направлениям. Противопоставление стороны явления

и

"внутреннего" приводит к "вещи в себе" Канта. Пустота "внутреннего", "вещи

в

себе", вызывается не тем, как говорит Гегель в адрес Канта, что

разум

слишком близорук-либо ограничен, но тем, что к ней мы подходим,

односторонне

негативно понимая явление.

Понимание явления у Гегеля состоит в том, что от явления мы приходим

к

пониманию того, что явление коренится в чем-то ином, к чему нельзя

подойти

иначе как рефлексией явления, его интериоризацией, внутренним

углублением.

При помощи мысленной разработки явления можно прийти к

позитивно

ограниченному внутреннему, или к сущности. По Гегелю, это

понимание

соответствует пониманию закона в науке Нового времени у Галилея, Декарта

и

Ньютона. То, что позиция Ньютона исторически предшествует Канту, по

Гегелю,

не исключает с логической точки зрения их обратного порядка и того,

что

Ньютон фактически преодолевает "вещь в себе" Канта как мыслимую

возможность,

которую по стечению обстоятельств реализовали только позже.

Гегель, таким образом, отстаивает взгляд на то, что

ньютоновское

естествознание стоит выше кантов-ского, а это является доводом его

высокой

оценки науки Нового времени. Однако в то же время он считает,

что

естествознание, читай: натурфилософия Нового времени, должно было

преодолеть

и философскую позицию ньютоновского естествознания, которое основывается

на

абстрагировании реальности (явление в нем выступает богаче, чем закон) и

не

выражает ее динамического характера. В соотаетствии с

пантеистической

мировоззренческой ориентацией Гегель упрекает Ньютона в некоем

платонизме,

который проявляется в том, что законы понимаются как отделенные от тех

сил,

которыми они руководят, и как выражение движения через покой.

Критика Гегелем позиции ньютоновского естествознания

выразительно

завершает его идеализм. Гегель - идеалист, так как основой всего он

считает

"общее" - идею, абсолютное понятие, которое, однако,- в соответствии

с

пантеистической тенденцией - не находится вне чувственно

проявляющейся

реальности, но имманентно ей. К сути этого общего относится также

внутреннее

движение. Все, чего оно является основой, имеет тенденцию к

внутреннему

развитию.

К. Маркс, который определил "Феноменологию" как "порождение

философии

Гегеля", исходной точкой идеалистической мистификации Гегеля считает

его

теорию познания. Гегель понимает познание как отождествление нашего

разума,

или нашей идеи, с внутренним началом реальности, имеющим

идеальный,

"понятийный" характер. Эта проблема наиболее выразительно

демонстрирует

характер идеализма Гегеля. Гегель является идеалистом потому, что

понимает

сознание как самоосознанную реальность, которая - если она

стремится

осознать себя в человеке - должна быть сама по характеру близка к идее,

в

которой она себя осознает.

Анализируя в "Феноменологии духа" познание как тождество познающего

и

познаваемого, Гегель полагает, что одного теоретического развития

сознания

недостаточно для того, чтобы достичь состояния "абсолютного знания".

Это

соединение познающего субъекта и реальности происходит, по Гегелю,

в

результате прогресса теории, но для него нужен и опыт

практического

отношения человека к миру. В этом контексте Гегель разрабатывает

известную

теорию о "воспитании" человека посредством труда. Значение труда

как

момента, конституирующего в человеке его отношение к предметной

реальности,

Гегель рассматривает в известной главе "Господство и рабство". Главная

идея

заключается в том, что труд воспитывает человека, благодаря ему

человек

отделился от природы и осознал "самостоятельность" внешнего мира. С

идеей

труда как педагогики человечества Гегель связывает и концепцию о том,

что

раб научится воспринимать идеалистическое отношение к

действительности,

потому что он будет смотреть на результаты своей деятельности как на ре-

.

зультаты чужого (т. е. господского) намерения. Труд, по Гегелю,

является

также некоей практической подготовкой к объективному идеализму.

Концепция господина и раба, видимо, должна быть

оправданием

общественного неравенства, потому, что Гегель выводит

возникновение

господина и раба из взаимного спора о "признании" двух естественных

существ,

которые находятся на переходе к человеческому бытию. "Признание"

означает

уважение к тому, что другой не является лишь существом из природы,

которое

имеет значение только предмета для чужой воли. В борьбе за "признание"

один

из сражающихся попадает под власть страха перед смертью, тогда как

другой

подавляет инстинкт сохранения жизни. Этим самым он удостоверяет

свое

человеческое возвышение над естественной природной стороной жизни

человека.

На первый взгляд кажется, что раб упустил возможность эмансипации

от

природного бытия, но стремление к признанию и пережитый ужас

квалифицируют

его человеческое качество так же, как и господина.

При оценке того, что было достигнуто в борьбе, Гегель подчеркивает,

что

господин является представителем человеческого возвышения над природой,

но

это возвышение абстрактно, не диалектично, как это выражено в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.