История философии в кратком изложении
и,
наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и
сами
гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров,
который
является "всем- прошедшим и будущим". В послеведический период его
образ
теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских
направлениях
заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом
гимне
основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает
жизнь,
силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый
стих
кончается вопросом: "Кому приносить жертвы?", и только последний
стих
(который является более поздним прибавлением) на этот вопрос
отвечает.
Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный
символ
первичной силы творения.
Деструкция традиционной мифологии и ведического ритуализма
проявляется,
в частности, в космологическом гимне, называемом Насадил,
который
принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале
не
было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства
и
неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое
(тад
экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное
конкретного
содержания, которое само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого
не
было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было]
неразличимою
водою", наделенной принципом перемены самой себя на более высоком
уровне
безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в
тексте
только обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас (тепло) и
кама
(стремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс
бытия.
Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются
в
заключении, где автор спрашивает:
"Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги
появились
[только] с созданием этого [мира]... Откуда все возникло, откуда
все
образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит
за
этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?" Гимн
не
является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает
и
формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало
широкие
возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным
образом
толкуют этот гимн и современные исследователи.
И в более поздних ведических текстах - брахманах -
встречается
высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых
местах
развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе
которой
возникают отдельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезис '
часто
сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается
как
абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения, мира,
а
его образ .лишен антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах
встречаются
положения, указывающие на различные, формы дыхания ( прана ) как
первичные
проявления бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально
связанных
с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из
главных
проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный уровень
и
понимаемых как основное проявление бытия.
Брахманы являются прежде всего практическими руководствами
ведического
ритуала, культовая практика и связанные с нею мифологические изложения -
это
их главное содержание. В брахманах мы не находим никакой
целостной
религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются
некоторые
понятия, которые становятся центральной темой упанишад. С мифологией
брахман
во многом связан позднейший индуизм.
Упанишады (буквально: "сидеть около") \ Здесь - сидеть около
учителя, чтобы выслушать его изложение содержания данных текстов. \
образуют завершение ведической литературы. Староиндийская
традиция
насчитывает их в целом 108, сегодня известно около трехсот
различных
упанишад. Преобладающая масса текстов возникла в конце ведического
периода
(ок. VIII-VI вв. до н. э.), и взгляды, которые в них развиваются,
уже
некогда модифицированы и находятся под влиянием других, более
поздних
философских направлений. Старейшими и важнейшими являются
Брихадараньяка,
Чхандогья, несколько более поздними-Айтарея, Кена, Каушитаки и ряд других.
В упанишадах весь комплекс ведической идеологии, в
частности
абсолютизация жертвы и ее всепроникающей силы, подвергнут ревизии.
Однако
упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно
найти
лишь массу разнородных воззрений. Примитивные анимистические
представления,
интерпретации жертвенной символики (часто на мистической основе)
и
спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми абстракциями, которые
можно
охарактеризовать как первые формы действительно философского
мышления
Древней Индии. Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего
новое
истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы
бытия
выступает универсальный принцип-безличное сущее ( брахма ),
отождествляемое
также с духовной сущностью каждого индивида ( атман ). Концепция
брахмы
восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что сообщает
жертве
ее всемогущую силу и в конечном понятии представляет
универсальный
космический принцип. В упанишадах брахма является абстрактным
принципом,
полностью лишенным прежних ритуальных зависимостей и предназначенным
для
постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой
сущности
мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной
духовной
сущности, души, которая, как уже говорилось, отождествляется с
универсальным
принципом мира (брахма). Эта констатация идентичности различных форм
бытия,
выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью
всего
окружающего мира являются ядром учения упанишад.
Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни
(
самсара ) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение
о
круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как
определенная
форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в
анимистических
представлениях исконных жителей. Индии. Оно также связано с
наблюдением
определенных циклических природных явлений, с попыткой их
интерпретации.
Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах
эта
мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. Закон
кармы
диктует постоянное включение в круговорот перерождений и
детерминирует
будущее рождение, которое является результатом всех деяний
предшествующих
жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие
действия,
жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как
брахман,
кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в
будущей
жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадет
в
телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем
человек
встречается в жизни, определено кармой.
Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные
и
социальные различия в обществе как следствия этического
результата
деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким образом, тот,
кто
действует в соответствии с существующими нормами, может,
согласно
упанишадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как
личности
не существуют, впрочем как не существует и человек,
ограниченный
пространством и временем. Атман, когда покидает тело, сожженное
на
погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться
в
этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят
тексты,
идти путем отцов ( питръяна ). Познание (одна из центральных тем
упанишад)
состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто
это
единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений
(самсары)
и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его
индивидуальная
душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под
влияния
кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов ( деваяна ).
Основные тезисы упанишад бесчисленное количество раз
комментируются,
развиваются и освещаются с различных точек зрения.
Упанишады в основном идеалистическое учение, однако оно не целостно
в
этой основе, так как в нем встречаются взгляды, близкие к материализму.
Это
относится, в частности, к учению Уддалака, хотя и он не выработал
целостной
материалистической доктрины. Уддалака приписывает творческую силу
природе.
Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов - тепла, воды и
пищи
(земли). И даже атман является материальной прасущностью человека.
С
материалистических позиций отбрасываются представления, согласно
которым
вначале мира было не-сущее (асат), из которого зародилось сущее (сат) и
весь
мир явлений и существ.
Упанишады являются выдающейся попыткой поколебать монопольное
положение
брахманов в идеологии и духовной жизни общества. Не случайно
мыслители
упанишад в большинстве происходили из варны кшатриев, а иногда и
вайшьев.
Это является следствием изменений в экономическом положении отдельных
варн,
которые завершили свое формирование к концу ведического периода.
Упанишады имели большое влияние на развитие последующего мышления
в
Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным
положением
для всех последующих религиозных и философских учений, за
исключением
материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются
некоторые
более поздние философские школы, прежде всего веданта.
УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе
начинают
происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное
и
ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия
между
членами отдельных варн и каст, меняется положение
непосредственных
производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок
и
теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые
большие
государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в
рамках
единого монархического государства объединяется практически вся
Индия.
Важным компонентом социальной и экономической системы остается община,
в
которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется
имущественная
дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний
слой,
который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую
силу;
возрастает число зависимых граждан и наемных работников.
Это также и время поисков в религиозно-философской сфере.
Традиционный
ведический ритуализм и старая, часто примитивная мифология не
соответствуют
новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых
от
идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное
положение
брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека
в
обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются
отдельные
направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом
к
насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение
приобретают
прежде всего учения джайнизма и буддизма.
Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается
Махавира
Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил
из
богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет
он
покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских
рассуждений
прийти к принципам нового учения. Потом он занимался
проповеднической
деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей
в
Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии.
Вардхаману
называют также Джина (Победитель- имеется в виду победитель над
круговоротом
перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был
только
последним из 24 учителей - тиртхакаров (творцов пути), учение
которых
возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное
время
существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в.
н.
э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное
ядро
джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.
Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских
системах)
религиозные спекуляции смешиваются с философскими
рассуждениями,
провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка - материальная
(
аджива ) и духовная ( джива ). Связующим звеном между ними является
карма,
понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и
дает
возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи
с
душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма
постоянно
сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты
подробно
разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм,
которые
имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют
на
главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела,
будучи
совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу
в
круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от
злых
и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары.
Джайнисты
верят, что человек при помощи своей духовной сути может
контролировать
материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и
к
чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь
душа,
которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и
цепи
перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-
творец
или бог, который вмешивается в человеческие дела.
Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь
при
помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет
большое
внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности
(
триратна ). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном
правильной
верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании
и,
наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего
веры
и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов,
по
сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням
и
формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души
от
самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо
человек
может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим
объясняется
эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических
принципах,
разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно
изложены
различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы,
в
частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы,
касающиеся
полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются
нормы
деятельности, поведения и т. д.
Составной частью джайнистского канона являются также
различные
умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос,
согласно
джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть
уничтожен.
Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе,
которая
постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей
степени
обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются
от
кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут
наивысшей
границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих
основных
сущностях ( джива-аджива ), об отдельных компонентах, из которых
состоит
космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и
времени.
Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания,
которые
касаются жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и легенды, связанные
с
личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира
(нашей
Земли).
С течением времени в джайнизме сформировалось два направления,
которые
отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные
взгляды
отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие
одежду),
более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в
белое).
Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.
Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм -
учение,
основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.),
сын
правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте
29
лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный
жизнью,
он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет
бесполезной
аскезы он достигает пробуждения ( бодхи ), т. е. постигает
правильный
жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции,
впоследствии
он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально
"пробужденный", иногда неточно переводиться как
"просвещенный",
"просветленный" \. В течение жизни у него было много последователей.
Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его
учение
приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни,
которые
стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.
Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции,
а
канонические тексты были записаны через несколько столетий
после
возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь
Будды
множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура
постепенно
приобретала божественный характер.
Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения,
тем
не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию
относительно
основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.
Центром учения являются четыре благородные истины, которые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67
|