рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы, денежное обращение и кредит

производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный

спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то

уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом

рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов

инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом,

развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

0. По субъектам заемных отношений различают:

. займы, размещаемые центральными органами управления;

. займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

. внутренние;

. внешние.

0. По возможности обращения на рынке:

. рыночные;

. нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных

инвесторов, например, страховых компаний, банков).

0. По сроку:

. краткосрочные (до года) (векселя);

. среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);

. долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

0. По обеспеченности долговых обязательств:

. закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием

администрации);

. беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного

органа управления.

0. По способу выплаты дохода различают :

. выигрышные облигации;

. процентные;

. с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

0. В зависимости от метода определения дохода:

. долговые обязательства с твердым доходом:

. с плавающим доходом.

0. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения

различают:

. обязательства с правом досрочного погашения;

. без права досрочного погашения.

0. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

. погашение единовременным платежом;

. частями :

в том числе равными долями;

возрастающими;

снижающимися долями.

3.10.2 Российская Федерация как заемщик

В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ"

под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства

Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ.

В связи с этим различают:

. государственный долг—это долговые обязательства Правительства

РФ;

. общегосударственный долг—это долговые обязательства

Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями,

входящими в состав государства.

РФ не несет ответственности по каким- бы то ни было долговым

обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Структура государственного внутреннего долга

|Инструмент заимствования |Годы |

| |1995, % |1996, %|1997, %|

|1. Задолженность Правительства РФ |98 | | |

|–в т.ч. ЦБ по кредитам на покрытие |67,6 | | |

|бюджетного дефицита | | | |

|–предприятиям и населению |30,4 | | |

|из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.) |12,4 | | |

|КО |6,2 | | |

|2. Задолженность Центрального банка |1,6 | | |

|РФ | | | |

|в т.ч. внутренний долг ЦБ РФ принятый|1,1 | | |

|от бывшего СССР | | | |

|3. Прочая задолженность |0,4 | | |

|Итого государственный внутренний |88400 | | |

|долг, млрд. руб. |100% | | |

|В % к ВВП |14-15% | | |

|в т.ч. по обязательствам бывшего СССР|4% | | |

|Государственный внешний долг, млрд. |119,9 | | |

|долл. | | | |

|в т.ч. долг СССР, млрд. долл. |(9 | | |

|долг членам Парижского клуба |40 | | |

|членам Лондонского клуба |32 | | |

|остальным |35-37 | | |

3.10.3 Российская Федерация как гарант

0. В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом

Государственной Думой 24.02.95г. №68-Ф3, говорится, что государство

гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов

в Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991г. Гарантированные

сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.

0. Государственные гарантии выдаются:

. при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными

группами;

. государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная

пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим

обществом в 1994-99гг. облигационному займу;

. государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы,

привлекаемые для обеспечения экспорта;

. государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл.

предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим

кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.

3.10.4. Российская Федерация как кредитор

Внутренние ссуды. Предоставление суд осуществляется в соответствии с

Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки

предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994г.

№1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение

структурной перестройки,, расчетов по целевым кредитам, на разработку,

внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов.

Контроль за использованием ссуд возлагается на Министерство финансов

РФ и его органы—Казначейство и Контрольно-ревизионное управление.

Внешние ссуды. Ежегодно утверждается размер государственных кредитов,

предоставляемых РФ. В 1995г. он составил 600 млн. долл. США.

Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в

погашение основного, ранее выданного долга.

По состоянию на март 1996г. государственные долги составляют (млн.

долл.):

|Армения |92,6 |Украина |2703,9 |

|Белоруссия |470,2 |Киргизия |134,3 |

|Таджикистан |254,3 |Казахстан |1318 |

|Узбекистан |486,8 |Грузия |147,4 |

|Молдова |122,3 |Азербайджан |81,5 |

4. Внебюджетные специальные фонды

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов,

находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов

самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в

названии фонда.

Внебюджетные фонды создаются 2-мя путями:

0) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное

значение;

0) формированием внебюджетного фонда с собственным источником доходов

для определенных целей.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии

с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР (от 17.10.91г.)

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное

собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов

Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в

собственности государства, но являются автономными и имеют строго целевое

назначение.

В Российской Федерации с 1992г. действует более 20 фондов, в том

числе:

. Социальные : Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального

страхования (ФСС), Государственный Фонд занятости населения РФ

(ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС),

Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.

. Экономические : Федеральный и территориальный дорожные фонды,

Фонд воспроизводства минерально–сырьевой базы РФ и т.д.

В Федеральный бюджет на 1996г. включались средства следующих

внебюджетных фондов :

Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ,

Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда

развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с

преступностью.

Для учета доходов и расходов этих фондов в ЦБ РФ и главном управлении

Федерального казначейства МФ РФ открываются специальные внебюджетные

счета, руководство которыми возлагается на государственные органы,

уполномоченные управлять средствами этих фондов.

4.1. Пенсионный фонд РФ

Фонд образован в соответствии с постановлением Верховного совета РСФСР

от 22.12.1990г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение,

осуществляющее свою деятельность по закону в целях управления пенсионным

обеспечением.

Средства ПРФ формируются за счет 3-х главных источников:

. страховых взносов работодателей;

. страховых взносов работающих;

. ассигнований из федерального бюджета;

. доходов от вложений в государственные ценные бумаги.

Страховые взносы установлены в % от начисленной оплаты труда по всем

основаниям. В 1996г. они действовали в размере:

. 28% для работодателей (предприятий, учреждений, организаций);

. 20,6% для колхозов и совхозов;

. 26% для предприятий, выплачивающих авторские гонорары;

. 5% для крестьянских (фермерских) хозяйств;

. 5% для частных предпринимателей.

. все работающие граждане платят страховые взносы в ПРФ в

размере 1% от начисленной оплаты труда.

Изменения:

Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке 1

раз в месяц платежными поручениями одновременно с чеком на получение

наличных на зарплату. Плательщиками налога не являются :

. общественные организации инвалидов, а также предприятия,

принадлежащие им на правах собственности;

. воинские формирования РФ — по денежному довольствии.

военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава

органов внутренних и дел и федеральных органов налоговой

полиции.

Средства ПРФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий

военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в

возрасте от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадавшим от аварии на

Чернобыльской АЭС.

Система социального обеспечения в России

Пенсии по старости

Назначаются мужчинам по достижению 60 лет и общем трудовом стаже 25

лет, женщинам соответственно — 55 лет и 20 лет.

Существуют льготные сроки назначения пенсии в связи с особыми

условиями труда (подземные работы, горячие цеха, химическое производство,

работа на Севере).

Пенсии устанавливаются в размере 55 % заработка и сверх того 1% за

каждый полный год сверх установленного трудового стажа, но не может быть

> 75% заработка.

Пенсия по инвалидности -вследствие трудового увечья и

профессионального заболевания. I-II группа инвалидности —75% заработка.

Минимальная пенсия — в размере минимального размера пенсии по старости.

III группа — 30% и минимальная на уровне 2/3 минимальной пенсии по

старости.

Добавляется 1% за каждый год сверх установленного, но не более чем на

20%.

Пенсия по случаю потери кормильца начисляются нетрудоспособным членам

семьи умершего, состоявшим на его иждивении. К ним относятся:

. дети, братья, сестры, внуки не достигшие 18 лет или старше до

окончания очных высших учебных заведений;

. отец, мать, супруг, если они пенсионеры;

. один из родителей или супруг, если он не работает и занят

уходом за детьми.

Пенсия установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого

нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих

родителей, в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

Пенсия за выслугу лет (морякам, учителям, врачам, артистам, летчикам

ГА). Пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка и

повышается по 1% за каждый год сверх требуемого стажа работы.

Социальная пенсия — начисляется лицам, не имеющим права на пенсию по

труду.

Устанавливается:

. инвалидам I и II групп, в. .т.ч. с детства;

. детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих

родителей;

. гражданам в возрасте 60 и 55 лет, соответственно мужчинам и

женщинам.

Размер:

. минимальная пенсия по старости;

. инвалидам II группы (кроме детей), детям, потерявшим 1

родителя — 2/3 пенсии по старости;

. инвалидам III группы — половина минимальной пенсии.

Руководство ПФР осуществляет правление и его постоянно действующий

орган—Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в республиках в

составе РФ, в национально-государственных и территориальных образованиях

и на местах (городах и регионах) имеются уполномоченные Фонда.

Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство

труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанки.

Бюджет ПФР утверждается законодательным органом. В законе о бюджете

ПФР утверждается общая сумма доходов, в .т.ч. по источникам и общая сумма

расходов, в т.ч. по направлениям. В 1996г. бюджет ПРФ утвержден в сумме

163,1 млрд. руб.

В 1998г. - млрд. руб.

Сейчас ведется перепись работающих с целью создания адресных

накопительных счетов. Кроме государственных ПФ существуют и

негосударственные ПФ. Они действуют на основании Закона “О

негосударственных пенсионных фондах”.

4.2. Фонд социального страхования (ФСС РФ)

Действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля

1994г.

Основные задачи Фонда — обеспечение гарантированных государством

пособий:

. по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа —

60%, от 5 до 8 лет — 80%, свыше 8 лет — 100% заработка,

вследствие трудового увечья — 100%);

. по беременности и родам : 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в

случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х — 110

дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере

100%;

. единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки

на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель — 50%);

. при рождении ребенка (с 1.04.93г. — 5 минимальных размеров оплаты

труда);

. по уходу за ребенком до 1.5 лет;

. ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от

минимального размера оплаты труда;

. на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

Средства фонда образуются из:

. страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм

собственности;

. доходов от инвестирования части временно свободных средств;

. ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в ФСС — 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

В отличие от Пенсионного фонда плательщик сначала перечисляет в ФСС

15% начисленной за квартал суммы, а 85% — используется на предприятии

для выполнения задач фонда . Недоиспользованные средства в конце года

подлежат перечислению в ФСС.

Управление ФСС

В 1996 г. средства ФСС составили 25,7 трлн. руб.

В 1998г. - трлн. руб

4.3. Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН)

Образован по Закону РСФСР “О занятости населения РСФСР (19 апреля

1991г.)". Положение о ГФЗН утверждено ВС РФ 8 июля 1993г.

Фонд формируется за счет:

. обязательных стразовых взносов работодателей;

. обязательных стразовых взносов работающих;

. ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Размер страховых взносов:

. для работодателей 1,5% к начисленной по всем основаниям оплате

труда. Работающие не платят.

Освобождены от уплаты:

. религиозное объединения и их предприятия;

. общественные организации инвалидов и их предприятия;

. воинские формирования РФ.

Начисленная сумма страховых взносов распределяется между Фондами

занятости местных органов, Федеральным фондом занятости и фондом

занятости субъектов РФ.

Средства фонда направляются на :

. профессиональное обучение безработных;

. создание новых рабочих мест;

. компенсации, выплаты и субсидии;

. переезд безработных;

. материальную поддержку безработных;

. создание страхового резерва;

. содержание аппарата фонда;

Пособие по безработице выплачивается 18 месяцев уволенным и имеющим

работу в течение последних 26 недель и не работающим в настоящее время

гражданам.

Первые 3 месяца – 75% среднемесячного заработка за последние 3 месяца;

4 месяца – 60%;

дальше — 45% , но не ниже минимального размера оплаты труда.

Уволенным и не имеющим стажа 26 недель; впервые ищущим работу

(например, студентам); возобновляющим работу после длительного перерыва

(например, после ухода за ребенком) пособия выплачиваются в размере

минимального размера оплаты труда. Кроме этого, безработным выплачивается

материальная помощь, за них оплачиваются коммунальные услуги,

транспортные расходы, лечение в больнице.

Имеющим стаж работы достаточный для выхода на пенсию по старости, но

не достигшим возраста для выхода на пенсию, за счет средств Фонда

занятости может быть оформлена пенсия по старости.

Стипендии на период подготовки и переподготовки по направлению Фонда

занятости устанавливается в размере:

. уволенным и имеющим стаж 26 недель — в размере75% среднего

заработка за последующие 3 месяца; но не ниже минимального

размера оплаты труда;

. впервые ищущим работу или возобновляющим ее — в размере

стипендии для учебных заведений, но не ниже пособия по

безработице для этой категории;

. гражданам, утратившим способность выполнять прежнюю работу

вследствие несчастного случая — за счет средств предприятия в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.