рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

условиях., что обуславливает мотивы их действий.

Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой

деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие

этого--- фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект

манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы

отчуждения:

опустошение и обеднение труженика в процессе труда;

отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда

(собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту

труда;

отч результатов деятельности от субъекта;

отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов

общества;

соц структур и институтов от трудящихся -- бюрократическая машина.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для

жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат

- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл

ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот

создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб

полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор

потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.

Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен

только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма

деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная

жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для

поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству

не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб

отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже

отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ

первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон

жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это

значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой.

"Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь

особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в

усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми,

недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько глупыми и

односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем

им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем...

Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех

этих чувств - чувство обладания".

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает

его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение

отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не

подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из

принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс

отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По

освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой

сущности 4.гармонизации отношений между людьми.

Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в

единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами.

Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои

цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир

чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется

человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел

общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще

реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). -

творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней

природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра

коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно

для присвоения людьми челов сущности.

3.14 Постпозитивизм. Поиск новой рациональности как попыика преодолеть

слабость сциентизма и иррационализма

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену

позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания.

КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении

абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на

место старой теории приходит новая, и старое знание признается

заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, те теории и философии научного

познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост

знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно

выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ

РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от

фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются

гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся

предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными

утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а

также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается

временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена

окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее

образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и

подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию

нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория

фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь

одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на

которую обрушивается град рациональной критики. Отказался от узкого

эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами

органической связи теоретического и эмпирического уровня знаний.

Рост научного знания можно выразить схемой исходная проблема ---- множество

временных решений основной проблемы --- элиминация, исправление

обнаруженных ошибок--- новая проблема. Для обоснования своей концепции он

пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него

является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в

мире). Различные гипотетико -дедуктивные структуры отличаются своей

выживаемостью. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке

--- самые непротиворечивые. Научной признается концепция, которая поддается

сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может

быть сфальсифицирована. в отличие от науки, фил не поддается фальсификации,

то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она

обладает смыслом, без нее не обойтись. Решает проблему демаркации науки и

фил. Фил есть осмысление роста научного знания, включает в себя принципы

рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации.

Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3) мир

объективной истины без познающего субъекта. Это мир человеческого духа, мир

роста научного знания, гипотез, теорий. Проблема понимания истины

рассматривается всесторонне --- как соответствие объекта и любого его

обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит

идею объективной истины, механизм роста --- метод проб и ошибок,

предположений и опровержений. Пафосом его теории является убеждение в

необходимости создания теории научной рациональности, некой системы

стандартов и норм роста научного знания, осуществления демаркации научного

знания от ненаучного, Эта теория позволит решить три задачи : 1) избегать

наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе

немецкой классической философии; 3) не впадать в иррационализм.

Его концепция подвергается критике. Свел рост научного знания к дуэли

гипотез, фактов наблюдений. Игнорирует понятие истины, все заменено

рассуждениями о правдоподобных утверждениях,Кроме гипотез и фактов, есть

еще социальный и технический миры, совокупность множества факторов, которые

влияют на рост научных знаний. При научной критике и даже фальсификации

теории ученые не спешат отказаться от ее услуг, см механику Ньютона. Его

концепция трех миров имеет объективно-идеалистический характер.

ИМРЕ ЛАКАТОС. Реальны лишь те науки, которые позволют изучать себя с точки

зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный

вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий

друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-

исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро

программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично

разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению

подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым

эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить

важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и

программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про

другие программы, то сама программа , в которой ты находишься, признается

за абс знание и истину,что приводит к однобокости и неиспользованию

достоинств других программ.

ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Концепция эпистемологического анархизма. При столкновении

теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. Для

этого он выдвигает и разрабатывает принцип полифернации --- размножение

теорий. Отстаивает правомерность любой новой теории. Каждый ученый должен

творить свободно, как он хочет. При этом следует выдвигать даже

неподтвержденные и непроверенные законы и гипотезы. Источником

альтернативных идей могут быть знахарство. мистика, вост культы, здравый

смысл. магия и др. Все они имеют собственную ценность. НЕт общих норм

универсальных критериев рациональности или научности, всегда найдутся факты

или обстоятельства, при которых могут пригодиться нормы, стандарты и

концепции, отвергаемые в других условиях. Любая теория приемлема. Заслуга в

отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, при этом

наука предстает как процесс размножения теорий, нет единой линии и даже

устойчивых тенденций, а это неправда. Много внимания уделяет проблеме

терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов.

при этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже

противоречить друг другу. некритические заимствования их терминологии и

языка могут повредить ученому. Он не должен поддаваться нормам, а должен

исследовать факты сам, не поддаваясь давлению.

ТОМАС КУН. Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных

парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность

теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное

научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном

этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для

решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе

научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно

целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание

парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых

образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских

методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют

замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы

к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации

эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания

несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм

происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке.

Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию

теорий и росту эмпирических фактов. ОТкрытие аномальных фактов,

необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным

революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного

прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает,

полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее

эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает

своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической

преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных

коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и

психологических моментов.

Проблема рациональности.

Узкое понимание рациональности как соответсвие логико методологическим

стандартам подверглось в постпозитивизме критике и было заменено более

расплывчатым понятием рациональности, значение которого досихпор не вполне

ясно.

Сциентизм.

Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность

понимается как высший и аудентичный тип сознания и деятельности, образец

для всех сфер современной культуры. Следует научная рациональность, как

универсальное средство организации деятельности отождествляется с

целесообразностью.

Культ научнотехнического разума

Иррациональная трактовка рациональностей- утверждении о “кризисе”

рациональности равноправие научной религиозной, магической и других типов

рациональности.

Иррациональное – лежащее за пределами досегаемости разума, недоступное в

рамках логического мышления, противоположное рационализму.

3.15 Экзистенционализм. Источники и смысл.

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам

знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к

бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто

внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен

становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем

он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он

свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

3.16 Сущность, основные черты и мотивы развития русской философии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,

что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”.

Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл

естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,

объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо

свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и

свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.