рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

Чел увидевший эту красоту сумеет родить не признаки совершенства, а

совершенно истинное, потому что постигает он истину, а не призрак.

3.3 Философия Аристотеля

Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-

322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем

при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына -

Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - гимнасии

(Ликей).

До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не явл.

текстами самого А.. Например “Метафизика” по-видимому представляет

составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны

для поним. А. его сочин.: “О душе”, “Физика”, “категории”. Ф. А. охватывает

вопросы логики, психологии теори познания, Учения о бытии, космологии,

физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики,

эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов,

пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют б.

ценность.

Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно

сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об идеях) несостоят.

по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не

отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать

существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям,

эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отнош идей

к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть непоср.

сущностями вещей.

3.Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П.

впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и

сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и

несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более

общей идее, кот. и будет ее сущностью.

4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира приводит к

нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по

П., для всего сходного должна сущ едея, то кроме идеи , наприм. чел. и

кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного , что сущ между ними.

Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой идеи и ее вещей

должна сущ еще одна - третья - идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств.

мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма

нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть

единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди

мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению

к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по

А. является медь. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время

она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью

чего явл. материя. Согласно . в пределах мира чувств. вещей возможен

последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо.

Категориии эти т.о. становятся текучими.

каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей

высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю,

то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже

нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или

бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство

материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта

объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями

предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ.

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает

, что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он

не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут

быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть

признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для

познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм.

лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о

прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория

умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым

наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает

достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности.

Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному

(дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе.

Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр.

является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр.

видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя

самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной

свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий.,

однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут

активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним

среднезажиточнуе классы общесва.

А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он

считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия,

аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении

олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания,

олигархия и крайняя демократия.

3.4 Средневековая философия. Номинализм, реализм Фома Аквинский.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство.

Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и

культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в

Европе. Раннее средневековье характер. Становлением христ. догматики в

услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях

жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой

богословия, кот. должна была использовать свой рацион. Аппарат для

подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

"схоластики".(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно

влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. Школы

были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. Идеологи

склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов

древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианства, а за

ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф.

христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем

доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил.,

но дает более соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из

Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож.

откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап.

однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о

творении мира, о прир. чел и его целях). Апологетика использует логические

доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия

души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика

иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о

непостижимости разумом религиозных догматов. Склонна к софистике и

догматизму.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте

-африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из

ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона --- это

мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою епрер. лестницу

существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет

прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер,

бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он

дел., делает через него бог. Поставил проблему динамики личности и динамики

общечеловеческой истории. Развил христианскую концепцию всемирной истории,

противопоставив град

человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное

господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и

университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в)

3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось ,

что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их.

Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования ребов.

изощренная логика.

Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда

вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как

спор о универсалиях, т.е о прир. Общих одов и понятий. Сущ. 2 основных

решения этого вопроса. 1. общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от

чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.

универсалий: (троякость существования) "до вещей" в бож. разуме, "в самих

вещах" как их сущность или формы и "после вещей" - в чел. разуме как р-т

абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только

вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть

сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы

утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к

вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность

общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи. Зачатки

идеализма и неоплатонизм.

Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только

имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм.

познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Отделил знание от веры,

вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов Задача

знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В

самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему

способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к

общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. И

псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически

обозначающие многие объекты. номинализм - зачатки материализма.

Иоанн Эриугена--- Природу разделяет на четыре части

1) природа несотворенная и творящая (бог);

природа сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины единичных

вещей);

природа сотворенная и нетворящая(конечный мир и земное бытие человека);

природа нетворящая и несотворенная (бог как цель мировогопроцесса).

Мир вечно мыслим богом. На фоне общей картины миропонимание Э более

динамично и диалектично. В результате грехопадения человека созданы

единичные вещи, в результате искупления все возвращается в мир идей и в

бога. В антропологии - человек обладает свободой воли, предопределение есть

общий внеличностный мировой закон. гносеология - непознаваемость бога, а

самопознание человека есть условие познания веры и мира. Осужден церковью и

приговорен к сожжению.

АБЕЛЯР - диалектика, исследование истины путем обсуждения противоположных

суждений. Пытался примирить знание и веру. Умеренный номинализм, пытался

примирить Росцелина (крайний номинализм) и Гильома и Шампо (реализм).

Говорил о идее необходимости в божественной деятельности.

ДУНС СКОТТ ИОАНН - отделить философию (как рационально постигающую мир,

теоретическое знание) от теологии (практическая дисциплина для спасения

души). Свобода воли и подчинение разума воле - даже у бога, а бог есть

абсолютная свобода.

Фома Аквинский(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр.

вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Арист.

канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.

изначального принципа формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим

видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив.

явлений. Душа чел. Есть формообраз принцип, однако свое полное индив.

воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была

истолковывать свое отнош. к материи т.к. Иисус Христос был явлен в виде

челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт

не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о

творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. Целой системы

утонченных рассуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была воспринята

церковью как выход из тупика.

Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они

совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как

действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждая явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин

мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.

Личность --- самое благородное во всей природе явление, интеллект обладает

превосходством над волей. Но познание бога все же ниже, чем любовь к богу.

Проблема двух законов - божественный, который определяет господство церкви

над государством, и естественный - что бог вложил в умы людей. Причислен к

лику святых.

3.5 Методология Ф.Бекона

Френсис Бэкон

Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного

метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626).

Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая

часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания.

Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к

чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент

суть главные условия рац. метода. Главный труд - "Новый Органон". В этом

произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода

тому пониманию, на кот. основан "Органон" Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" - цель - принесение непоср.

пользы человеку 2. "светоносные" - цель не непоср. польза, а познание

законов и свойств вещей

Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь

средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе

знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и

доказательства. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование

методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума

от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры,

рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по аналогии с

собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о

природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием

различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий,

антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их

сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др, наоборот,

отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но

во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности

предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.

идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума

ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь

отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также полож учение о

методе исследов. В истории науки четко выступают 2 пути или метода

исследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих умозр

положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож на

паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что

ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке

материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы

исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство

исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и

орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание,

а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности

умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б.

фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают

доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев,

кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. Отрицательные

инстанции.

Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с

многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и

т.д.Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом,

занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера скорости

материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство

материи).движение есть прирожденное свойство материи. Оно вечно. Назвал 19

форм движения.

3.6 Европейский рационализм 17-18вв. Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид

Лейбниц

РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ)

Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии. Много

путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной

деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г.

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от

др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную

субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика ---

вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его

физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное

основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в

учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной

истиной истину о сущ. сознания, мышления:

"Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает

сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве

высшей субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометрии, ввел метод

координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало сист

алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность движения и

покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а также з-н сохранения

полного кол-ва движ. при соударении двух неупругих тел. В космогонии

выдвинул идею естественного развития солнечной системы; основной формой

движения космической материи, определяющей строение небесных тел, он считал

вихревое движение ее частиц. При этом понимание было еще механистическое.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что

чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не

сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна,

однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.