Реферат: Ранние государства на территории Казахстана
Зимние стоянки не были
долговременными. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и
верблюд — наиболее приспособленные для дальних кочевий.
Полукочевой вид
скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на
которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища —
землянки и полуземлянки. Часто на зимниках, на лето оставалась часть населения,
которая занималась хлебопашеством, заготавливая на зиму растительную пищу.
Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, в Семиречье, в
ряде районов Центрального и Западного Казахстана.
Третий вид скотоводства
— оседлый — предусматривал постоянную оседлость части населения, которая
занималась земледелием. Другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние
пастбища, расположенные, как правило, неподалеку. Так было на юге Казахстана, в
долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота.
Конечно, в жизни все было сложнее и существовало множество отклонений от этих
видов скотоводческого хозяйства и накладывало отпечаток на жизнь населения
разных регионов и районов Казахстана.
Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства
саков. По костным материалам из раскопок Центрального Казахстана установлены
два вида лошадей. Это низкорослая толстоногая с массивной головой и туловищем
лошадь и рослая стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники.
На материалах останков
86 коней из раскопок Пазырыкских курганов на Алтае удалось выделить четыре вида
лошадей. Наиболее крупные, резвые лошади появились в результате селекции. Эти
лошади использовались вождями и знатными воинами.
В выведении новых пород
лошадей участвовали и знаменитые породистые кони соседних территорий,
славившиеся своими скакунами — Ферганы, Бактрии, Парфии. Лучшие строевые кони
ценились кочевниками очень высоко, они же в случае смерти хозяина сопровождали
его в «потусторонний мир».
Одним из важнейших
видов домашних животных у кочевников были овцы, дававшие мясо, шерсть, молоко и
шкуры. Раскопки показывают, что были распространены крупные животные с сильно
выраженной горбоносостью. Они были близки современной породе казахских курдючных
овец.
Наряду с овцеводством у
саков было развито верблюдоводство, в первую очередь, в степных и полупустынных
районах Западного и . Южного Казахстана. Верблюд использовался как верховое,
так и вьючное животное, он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и
полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. До
недавнего времени было распространено мнение о том, что начиная с эпохи ранних
кочевников крупный рогатый скот не играл заметной роли в хозяйстве. Объяснялось
это тем, что для коров необходимы большие работы по заготовке кормов на зиму,
поскольку в отличие от лошадей и овец они не могут круглый год обходиться
подножным кормом. Однако кочевникам удалось вывести такую породу крупного
рогатого скота, которая круглый год содержалась на пастбище. Такую приспособленную
к кочевой жизни породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый живой
вес, неприхотливость в пище и густой шерстный покров, спасающий от холодов.
Земледение и
ирригация. Посевы на зимовках давали сакам растительную пищу. Выращивали
просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с сакскими поселениями
Чирик-рабат, Бабищ-мулла, Баланды посевы орошались с помощью каналов.
Ремесла и торговля.
Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с
добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. Как и в эпоху
бронзы, продолжали разрабатываться уже известные месторождения железа, меди,
олова, свинца, серебра, золота. Приблизительные подсчеты специалистов
показывают огромные масштабы горнорудных разработок. Так, в Имантауском
месторождении извлечено 3 млн. пудов медной руды, а из Джезказганского и
Успенского — соответственно 10000 и 20000 тыс., причем большая часть добычи
приходится на сакское время.
Из бронзы сакские мастера отливали
кинжалы, наконечники
ч»
стрел и копий, предметы
конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из
которых являются замечательными произведениями искусства. Для отливки изделий
использовались формы, сделанные из камня, глины.
Особенно многочисленны
находки сакских котлов и жертвенников на территории Семиречья — в Илийской
долине и Прииссык-кулье. Котлы сферической формы, на сферическом поддоне или на
ножках, которые зачастую оформлялись в виде ног животных. Ручки котлов
петлевидные, а у некоторых края украшены прото-мами животных. Так, один из
котлов, найденный вблизи Алматы, был украшен протомами крылатых горных козлов.
Жертвенники
представляют собой квадратные либо круглые столикообразные с бортиком подносы
на ножках или ножке. Размеры их различные — от больших «столов» до
компактных изделий.
Уникальный по своей
композиции жертвенник был найден на территории Алматы, на месте бывшего
святилища, от которого сохранилась круглая глиняная платформа с остатками
кострищ, слоем золы, перемешанной с костями животных и керамикой. На
конусовидной подставке находилось круглое блюдо, украшенное по краю 15
фигурками быков. На блюде укреплена фигурка конного лучника, повернутого
вполоборота к быкам и стреляющего в них из лука, рядом вертикальная трубочка
для фитиля. Возможно, всадник изображает Митру — «владыку рогатого скота»,
«угоняющего быков». Рядом с Алматы был найден еще один широко известный
специалистам бронзовый жертвенный стол, известный под названием «Семиреченский
алтарь». Он имеет прямоугольную форму с бортиком и ручками для переноски. Сам
поднос поставлен на. четыре короткие ножки в виде ног копытного животного. По
краю стола «идут» фигурки крылатых хищников.
Жертвенники-светильники,
видимо, были связаны с культом огня, а также в комплексе с котлами (как
правило, их находят вместе с котлами) использовались во время празднеств,
связанных с весенними и осенними праздниками, проводившимися по случаю начала
кочевий на летние пастбища или окончания летнего сезона, когда нагулявшие жир
табуны коней и отары баранов спускались с альпийских лугов в предгорья. Именно
в предгорьях, в красивых долинах проводились такие празднества, на которых в
котлах готовили угощение, а в святилищах, украшенных жертвенниками и
светильниками, приносили жертвы богам.
Торговля. В
период сакского господства в степях и горных долинах Евразии началась
транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока,
Средиземноморье и Китай.
В середине 1 тыс. до н.
э. начал функционировать степной путь, по которому доставлялись, престижные
товары в степную зону по 40 параллели и, начинаясь в большой излучине Хуанхэ,
он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и
Причерноморья, достигал земель греков и этрусков.
По описаниям Геродота,
степной путь шел из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в
Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай в страну аргиппиев, населявших район
верхнего Иртыша, а оттуда — в Монголию и Китай.
На значительном
протяжении этот путь проходил через Казахстан. По нему к сакам попадали
китайский шелк и иранские ковры, остатки которых были обнаружены при раскопках
Пазы-рыских курганов на Алтае.
Общество саков.
Вопрос о том, как было организовано сакское общество, до сих пор вызывает споры
ученых.
В письменных источниках
мало сведений о том, какие группы людей по своему имущественному положению,
характеру занятий, по своей роли входили в сакское общество.
Только римский историк
Квинт Курций Руф пересказывает легенду о том, что у саков есть волшебные
небесные дары: плуг и ярмо (хомут) для земледельцев, копье и стрела — для
воинов, чаша — для жрецов.
Исходя из этого, в
сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов (древнее
индоиранское название воина «ратайштар» — «стоящие на колеснице»); сословие
жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и
сословие саков-общинников, «восьминогих», т. е. имеющих двух волов для запряжки
в плуг. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета.
Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам — белый, общинникам
— желтый и синий.
Особо следует
остановиться на фигурах вождей и царей. Скорее всего, вожди сакских племен были
представителями воинского сословия. Греки называли их басилевсами — царями.
Атрибутами воинов и царей были лук со стрелами. Свой лук царь передавал сыну и
наследнику, поэтому лук и стрелы клали в могилы воинов и царей. Умение
виртуозно владеть луком должно было быть прерогативой царя. Не случайно
стрельба из лука и умение точно поражать цель проверялись на всевозможных
празднествах, а самый меткий стрелок по древней традиции получал на время таких
празднеств право повелевать людьми.
В то же время царь
проводил первую борозду на весенней пахоте, он же был по традиции и воспитанником
пастуха, что демонстрировало его связь с народом. Царь принадлежал к сословию
воинов, он же был и избранником богов, посредником между небом и землей,
центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной
энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа6.
Археологические
материалы подтверждают деление сакского общества на сословия, или группы. Это
заметно, прежде всего, по разнице в размерах погребальных курганов. В
могильнике Бесша-тыр особенно четко видна принадлежность огромных курганов — вождям,
средних — воинам и мелких — рядовым общинникам. В центре могильника Уйгарак
находились большие курганы вождей и знатных воинов с богатым набором вооружения
— луками, стрелами, топорами, клевцами. В восточной части располагались
захоронения жриц с каменными жертвенниками, зеркалами и
кусками охры и в
западной части — бедные могилы рядовых общинников. Вместе с находками сакской
письменности в кургане Иссык это свидетельствует о существовании у саков раннеклассового
общества и, видимо, государства7.
§ 3. Искусство и
мифология
Исследователи
сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством
Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и
Хань — с другой8.
В науке существуют
разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского
искусства «звериного стиля».
Раскопки последних лет
на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских
бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень
с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников,
оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают
исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это
два самостоятельных художественных стиля.
Скорее всего, в начале
I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные
племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы
вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в
искусстве.
В то же время, иранцы,
познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их
цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля.
Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное
воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих
государств во время своих переднеазиатских походов. После разгрома их царства
мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы
изобразительного творчества.
При раскопках кургана
Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью
кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился
сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял
еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен
вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и
сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний
мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в
парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых
захоронениях, за пределами кургана. Все кони были светлой и рыжей масти, т. е.
цвета царей и жрецов.
Курган
был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов: самая
большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры или,
скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки кабана,
золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а найденные в нем
предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет
предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем
более реально, что здесь для него имеются истоки. Уже в эпоху бронзы местные
мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие
оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н. э. формировалось
искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».
Искусство «звериного
стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки
познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к
сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в
число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс,
тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки
вкладывали в них определенное содержание.
Ювелирное искусство
достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с
литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу,
композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые
украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны,
украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы,
наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.
Сакское ювелирное
искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого
удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые
они носили, оружии, с которым они шли в бой.
В ювелирном искусстве
широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений,
вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков
очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и
животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло,
связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек,
пряжек, пуговиц.
Уже отмечалось, что
сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные
жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня —
сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.
Саки, как и другие
народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые
представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в
фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы,
Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный
«звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
Конь в мифологии саков
связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир,
выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги
Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней
на головном уборе царя
из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ
солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу
колесницу солнечного бога Аполлона.
Изображения хищных
орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов
солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре
коня или четыре орла.
Саки
имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе
представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением
солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были
боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров
— подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было
четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.
Примером
символического представления саков о космосе является головной убор сакского
царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по
кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор
помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры.
Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков,
окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию
мира снизу вверх: подземный мир — земля — небеса. На четырех крестообразно
расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей —
охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного
убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых
коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя
мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю
сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение
такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем
мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы
на его одежде это мифологическое представление9.
В целом, сакский, или
сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение
мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их
мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.
§ 4. Усуни
Племена
усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из
глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть усуней
переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во
главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг— князь над князьями).
Основная территория усуней располагалась в Илийской долине,
а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На
востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с
Ферганой (Даванью).
Столица усуней Чигучен
(Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный
город с предместьями.
Посол китайского
императора Уди князь Чжанцянь, в 138 г-отправленный на запад, писал о том, что
владения Усуней насчитывали 630 000 чел. и могли выставить 188 000 воинов.
Письменные источники сообщают также о 30-тысячной коннице отборной дружины
усуньских правителей и 10 тыс. подчинявшихся им лучниках10.
Политическая история
усуней, которая в источниках прослеживается до III в. н. э., повествует об их
связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе усуньских
гуньмо на китайских принцессах.
Этническая
принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что
усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были
предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь»
носит одно из крупных казахских племен.
Археологические
памятники. На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней,
исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных
долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов,
вытянутых по течению рек.
Большинство курганов
имеют диаметр 6—20 и высоту 0,5—1,5 м, состоят из земляных, каменных либо
каменно-земляных насыпей. В усуньских могильниках встречаются и громадные по
сравнению с общей массой курганы диаметром 50—80 и высотой 8—12 м. В могилах
таких курганов, даже ограбленных, археологи находят большое число украшений из
золота — бляшек от одежды, золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные
шкатулки.
Ранняя группа
могильников относится к III—II вв. до н. э. Это могильники Капчагай III, Утеген
III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III, Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая
планировка «цепочками» с севера на юг по 5—6 курганов в каждой.
К следующему периоду
(среднему), датируемому исследователями I в. до н. э. — I в. н. э. относятся
могильники Утеген I, II, Тайгак I, Карлаак I, Алтын-Эмель, Каратума,
Талгар, Актас. Установлено, что в это время усуньские могильники состояли из
курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трех курганов.
И, наконец, к третьему,
позднему периоду, который датируется II—III вв., относятся могильники Капчагай
II, Чулак-Джигида I, II, Гур-Кора II, Калкан IV.
Все курганы расположены
бессистемно, «цепочек» нет. Могилы грунтовые с подбоем, без деревянных
перекрытий.
Первое поселение усуней
было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского
Алатау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитными
стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на
которых готовилась пища. Большое количество
обломков крупных глиняных сосудов,
каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения
занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством.
В горных районах
Тянь-Шаня поселения усуней встречены во многих горных ущельях. Одно из них
Актас находится на берегу речки Курайлы, неподалеку от села Кегень. Здесь были
открыты остатки пяти жилых и хозяйственных построек, стены которых сложены из
камня. Рядом с поселком обнаружены древние поля, которые орошались выведенными
из реки арыками.
Страницы: 1, 2, 3
|