Реферат: Создание транспортных коридоров
19. Молдавский
Периодов - 11
|
1. С древнейших времен
до начала нового времени.
|
2. С нового времени по
370-ее годы
|
3. С 370 годов до конца
7 века
|
4. С конца 7 века до
конца 10 века
|
5. С конца 10 по конец
14 века
|
6. С конца 14 до 1480-х
годов
|
7. С 1480-х годов до
1774 года
|
8. С 1770-х до 1856 года
|
9. С 1856 года до начала
20 века
|
10. 1908 - конец 1990-х
годов
|
11. С конца 1980-х годов
и на перспективу
|
20-1.
Прибалтийский
(зона Литвы)
Циклы – 2.
Периоды:
Цикл 1 - 4
Цикл 2 - 3
|
Цикл 1.
Период 1.
1.1. С древнейших времен
до начала 8 века
1.2. С 8 по начало 11
века
1.3. С начала 11 по
середину 13 века
|
Период 2. С середины 13
века по 1386 год
|
Период 3. С 1386 года по
1462 год
|
Период 4.
4.1. С 1462 по 1569 годы
4.2. С 1569 по 1650-е
годы
4.3. С 1650-х годов по
1795 годы
|
Цикл 2.
1.
С 1795 по 1920 годы
|
2.
С 1920 по 1991 год
|
3. С 1991 года и на
перспективу
|
20-2.
Прибалтийский (зона
Латвии - Эстонии)
Циклы – 2.
Периоды:
Цикл 1 - 3
Цикл 2 - 3
|
Цикл 1.
Период 1.
1.1. С древнейших времен
до начала 8 века
1.2. С 8 по13 века
|
2.
2.1. С начала 13 века до
1370 годов
2.2. С 1370 по 1570-е
годы
|
3. С 1550-х годов до
1721 года
3.1. С 1550-х годов до
1580-х годов
3.2. С 1580-х годов до
1700 года
3.3. С 1700 до 1721 года
|
Цикл 2.
Период 1. С 1721 до 1917
года
|
2. С 1914 по 1991
|
3. С 1991 года и на
перспективу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А Н К Л А В Ы
|
1. Калининградский
анклав
Периодов - 11
|
1. С древнейших времен
до начала 12 века
|
2. С начала 12 века и до
1370 годов
|
3. С 1370-х годов до
1525 года
|
4. С 1525 по 1756 годы
|
5. С 1756 по 1809 годы
|
6. С 1809 по 1914 годы
|
7. С 1914 по 1920 годы
|
8. С 1920 по 1939 год
|
9. С 1939 по 1945 годы
|
10. С 1945 по 1991 годы
|
11. С 1991 года и на
перспективу
|
2. Закарпатский
анклав
|
До сих пор себя четко не
проявил. Несомненно выделяется. Имеет некоторые отличия от истории западного
украинского района. Но в целом, может описываться моделью этого района. Можно
предположить, что в будущем будет играть важную роль.
|
3. Приднестровский
анклав
|
Проявил себя только
после 1991 года. Выяснилось, что прошлая его эволюция имела предпосылки
федерализации данного района, обретения им государственности. Но в целом,
может описываться моделью эволюции района Румынии - Молдавии и постепенного
социо-культурного его преобразования под давлением российской СКС. Можно
предположить что будет играть важную оль.
|
С 1993 года
сформировался в виде Приднестровской Молдавской социалистической республики
|
4. Белгородский
анклав
Периодов - 6
|
1. С древнейших времен
до 1526 года – варварско-кочевая СКС
|
2. С 1526 по 1812 годы –
доминирование Османской империи
|
3. С 1812 по 1918 годы –
доминирование Российской империи
|
4. С 1918 по 1940 годы –
доминирование Румынии
|
5. С 1940 по 1991 годы
доминирование СССР
|
6. С 1991 года – часть
Украины
|
5. Крымский
анклав
Периодов - 14
|
1. С древнейших времен
до 8-7 веков до новой эры.
|
2. С 8-7 по 2-1 века до
новой эры.
|
3. Со 2-1 веков до новой
эры по 380-е годы новой эры.
|
4. С 380-х годов новой
эры до середины 6 века.
|
5. С 6 века по 10 век.
|
6. С 10 века до начала
13 века.
|
7. С начала 13 века по
1370-е годы.
|
8. С 1370-х годов по
1475 год.
|
9. С 1475 года до начала
18 века.
|
10. С начала 18 века по
1783 год.
|
11. С 1783 по 1856 годы.
|
12. С 1856 по 1917 годы.
|
13. С 1917 по 1991 годы
|
14. С 1991 и на
перспективу
|
6.
Остров Змеиный
Периодов - 5
|
1. С 17 века и до 1788
года часть Османской империи
|
2. С 1788 по 1918 годы –
часть Российской империи
|
3. С 1918 по 1940 годы –
часть Румынии
|
4. С 1940 по 1991 годы
часть СССР
|
5. С 1991 года часть
Украины
|
7. Армянский
анклав
Периодов - 11
|
1. С древнейших времен
до 6 века до новой эры
|
2. С 6 века до новой эры
до 303 года до новой эры
|
3. С 303 года до новой
эры до 34 года до новой эры
|
4. С 34 года до новой
эры и до 270 года новой эры
|
5. С 270 до 1045 годы
|
6. С 1045 до 1375 годов
|
7. С 1375 по 1560 годы
|
8. С 1560 годов до
начала 19 века (1828 год)
|
9. С 1828 до 1908 года
|
10. С 1908 по 1991 годы
|
11. С 1991 года и на
перспективу
|
8. Таджикский
анклав
|
Не проявил себя. Но
несомненно выделяется в качестве анклава. Долгое время будет очагом
напряженности и почти непрекращающейся войны "всех против всех".
Очень сложный случай. Требует специального описания в виду того. Что
затрагивает сразу несколько социо-культурных систем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. ЛУНДСКАЯ ШКОЛА ВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ И ПРИМЕНЕНИЕ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
Постановка проблем создания транспортных коридоров во
многом связана с комплексным освоением территорий. Есть замечательный пример
практического и теоретического решения аналогичных проблем. Он связан с со
странами Северной Европы послевоенного времени (после 1945 года).
После 1945 года феноменом Северной Европы стала
массовая эмиграция населения в Северную Америку и отчасти в Австралию. Были
прияты решительные меры для приостановки эмиграции. Начались и научные
исследования. Проблема решалась за счет радикального повышения жизненного
уровня населения и проведения специально разработанной социальной политики.
Итогом стало то, что такие страны как Швеция, Финляндия и Норвегия фактически
имеют самый высокий в мире жизненный уровень.
В данном случае важен научный теоретический подход к
решению проблемы. Он изложен в многочисленных работах Лундской школы временной
географии. Название школы пошло от города Лунд, в котором расположен
университет, где велись исследования.
О высокой оценке результатов данной научной школы
говорит то, что ее основатель и лидер Торстен Хегерстранд был удостоен
Нобелевской премии в области экономики.
Не вдаваясь в многочисленные детали, приведем основные
принципы и понятия Лундской школы, а также основные публикации по данной теме
на русском и английском языках. Основной массив публикаций на шведском языке.
Но есть и достаточное количество английских переводов.
Еще раз отметим, что основное применение положений
данной научной школы ориентировано на комплексное освоение территорий. Решается
задача повышения привлекательности территории. Транспорт в данном случае
включен в эту задачу.
* * *
Поведение людей
определяется четкими пространственно-временными закономерностями. Человеческая
активность, как во времени, так и в пространстве носит закономерный характер.
Человек передвигается по определенным траекториям и в соответствии с
определенным ритмом. В зависимости от типа культуры, пространственно-временные
закономерности поведения людей обретают специфичный характер. Для нас сейчас
важно, что они всегда имеют место и их можно достаточно строго описать - дело
лишь в овладении соответствующей методологией.
Исследование
пространственно-временного поведения людей в процессе деятельности имеет
исключительно важное значение для анализа освоения территорий. В сущности, это
должно стать одной из основных тем исследований при анализе транспортных сетей
и проблем освоения территорий.
В виду того, что
данные исследования примерно 25 - 30 летней давности все еще мало известны и в
виду того, что основной массив информации на английском и шведском языках,
приведем информацию по научной школе более детально.
История развития
Лундской школы
Основателем и
признанным лидером Лундской школы является шведский географ Торстен
Хегерстранд. Школа развивается с конца 1950-х годов в значительной степени на
основе конкретизации и разработки его идей. Основополагающие положения, послужившие
базой формирования школы, изложены Хегерстрандом в начале 1950-х годов.
Потребовалось около 10 лет, чтобы идеи стали западной географической классикой.
Т. Хегерстранд исследовал процесс диффузии нововведений. Проблема занимала
западных географов и раньше, но Хегерстранд применил для этой цели строгие
методы, что позволило получить оригинальные результаты.
Основное
достижение Хегерстранда и Лундской школы в целом состоит не столько в создании
математической основы пространственно- временных исследований, сколько строго
последовательной теоретической их базы. Географы обычно оперируют неявно
определяемыми теоретическими и методологическими принципами, как правило, без
жесткой формализации их. Т. Хегерстранд одним из первых создал географическую теорию
с последовательно описанными самим автором принципами и системой понятий.
Основное значение его исследований состоит именно в создании прецедента:
исследование пространственных процессов может быть не менее строгим, чем
исследования в других областях, бравирующих своей строгой научностью и
применением математики.
Помимо общего
теоретического и методологического значения разработки Т. Хегерстранда
исключительно важны для понимания процесса диффузии нововведений как волнового
явления. Диффузия нововведений - очень общий процесс, характерный для множества
областей. К примеру, процессы освоения пространства во всех существующих
социо-культурных системах могут успешно описываться с этих позиций. Подобный
подход плодотворен и во многих других областях, в частности, рекреационной
географии.
На начальном
этапе исследование процесса диффузии нововведений почти целиком шло в духе
количественной географии. Учет отдельных элементов психологии людей был
обусловлен спецификой проблематики, но определяющего влияния на постановку и
решение проблем не оказывал. Продолжая работать в том же направлении,
Хегерстранд существенно откорректировал свои первоначальные взгляды. В 1960-е
годы в основных чертах была сформулирована система принципов и понятий
"временной" географии, которая сохраняется и поныне.
Важным этапом
эволюции научной школы стало создание в Лунде исследовательской группы по
проекту "Использование времени и экологическая организация". В ее
рамках Хегерстранд со своими коллегами Б. Ленторпом, С. Мартенссоном, П. Карлстейном
и другими продолжил исследования. Важнейшее значение для формирования школы
имело и то, что Хегерстранд и его последователи основали англоязычный журнал
"Lund Studies in Geography. Human Geography", в котором могли
оперативно и на доступном языке, для громадного большинства географов мира,
публиковать свои - и не только свои - разработки, как правило, пионерного
характера. В частности, знаменитая книга Вильяма Бунге "Теоретическая
география", ставшая классикой количественной революции в географии, не
могла быть опубликована в Северной Америке: даже столь толерантное научное
сообщество, как в США, сочло ее слишком радикальной. Книгу Бунге опубликовали в
Лунде, и уже через год после этого она стала классической.
В целом, для
формирования школы сложились благоприятные условия: бесспорный лидер с идеями,
способными увлечь научную молодежь; результаты исследований, находившие
применение на практике и высоко оцениваемые правительством Швеции; собственный
журнал, - все это способствовало формированию жизнестойкой и продуктивной
научной школы. Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи Лундской
школы так до сих пор и не распространились за пределами западной географической
науки.
Принципы и
понятия Лундской школы
Среди
исследовательских принципов Лундской школы наиболее существенными являются
следующие:
·
последовательное
введение временного аспекта в географические исследования пространственного
поведения человека. До этого в западной географической науке основные усилия
были направлены на исследование только пространственных структур и процессов,
временной же аспект фактически отсутствовал. Лундская школа осуществила синтез
пространственных и временных параметров человеческой деятельности;
·
ориентация
на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной
деятельности. Всегда сложно преодолеть грань между пусть даже очень умными
научными разработками и исследованием реальности. Реальность часто оказывается
"неправильной", и тогда теории игнорируют ее, а на практике пытаются
приводить в соответствие с неким идеалом. Лундская школа на основании строгой
теории стала изучать обыденную реальность пространственно-временного поведения
людей такой, какая она есть. Реальность не критиковали и не исправляли - ее
описывали, чтобы получить возможность учитывать реальные закономерности в
практической работе. "Антиконструктивность" Лундской школы, ее
преклонение перед существующей реальностью исключительно важны.
Отмеченные два
общих исследовательских принципа потребовали от представителей Лундской школы
немалого научного мужества и при всей кажущейся тривиальности оказались очень
оригинальными и полезными для исследований. В частности, в рекреационной
географии - после кратковременного флирта ее теории с практикой создания ТРС -
важно обратиться к изучению реальности такой, какая она есть. Следует оставить
попытки сотворения реальности в сфере рекреационной деятельности - нужно лишь
следовать ей. Кроме того, жизнь показала, что время не остановилось и в СССР:
быстро и бесповоротно произошли поразительные перемены в пространственной
организации рекреационной деятельности населения российской СКС. Научное
сообщество оказалось не готово к подобной эволюции реальности.
При изучении
пространственно-временной деятельности человека в Лундской школе принято
исходить из следующей системы ограничений, сформулированной Т. Хегерстрандом:
·
неделимость
человека,
·
ограниченная
и статистически известная продолжительность жизни человека,
·
ограниченные
возможности участия человека одновременно более чем в одном виде
пространственно значимой деятельности,
·
факт
наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности,
·
факт
расходования времени на передвижение между точками в пространстве,
·
ограниченная
вместимость пространства активности человека,
·
ограниченные
размеры земного пространства,
·
факт
наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.
Эти положения
можно рассматривать как конкретно-научные принципы пространственно-временного
исследования человека в Лундской школе, которые раскрываются в строгой системе
понятий. Приведем основные из них.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|