рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Создание транспортных коридоров

19. Молдавский

Периодов - 11

1. С древнейших времен до начала нового времени.

2. С нового времени по 370-ее годы

3. С 370 годов до конца 7 века

4. С конца 7 века до конца 10 века

5. С конца 10 по конец 14 века

6. С конца 14 до 1480-х годов

7. С 1480-х годов до 1774 года

8. С 1770-х до 1856 года

9. С 1856 года до начала 20 века

10. 1908 - конец 1990-х годов

11. С конца 1980-х годов и на перспективу

20-1.

Прибалтийский

(зона Литвы)

Циклы – 2.

Периоды:

Цикл 1 - 4

Цикл 2 - 3

Цикл 1.

Период 1.

1.1. С древнейших времен до начала 8 века

1.2. С 8 по начало 11 века

1.3. С начала 11 по середину 13 века

Период 2. С середины 13 века по 1386 год

Период 3. С 1386 года по 1462 год

Период 4.

4.1. С 1462 по 1569 годы

4.2. С 1569 по 1650-е годы

4.3. С 1650-х годов по 1795 годы

Цикл 2.

1.

С 1795 по 1920 годы

2.

С 1920 по 1991 год

3. С 1991 года и на перспективу

20-2.

Прибалтийский (зона Латвии - Эстонии)

Циклы – 2.

Периоды:

Цикл 1 - 3

Цикл 2 - 3

Цикл 1.

Период 1.

1.1. С древнейших времен до начала 8 века

1.2. С 8 по13 века

2.

2.1. С начала 13 века до 1370 годов

2.2. С 1370 по 1570-е годы

3. С 1550-х годов до 1721 года

3.1. С 1550-х годов до 1580-х годов

3.2. С 1580-х годов до 1700 года

3.3. С 1700 до 1721 года

Цикл 2.

Период 1. С 1721 до 1917 года

2. С 1914 по 1991

3. С 1991 года и на перспективу

А Н К Л А В Ы

1. Калининградский анклав

Периодов - 11

1. С древнейших времен до начала 12 века

2. С начала 12 века и до 1370 годов

3. С 1370-х годов до 1525 года

4. С 1525 по 1756 годы

5. С 1756 по 1809 годы

6. С 1809 по 1914 годы

7. С 1914 по 1920 годы

8. С 1920 по 1939 год

9. С 1939 по 1945 годы

10. С 1945 по 1991 годы

11. С 1991 года и на перспективу

2. Закарпатский

анклав

До сих пор себя четко не проявил. Несомненно выделяется. Имеет некоторые отличия от истории западного украинского района. Но в целом, может описываться моделью этого района. Можно предположить, что в будущем  будет играть важную роль.

3. Приднестровский анклав

Проявил себя только после 1991 года. Выяснилось, что прошлая его эволюция имела предпосылки федерализации данного района, обретения им государственности. Но в целом, может описываться моделью эволюции района Румынии - Молдавии и постепенного социо-культурного его преобразования под давлением российской СКС. Можно предположить что будет играть важную оль.

С 1993 года сформировался в виде Приднестровской Молдавской социалистической республики

4. Белгородский

анклав

Периодов - 6

1. С древнейших времен до 1526 года – варварско-кочевая СКС

2. С 1526 по 1812 годы – доминирование Османской империи

3. С 1812 по 1918 годы – доминирование Российской империи

4. С 1918 по 1940 годы – доминирование Румынии

5. С 1940 по 1991 годы доминирование СССР

6. С 1991 года – часть Украины

5. Крымский

анклав

Периодов - 14

1. С древнейших времен до 8-7 веков до новой эры.

2. С 8-7 по 2-1 века до новой эры.

3. Со 2-1 веков до новой эры по 380-е годы новой эры.

4. С 380-х годов новой эры до середины 6 века.

5. С 6 века по 10 век.

6. С 10 века до начала 13 века.

7. С начала 13 века по 1370-е годы.

8. С 1370-х годов по 1475 год.

9. С 1475 года до начала 18 века.

10. С начала 18 века по 1783 год.

11. С 1783 по 1856 годы.

12. С 1856 по 1917 годы.

13. С 1917 по 1991 годы

14. С 1991 и на перспективу

6.

Остров Змеиный

Периодов - 5

1. С 17 века и до 1788 года часть Османской империи

2. С 1788 по 1918 годы – часть Российской империи

3. С 1918 по 1940 годы – часть Румынии

4. С 1940 по 1991 годы часть СССР

5. С 1991 года часть Украины

7. Армянский

анклав

Периодов - 11

1. С древнейших времен до 6 века до новой эры

2. С 6 века до новой эры до 303 года до новой эры

3. С 303 года до новой эры до 34 года до новой эры

4. С 34 года до новой эры и до 270 года новой эры

5. С 270 до 1045 годы

6. С 1045 до 1375 годов

7. С 1375 по 1560 годы

8. С 1560 годов до начала 19 века (1828 год)

9. С 1828 до 1908 года

10. С 1908 по 1991 годы

11. С 1991 года и на перспективу

8. Таджикский

анклав

Не проявил себя. Но несомненно выделяется в качестве анклава. Долгое время будет очагом напряженности и почти непрекращающейся войны "всех против всех". Очень сложный случай. Требует специального описания в виду того. Что затрагивает сразу несколько социо-культурных систем.

1.3. ЛУНДСКАЯ ШКОЛА ВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ И ПРИМЕНЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Постановка проблем создания транспортных коридоров во многом связана с комплексным освоением территорий. Есть замечательный пример практического и теоретического решения аналогичных проблем. Он связан с со странами Северной Европы послевоенного времени (после 1945 года).

После 1945 года феноменом Северной Европы стала массовая эмиграция населения в Северную Америку и отчасти в Австралию. Были прияты решительные меры для приостановки эмиграции. Начались и научные исследования. Проблема решалась за счет радикального повышения жизненного уровня населения и проведения специально разработанной социальной политики. Итогом стало то, что такие страны как Швеция, Финляндия и Норвегия фактически имеют самый высокий в мире жизненный уровень.

В данном случае важен научный теоретический подход к решению проблемы. Он изложен в многочисленных работах Лундской школы временной географии. Название школы пошло от города Лунд, в котором расположен университет, где велись исследования.

О высокой оценке результатов данной научной школы говорит то, что ее основатель и лидер Торстен Хегерстранд был удостоен Нобелевской премии в области экономики.

Не вдаваясь в многочисленные детали, приведем основные принципы и понятия Лундской школы, а также основные публикации по данной теме на русском и английском языках. Основной массив публикаций на шведском языке. Но есть и достаточное количество английских переводов.

Еще раз отметим, что основное применение положений данной научной школы ориентировано на комплексное освоение территорий. Решается задача повышения привлекательности территории. Транспорт в данном случае включен в эту задачу.

*          *          *

Поведение людей определяется четкими пространственно-временными закономерностями. Человеческая активность, как во времени, так и в пространстве носит закономерный характер. Человек передвигается по определенным траекториям и в соответствии с определенным ритмом. В зависимости от типа культуры, пространственно-временные закономерности поведения людей обретают специфичный характер. Для нас сейчас важно, что они всегда имеют место и их можно достаточно строго описать - дело лишь в овладении соответствующей методологией.

Исследование пространственно-временного поведения людей в процессе деятельности имеет исключительно важное значение для анализа освоения территорий. В сущности, это должно стать одной из основных тем исследований при анализе транспортных сетей и проблем освоения территорий.

В виду того, что данные исследования примерно 25 - 30 летней давности все еще мало известны и в виду того, что основной массив информации на английском и шведском языках, приведем информацию  по научной школе более детально.

История развития Лундской школы

Основателем и признанным лидером Лундской школы является шведский географ Торстен Хегерстранд. Школа развивается с конца 1950-х годов в значительной степени на основе конкретизации и разработки его идей. Основополагающие положения, послужившие базой формирования школы, изложены Хегерстрандом в начале 1950-х годов. Потребовалось около 10 лет, чтобы идеи стали западной географической классикой. Т. Хегерстранд исследовал процесс диффузии нововведений. Проблема занимала западных географов и раньше, но Хегерстранд применил для этой цели строгие методы, что позволило получить оригинальные результаты.

Основное достижение Хегерстранда и Лундской школы в целом состоит не столько в создании математической основы пространственно- временных исследований, сколько строго последовательной теоретической их базы. Географы обычно оперируют неявно определяемыми теоретическими и методологическими принципами, как правило, без жесткой формализации их. Т. Хегерстранд одним из первых создал географическую теорию с последовательно описанными самим автором принципами и системой понятий. Основное значение его исследований состоит именно в создании прецедента: исследование пространственных процессов может быть не менее строгим, чем исследования в других областях, бравирующих своей строгой научностью и применением математики.

Помимо общего теоретического и методологического значения разработки Т. Хегерстранда исключительно важны для понимания процесса диффузии нововведений как волнового явления. Диффузия нововведений - очень общий процесс, характерный для множества областей. К примеру, процессы освоения пространства во всех существующих социо-культурных системах могут успешно описываться с этих позиций. Подобный подход плодотворен и во многих других областях, в частности, рекреационной географии.

На начальном этапе исследование процесса диффузии нововведений почти целиком шло в духе количественной географии. Учет отдельных элементов психологии людей был обусловлен спецификой проблематики, но определяющего влияния на постановку и решение проблем не оказывал. Продолжая работать в том же направлении, Хегерстранд существенно откорректировал свои первоначальные взгляды. В 1960-е годы в основных чертах была сформулирована система принципов и понятий "временной" географии, которая сохраняется и поныне.

Важным этапом эволюции научной школы стало создание в Лунде исследовательской группы по проекту "Использование времени и экологическая организация". В ее рамках Хегерстранд со своими коллегами Б. Ленторпом, С. Мартенссоном, П. Карлстейном и другими продолжил исследования. Важнейшее значение для формирования школы имело и то, что Хегерстранд и его последователи основали англоязычный журнал "Lund Studies in Geography. Human Geography", в котором могли оперативно и на доступном языке, для громадного большинства географов мира, публиковать свои - и не только свои - разработки, как правило, пионерного характера. В частности, знаменитая книга Вильяма Бунге "Теоретическая география", ставшая классикой количественной революции в географии, не могла быть опубликована в Северной Америке: даже столь толерантное научное сообщество, как в США, сочло ее слишком радикальной. Книгу Бунге опубликовали в Лунде, и уже через год после этого она стала классической.

В целом, для формирования школы сложились благоприятные условия: бесспорный лидер с идеями, способными увлечь научную молодежь; результаты исследований, находившие применение на практике и высоко оцениваемые правительством Швеции; собственный журнал, - все это способствовало формированию жизнестойкой и продуктивной научной школы. Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи Лундской школы так до сих пор и не распространились за пределами западной географической науки.

Принципы и понятия Лундской школы

Среди исследовательских принципов Лундской школы наиболее существенными являются следующие:

·     последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. До этого в западной географической науке основные усилия были направлены на исследование только пространственных структур и процессов, временной же аспект фактически отсутствовал. Лундская школа осуществила синтез пространственных и временных параметров человеческой деятельности;

·     ориентация на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности. Всегда сложно преодолеть грань между пусть даже очень умными научными разработками и исследованием реальности. Реальность часто оказывается "неправильной", и тогда теории игнорируют ее, а на практике пытаются приводить в соответствие с неким идеалом. Лундская школа на основании строгой теории стала изучать обыденную реальность пространственно-временного поведения людей такой, какая она есть. Реальность не критиковали и не исправляли - ее описывали, чтобы получить возможность учитывать реальные закономерности в практической работе. "Антиконструктивность" Лундской школы, ее преклонение перед существующей реальностью исключительно важны.

Отмеченные два общих исследовательских принципа потребовали от представителей Лундской школы немалого научного мужества и при всей кажущейся тривиальности оказались очень оригинальными и полезными для исследований. В частности, в рекреационной географии - после кратковременного флирта ее теории с практикой создания ТРС - важно обратиться к изучению реальности такой, какая она есть. Следует оставить попытки сотворения реальности в сфере рекреационной деятельности - нужно лишь следовать ей. Кроме того, жизнь показала, что время не остановилось и в СССР: быстро и бесповоротно произошли поразительные перемены в пространственной организации рекреационной деятельности населения российской СКС. Научное сообщество оказалось не готово к подобной эволюции реальности.

При изучении пространственно-временной деятельности человека в Лундской школе принято исходить из следующей системы ограничений, сформулированной Т. Хегерстрандом:

·     неделимость человека,

·     ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека,

·     ограниченные возможности участия человека одновременно более чем в одном виде пространственно значимой деятельности,

·     факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности,

·     факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве,

·     ограниченная вместимость пространства активности человека,

·     ограниченные размеры земного пространства,

·     факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.

Эти положения можно рассматривать как конкретно-научные принципы пространственно-временного исследования человека в Лундской школе, которые раскрываются в строгой системе понятий. Приведем основные из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.