Учебное пособие: Экономика организации (предприятия)
Защита работ предусматривает 7-10-минутный доклад перед аудиторией
студентов и преподавателей, ответы на замечания рецензента и на вопросы аудитории.
Примерный план защиты
курсовой работы:
1
Приветствие аудитории;
2
Тема работы, ее актуальность;
3
Цель работы;
4
Структура работы;
5
Теоретические (научные) основы рассматриваемой темы;
6
Оценка деятельности предприятия в разрезе темы, существующие
проблемы, достоинства и недостатки в работе предприятия;
7
Рекомендации по решению вскрытых проблем;
8
Заключение.
По результатам защиты выставляется окончательная оценка по
пятибалльной системе, которая учитывает и ответы студента на вопросы, если они
были заданы преподавателем.
5 Примерная тематика курсовой работы по дисциплине
« Экономика организации (предприятия)»
1
Анализ и оценка промышленного производства предприятий г. Барнаула.
2
Анализ и оценка промышленного производства предприятий Алтайского
края.
3
Изучение и оценка основных фондов предприятия.
4
Оценка производственных мощностей предприятия.
5
Изучение производственного потенциала предприятия.
6
Эффективность использования оборотных средств предприятия.
7
Изучение системы нормирования труда на предприятии и пути ее совершенствования.
8
Системы организации труда на предприятии и ее оценка.
9
Оценка системы мотивации труда на предприятии.
10
Оценка кадрового потенциала предприятия.
11
Организации производственного процесса на предприятии.
12
Анализ и планирование производства на предприятии.
13
Планирование ресурсного обеспечения производственной программы.
14
Форм и системы оплаты труда работников предприятия.
15
Изучение и оценка затрат на производство.
16
Оценка финансовых результатов деятельности предприятия.
17
Планирование численности персонала и оценка эффективности использования
кадрового потенциала предприятия.
18
Изучение системы управления предприятием.
19
Планирование и оценка выполнения производственной программы
предприятия.
20
Оценка уровня производительности труда.
21
Кадровая политика и эффективность системы работы с кадрами.
22
Себестоимость продукции и пути ее снижения.
23
Политика оплаты труда и ее оценка.
24
Оценка методов ценообразования на предприятии.
25
Внутрипроизводственное планирование на предприятии.
26
Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.
27
Прибыль и ее использование на предприятии.
28
Управление финансовыми ресурсами предприятия.
29
Методика расчета рыночной цены на продукцию предприятия.
30
Прибыль и рентабельность производства в рыночной экономике.
6 Методические указания по проведению
экономического анализа
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и
процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во
всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ
можно рассматривать как деятельность по подготовке информационно-аналитической
базы для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.
Экономический анализ играет важную роль в подготовке информации для
планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке
и объективной оценке выполнения планов, является базой для принятия
управленческих решений.
Предметом экономического анализа являются причинно-следственные
связи экономических явлений и процессов.
Объектами экономического анализа являются экономические результаты
хозяйственной деятельности.
Сравнение как один из научных
способов познания наиболее широко используется в экономическом анализе. Его
сущность – сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства либо
различий между ними.
В экономическом анализе используются следующие виды сравнений:
1 Сравнение
фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь
сопоставляют результаты сегодняшнего дня со вчерашними, текущего месяца,
квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения
изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических
процессов.
Например, из таблицы
1 видно, что наметилась тенденция увеличения объема производства продукции. За
пять лет он вырос на 10,5%. Причем этот прирост обусловлен повышением
производительности труда при сокращении численности работников.
Таблица 1 - Динамика основных показателей
Год |
Объем
производства продукции |
Численность
работников |
Выработка
одного работника |
млн. руб. |
% к
базисному году |
чел. |
% к
базисному году |
млн. руб. |
% к
базисному году |
2001 |
9500 |
100 |
1200 |
100 |
7,9 |
100 |
2002 |
9690 |
102 |
1150 |
95,8 |
8,4 |
106,3 |
2003 |
9600 |
101 |
1100 |
91,7 |
8,7 |
110,1 |
2004 |
9975 |
105 |
1060 |
88,3 |
9,4 |
119,0 |
2005 |
10500 |
110,5 |
1000 |
83,3 |
10,5 |
132,9 |
2 Сравнение
прогнозных данных с данными отчетного периода или со средними данными за
несколько предыдущих периодов применяется для определения намечаемых темпов роста
и прироста прогнозируемых показателей.
3 Сопоставление фактического уровня показателей с плановым
(прогнозным). Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана,
для определения неиспользованных резервов предприятия.
Например, данные таблицы 2 показывают, как выполнен план по
производству каждого вида продукции и в целом по предприятию. Аналогичные показатели
можно сделать и по другим видам продукции.
Таблица 2 - Выполнение плана по производству продукции за ________
месяц
Вид
продукции
|
Объем
производства, млн. руб. |
Отклонение
от плана |
план |
фактически |
Абсолютное,
млн. руб. |
Относительное,
% |
А |
600 |
624 |
+24 |
+4,0 |
Б |
400 |
360 |
-40 |
-10,0 |
В |
500 |
600 |
+100 |
+20,0 |
и т.д. |
|
|
|
|
ИТОГО |
1600 |
1720 |
+120 |
+7,5 |
4 Сравнение с лучшими результатами работы, новыми достижениями
науки и техники позволяет выявить передовой опыт и новые возможности предприятия.
5 Сопоставление результатов деятельности до и после изменения
какого-либо фактора или производственной ситуации широко используется при
расчете влияния факторов и определении величины результатов.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, -
необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку
сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость
показателей может быть вызвана разным уровнем цен, разным объемом производства,
структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в
методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение
несопоставимых показателей приведет к неправильным выводам на основе результатов
анализа.
Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и
относительных показателях. Абсолютные показатели отражают количественные
размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади,
стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений, а относительные
- соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого
явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по
другому объекту.
Результаты анализа обычно представляются в виде таблиц. Это
наиболее рациональная и удобная для восприятия форма отражения аналитической информации
об изучаемых явлениях. Аналитическая таблица представляющая собой
систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр, значительно выразительнее и
нагляднее словесного текста. Табличный материал дает возможность охватить
аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно
легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями. Широкое применение в
анализе находит и графическое отображение информации. Графики – это
масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков
(линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур.
7 Научный аппарат исследования
Научный аппарат исследования включает следующие элементы и
процедуры:
Проблема – это несоответствие текущего
состояния желаемому, т.е. своеобразное расхождение между тем, это фирма хотела
бы видеть к определенному моменту, и тем, что в действительности происходит.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|