Курсовая работа: Обоснование актуальности и разработка методики сертификационных испытаний продукции
Курсовая работа: Обоснование актуальности и разработка методики сертификационных испытаний продукции
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
«Обоснование
актуальности и разработка методики сертификационных испытаний продукции»
Анализ перспективности и
актуальности сертификации продукции
В качестве
объекта анализа я выбрал утюги, так как на сегодняшний день утюг является одной
из самых необходимых вещей в домашнем быту. Утюг – элемент бытовой техники
для разглаживания складок и заминов на одежде. Также утюг является источником
повышенной опасности. Поэтому контроль качества утюгов является важным
вопросом, так как несоответствие утюгов требованиям может привести к плачевным
последствиям.
Марка
выбранного мной утюга – Braun, модель – SI 18.830, страна-производитель –
Испания.
Основным нормативным документом в
области оценки соответствия, который регулирует отношения в этой области, является
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ №184-ФЗ от
27 декабря 2002 года (в ред. Федеральных законов от. … 30.12.2009
№385-ФЗ). Об этом говорится в 1 статье закона. В соответствии с этим
Законом понятие «оценка соответствия» имеет следующее определение (статья 2):
«оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований,
предъявляемых к объекту». В Главе №4 «Подтверждение соответствия» содержится
информация о целях (ст. 18), принципах (ст. 19), формах (ст. 20)
подтверждения соответствия. Также в данной Главе разъясняются различные
аспекты, связанные с добровольным подтверждением соответствия и обязательным
(декларирование соответствия и обязательная сертификация) соответственно в
статьях 21 и 23 (24 и 25).
Так на сегодня разработаны не все
технические регламенты для полного регулирования отношений в области
подтверждения соответствия, то на основании пункта 3 статьи №46 «Переходные
положения» «Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу
соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются
единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый
перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия».
Обязательной
сертификации подлежат, как товары, производимые на территории России, согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 1 декабря 2009 г. №982 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО
ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, И ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ
ПРОДУКЦИИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ
О СООТВЕТСТВИИ» так и товары, ввозимые из-за рубежа, согласно ПРИКАЗУ ФТС
РОССИИ ОТ 25 АПРЕЛЯ 2007 Г. №536 «О СПИСКЕ ТОВАРОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПРИ ВЫПУСКЕ НА ТАМОЖЕННУЮ
ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (С УЧЕТОМ ПРИКАЗА ФТС РОССИИ ОТ 22 ОКТЯБРЯ
2009 Г. №1937 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФТС РОССИИ ОТ 25
АПРЕЛЯ 2007 ГОДА №536»).
Для доступа
на российский внутренний рынок утюги должны пройти процедуру обязательной
сертификации как при ввозе на территорию РФ (согласно ПРИКАЗУ ФТС РОССИИ ОТ
25 АПРЕЛЯ 2007 Г. №536 «О СПИСКЕ ТОВАРОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПРИ ВЫПУСКЕ НА ТАМОЖЕННУЮ
ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (С УЧЕТОМ ПРИКАЗА ФТС РОССИИ ОТ 22 ОКТЯБРЯ
2009 Г. №1937 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФТС РОССИИ ОТ 25
АПРЕЛЯ 2007 ГОДА №536»)), так и при производстве утюгов на территории РФ
(согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 1 декабря 2009 г. №982 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, И
ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В
ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ»).
Помимо
обязательной сертификации производитель или импортер продукции может пройти и добровольную
сертификацию на соответствие продукции требованиям мировых стандартов,
таким образом, повысив конкурентоспособность своей продукции на рынке.
Анализ требований НД к
характеристикам надежности, безопасности и потребительских свойств продукции
продукция
сертификация утюг надежность
Список НД, устанавливающий, для какой продукции
требуется обязательное подтверждение соответствия:
1.
Письмо ФТС России от 19 декабря 2006 г. №06–73/44906 «О
списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной
сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации» с
изменениями от 19.01.2009 №01–11/1605.
Для
определения подлежит ли ввозимая продукция обязательной сертификации при ввозе на
территорию РФ нужно найти код по классификатору товарной номенклатуры внешней
экономической деятельности (ТН ВЭД).
Определение кода по ТН ВЭД:
8516401000 – УТЮГИ С ПАРОУВЛАЖНЕНИЕМ.
РАСШИФРОВКА
КОДА ТН ВЭД:
8500000000 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И
ОБОРУДОВАНИЕ, ИХ ЧАСТИ; ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩАЯ И ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АППАРАТУРА,
АППАРАТУРА ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗВУКА,
ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
8516000000 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
ВОДОНАГРЕВАТЕЛИ БЕЗЫНЕРЦИОННЫЕ ИЛИ АККУМУЛИРУЮЩИЕ, ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛИ
ПОГРУЖНЫЕ; ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ОБОГРЕВА ПРОСТРАНСТВА И ОБОГРЕВА ГРУНТА,
ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ДЛЯ УХОДА ЗА ВОЛОСАМИ (НАПРИМЕР, СУШИЛКИ ДЛЯ
ВОЛОС, БИГУДИ, ЩИПЦЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕЙ ЗАВИВКИ) И СУШИЛКИ ДЛЯ РУК; ЭЛЕКТРОУТЮГИ;
ПРОЧИЕ БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ; ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ
СОПРОТИВЛЕНИЯ, КРОМЕ УКАЗАННЫХ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 8545 |
8516400000 |
ЭЛЕКТРОУТЮГИ |
8516401000 |
УТЮГИ С ПАРОУВЛАЖНЕНИЕМ |
Затем в
списке определяем необходимость сертификации по коду ТН ВЭД.
Утюги входят в этот список, следовательно, они подлежат
подтверждению проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную
территорию Российской Федерации.
2.
Постановление от 1 декабря 2009 г. №982 «Об утверждении
единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого
перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме
принятия декларации о соответствии».
Утюги входят в перечень продукции,
подлежащей обязательной сертификации.
Определение кода позиций утюгов в
«Общероссийском классификаторе продукции ОК 005–93»:
51 5531 – ЭЛЕКТРОУТЮГИ
РАСШИФРОВКА КОДА ОКП:
515500 – Приборы бытовые электрические
нагревательные
515531 – Утюги.
Номенклатура
продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации
предусмотрена обязательная сертификация, является официальной справочной
информацией об объектах обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ
Р.
Согласно п. 2 статьи 46
Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ, так
как на данный вид продукции не разработан или не введён в действие технический
регламент, то обязательная оценка соответствия осуществляется в соответствии с
правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами РФ и
нормативными документами Федеральных органов исполнительной власти. В свою
очередь, пункт 11 статьи 7 Закона устанавливает, что до того же срока
Правительство РФ устанавливает перечень национальных стандартов, которые
содержат правила и методы исследований (измерений) и испытаний, в том числе
правила отбора образцов.
Для определения этих национальных
стандартов на сайте www.gost.ru (Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии) на соответствующей странице введем входные данные нашей продукции,
а именно либо код ОКП, либо наименование продукции, в итоге получили, что при
проведении сертификации необходимо использовать следующие национальные
стандарты:
а) «Безопасность бытовых и
аналогичных электрических приборов. Часть 2.3. Частные требования для
электрических утюгов. ГОСТ Р 52161.2.3–2005 (МЭК 60335–2–3:2002)» (утв.
Приказом Ростехрегулирования от 28.12.2005 №350-ст)
ОКС 97.060; 13.120
Данный стандарт
применяется совместно с ГОСТ Р 52161.1–2004 «Безопасность бытовых и аналогичных
электрических приборов. Часть 1. Общие требования».
Настоящий стандарт
устанавливает требования безопасности электрических утюгов (далее – приборы)
для сухого глажения и с переувлажнением, включая утюги, имеющие отдельный
резервуар для воды или бойлер вместимостью не более 5 л, предназначенных
для бытового и аналогичного применения, номинальным напряжением не более 250 В.
б) «ГОСТ Р 51318.14.1–2006
(СИСПР 14–1:2005) (Разд. 4). Совместимость технических средств
электромагнитная. Бытовые приборы, электрические инструменты и аналогичные
устройства. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений» (утв.
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 №465-ст)
Введен в действие с 1
июля 2007 года.
ОКС 33.100
Настоящий стандарт
устанавливает допустимые значения и методы измерения индустриальных радиопомех
(ИРП), создаваемых устройствами и оборудованием, основные функции которых
выполняются с помощью двигателей или переключающих либо регулирующих устройств
при условии, что радиочастотная энергия не создается специально или не
используется для освещения (далее – технические средства).
Стандарт распространяется
на технические средства (ТС) следующих видов: бытовые электрические приборы,
к которым относятся утюги, электрические инструменты, регулирующие
(управляющие) устройства на полупроводниковых приборах, электромедицинские
установки с приводом от электродвигателя, электрические и электронные игрушки,
аппараты автоматической расфасовки, кино- и диапроекторы, а также другие ТС.
в) «ГОСТ Р 51318.14.2–2006
(СИСПР 14–2:2001) (Разд. 5,7). Совместимость технических средств
электромагнитная. Бытовые приборы, электрические инструменты и аналогичные
устройства. Устойчивость к электромагнитным помехам. Требования и методы
испытаний» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 №466-ст)
Введен в действие с 1
июля 2007 года.
ОКС 33.100
Настоящий стандарт
распространяется на технические средства (далее – ТС) – приборы и устройства
бытового и аналогичного назначения, использующие электрическую энергию, а также
электрические игрушки и электрические инструменты с номинальным напряжением
электропитания не более 250 В-для устройств, подключаемых к однофазным
(двухпроводным и трехпроводным) электрическим сетям, и не более 480 В-для
других устройств и устанавливает требования их устойчивости к электромагнитным
помехам.
г) ГОСТ
Р 51317.3.2–2006 (МЭК 61000–3–2:2005) (Разд. 6,7). «Совместимость
технических средств электромагнитная. Эмиссия гармонических составляющих тока
техническими средствами с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе). Нормы
и методы испытаний.»
Введен в
действие с 1 июля 2007 года.
ОКС 33.100
Настоящий
стандарт предназначен для применения при ограничении гармонических составляющих
тока, инжектируемых в низковольтные распределительные электрические сети.
Настоящий
стандарт распространяется на электротехнические, электронные и радиоэлектронные
изделия, аппараты, приборы, устройства и оборудование с потребляемым током не
более 16 А (в одной фазе) (далее – технические средства), предназначенные для
подключения к низковольтным распределительным электрическим сетям.
д) ГОСТ
Р 51317.3.2–99 (МЭК 61000–3–2–95) (до 01.07.2008) (Стандарт в целом) «Совместимость
технических средств электромагнитная. Эмиссия гармонических составляющих тока
техническими средствами с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе).
Нормы и методы испытаний»
ОКС 33.100
Данный
стандарт устанавливает нормы измерений напряжения которые могут быть созданы
техническими средствами при испытаниях в регламентированных условиях (раздел
5), а также требования к условиям испытаний (раздел 6) и способы оценки
колебаний напряжения и доз фликера (раздел 4).
Выбор
характеристик продукции, которые предпочтительно оценивать в сертификационных
испытаниях.
Проанализировав
данные нормативные документы, я выделил ряд характеристик утюгов, которые
предпочтительно оценивать в сертификационных испытаниях:
– защита
от доступа к токоведущим частям;
– потребляемая
мощность и ток;
– характеристики
нагрева;
– ток
утечки и электрическая прочность при рабочей температуре;
– динамические
перегрузки по напряжению;
– влагостойкость;
– ток
утечки и электрическая прочность;
– защита
от перегрузки трансформаторов и соединенных с ними цепей;
– устойчивость
и механические опасности;
– механическая
прочность;
– требования
к конструкции;
– внутренняя
проводка;
– требования
к комплектующим изделиям;
– требования
к подсоединению к источнику питания и внешним гибким шнурам;
– требования
к зажимам для внешних проводов, к заземлению, винтам и соединениям, воздушным
зазорам, путям утечки, непрерывной изоляции;
– теплостойкость
и огнестойкость;
– стойкость
к коррозии;
– радиация,
токсичность и подобные опасности;
– нормы
индустриальных радиопомех;
– нормы
гармонических составляющих тока.
Кроме
обязательной или добровольной сертификации, которые является формами
подтверждения соответствия, существует еще два направления деятельности, в
результате которых определяется соответствие установленным требованиям,
гигиеническим нормам и санитарным правилам, а также требованиям пожарной
безопасности. Документы, подтверждающие соответствие данным требованиям,
называются соответственно «Санитарно-эпидемиологическое заключение» (СЭЗ) и
«Сертификат пожарной безопасности». Первый вид деятельности находится в
компетенции Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, второй – в сфере ответственности Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
В
соответствии с Письмом ФТС России от 27 марта 2008 года №01–11/11534, так как
код ТН ВЭД, соответствующий утюгам, в приведенном в Письме перечне продукции
отсутствует, то можно утверждать, что утюги не нуждается в обязательном
оформлении «Санитарно-эпидемиологического заключения». Также утюги не были
обнаружены в приложении №2 Приказа Федеральной Службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека №224 от 19.07.2007 г. (в ред.
Приказа Роспотребнадзора от 30.04.2009 №359).
При ответе
на вопрос, связанный с пожарной безопасностью, воспользуемся Приказом МЧС №320
от 8 июля 2002 г., где приведен перечень наименований продукции и
соответствующих кодов ОКП и ТН ВЭД. Так как коды утюга в перечне отсутствуют,
обязательная сертификация в области пожарной безопасности не требуется.
Относительно
недавно вступивший в силу технический регламент «О требованиях пожарной
безопасности», утвержденный Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ не распространяется на утюги, следовательно, и в данном случае обязательная сертификация
в области пожарной безопасности не требуется.
Анализ
требований НД в области сертификации однородной продукции
На этом этапе курсовой работы необходимо проанализировать
требования стандартов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 65–2000 «Общие требования к органам по
сертификации продукции» и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025–2006 «Общие требования к
компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», а также «Порядок
проведения сертификации продукции в Российской Федерации» (утв. постановлением
Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. №15) (с изменениями от 25 июля 1996 г.,
11 июля 2002 г.).
a.
Анализ стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 65–2000 «Общие
требования к органам по сертификации продукции»
Применение
данного документа осуществляется в обязательном порядке в части требований
статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ.
Настоящий
стандарт устанавливает требования, соблюдение которых обеспечивает гарантии
того, что органы по сертификации действуют в системах сертификации третьей
стороной последовательно и надежно, облегчая тем самым их принятие на
национальной и международной основе и содействуя, таким образом, развитию
международной торговли. Кроме того, требования, содержащиеся в настоящем
стандарте, следует рассматривать как общие критерии для организаций,
действующих в системе сертификации продукции. Эти требования могут быть
расширены применительно к конкретным промышленным или другим секторам или если
во внимание должны приниматься специальные требования, такие как охрана
здоровья и безопасность.
Применяемый
в настоящем стандарте термин «орган по сертификации» распространяется на любой
орган, который действует в системе сертификации продукции.
Итак, требования
к органу по сертификации продукции:
– Политика и процедуры, в
соответствии с которыми работает орган по сертификации, а также управление ими
должны осуществляться без дискриминации и на равноправной основе. Применение
процедур не должно затруднять доступ заявителей к сертификации или
препятствовать ему, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
стандартом.
– Услуги органа по сертификации
должны быть доступными всем заявителям, деятельность которых подпадает под
область деятельности органа. Не допускаются неправомерные финансовые или другие
условия. Доступ к сертификации не должен зависеть от размера предприятия или
поставщика или его членства в какой-либо ассоциации или группе, а сертификация
не должна зависеть от количества уже выданных сертификатов.
– Критерии оценки продукции
поставщика должны соответствовать критериям, установленным в стандартах,
указанных поставщиком.
– Требования, оценку и решение в
отношении сертификации орган по сертификации должен ограничивать вопросами,
которые относятся к конкретной рассматриваемой при сертификации области.
– Структура органа по сертификации
должна способствовать установлению доверия к его деятельности. В частности,
орган по сертификации должен:
а) быть беспристрастным;
б) отвечать за свои решения относительно
предоставления, сохранения в силе, продления, приостановки и отмены
сертификации;
в) определить систему управления – комитет,
группу или лицо, которые несут полную ответственность за:
1) проведение испытаний, контроля,
оценки и сертификации, как это определено в настоящем стандарте;
2) формулировку политики, относящейся к
деятельности органа по сертификации;
3) решения в области сертификации;
4) надзор за осуществлением своей
политики;
5) надзор за финансами органа по
сертификации;
6) передачу полномочий комитетам или
отдельным лицам для осуществления определенных видов деятельности от своего
имени;
7) техническое обоснование
предоставления сертификации;
г) иметь документы, подтверждающие, что
он имеет правовой статус;
д) иметь документально оформленную
структуру, которая гарантирует беспристрастность его действий, включая
положения, обеспечивающие при проведении сертификации беспристрастность всех
сторон, в значительной степени заинтересованных в развитии политики и
принципов, касающихся содержания и функционирования системы сертификации;
е) обеспечивать уверенность в том, что
каждое решение по сертификации принимает лицо (лица), которое (которые) не
проводило (проводили) оценку;
ж) иметь права и обязанности, связанные
с его деятельностью в области сертификации;
з) иметь соответствующие механизмы,
обеспечивающие выполнение обязательств, вытекающих из проводимых операций и / или
его деятельности;
и) быть стабильным в финансовом
отношении и иметь ресурсы, требуемые для деятельности в системе сертификации;
Страницы: 1, 2, 3
|