рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Становлние советского права в 1917-1920 гг.

Реферат: Становлние советского права в 1917-1920 гг.

тановлние советского права в 1917-1920 гг.

Содержание:

Введение                                                                                                                             3

1. Правовая политика Советского государства (1917 – 1920 гг.)                 3      

1.1  Национализация средств производства                                                          3

1.2  1.2 Рабочий контроль                                                                                        4

1.3 Преобразования классовой структуры общества                                           5

1.4 Государственная монополия ВСНХ                                                                5

1.5 Продовольственная разверстка                                                                        6

1.6 Политика «военного коммунизма»                                                                 6

1.7 Программа построения социалистического общества                                              6

2. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г.               7

3. Создание и развитие системы правоохранительных и

    репрессивных органов.                                                                      10

Заключение                                                                                                                        14

Список литературы                                                                                                            15

Становление советского права - это особый период в истории государственности Руси, а затем России.

В моменты глубоких кризисов государства, подобных революциям 1917 г., речь идет не об изолированных конфликтах и противоречиях, - политических и социальных - а об их соединении в одну большую, не объяснимую частными причинами систему цивилизационного кризиса. Он охватывает все общество, от него не скрыться никому, он каждого ставит перед "вечными" вопросами. Под сомнение при этом ставится не законность и праведность той или иной структуры государства или нормы права, а и те исторические события, которые предопределили путь всей цивилизации. Революция 1917 г. - это эпизод в единой цепи событий, отражающий цивилизационный кризис России в ходе индустриализации. Эти события представляли собой более или менее открытую борьбу в связи с созданием, изменением и ликвидацией институтов государства и права. Всего полтора десятилетия (1939-1953 гг.) Советское государство находилось в относительно стабильном внутреннем состоянии, и то эта стабильность была обусловлена катастрофой, угрожающей извне - войной против фашистской Германии и ее союзников. Сразу после восстановительного периода возобновилась борьба (принявшая новые формы), которая закончилась поражением Советского государства. Таким образом, для понимания смысла событий, происходивших в государственном строительстве (и разрушении) в советский период, его необходимо поместить в исторический контекст.

1. Правовая политика Советского государства (1917 – 1920 гг.)

1.1 Национализация средств производства

Октябрьская революция произвела коренные изменения и социальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно-экономической формации к новой — социалистической. Коммунистическая партия, придя к власти, стала незамедлительно осуществлять свою программу, проводить в жизнь идеи Маркса и Ленина о переходе к социализму. Исходя из этого учения, следовало обобществить средства производства, сделать их собствен­ностью народа.

Обобществление средств производства проводилось в первую очередь путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность госу­дарства.

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только иму­щество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализа­ция удовлетворяла вековые чаяния крестьян о земле, полегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриа­лизацию страны, укрепляла ее обороноспособность. Однако со временем в психологии пользователей землей сложилось отношение к ней как к вещи ничтожной, с которой можно обращаться безжалостно и бесхозяйственно.

Обобществление средств производства в деревне уже в первый послереволюционный период пошло и по линии производственного кооперирования. Наиболее распростра­ненной формой колхозов в это время были коммуны.

Труднее происходило обобществление средств производ­ства в городах. Однако переходный период к национализа­ции промышленности оказался довольно коротким. Этот процесс развернулся уже в конце 1917 г. Первой была национализирована Липинская мануфактура близ подмос­ковного города Орехово-Зуево.

 На первом этапе (осень 1917г. – весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных так и местных.

С весны 1918 г. начался второй этап - национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности.

Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Уже в первый период существования Советского госу­дарства были национализированы и другие объекты - железные дороги, частные бани и пр.

Социалистический сектор с самого начала пополнился и имуществом которое перешло Советскому государству в виде трофеев революции, - казенными промышленными предприятиями и землей, государственным банком, казенными железными дорогами.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиcapoв, группу экспертов, отраслевые отделы Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвоз­мездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение прину­дительной национализации отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соот­ветствующих Советах.

1.2 Рабочий контроль

Сложное капиталистическое хозяйство нельзя было од­ним махом сделать социалистическим. Чтобы овладеть производством, рабочим нужно было научиться им управлять. Поэтому национализация проходила постепенно и поэтап­но. Переходной ступенью к национализации стал рабочий контроль. Этот институт родился еще до Октября, вскоре после Февральской революции и имел своей целью конт­роль над деятельностью предпринимателей в интересах правильного и разумного ведения производства. В декабре 1917 г. ВЦИК объявил рабочий контроль государственным институтом. Он сыграл большую роль в деле борьбы с саботажем предпринимателей. Одновременно органы рабо­чего контроля выполняли и еще одну важную функцию — они учили рабочих управлять производством.

Рабочий контроль осуществлялся фабрично-заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались Советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский Совет рабо­чего контроля. Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать деловую переписку и документацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятии, обжаловать их можно было только в вышестоя­щих органах рабочего контроля.

1.3 Преобразования классовой структуры общества

Коренные экономические и политические изменения неиз­бежно влекли за собой и кардинальную перестройку клас­совой структуры общества.

Идея ликвидации частной собственности способствовала упразднению эксплуататорских классов. Это не означало их физического уничтожения, а понималось лишь как эксп­роприация, т.е. лишение собственности на средства произ­водства. Декрет о земле, отобравший имущество у помещиков, юридически ликвидировал и сам класс. Поэтап­ная национализация промышленности влекла за собой по­спешное отмирание класса капиталистов. По-иному сложилась судьба купечества, сельской буржуазии. Купе­чество было лишь потеснено, но не ликвидировано. Ликви­дация кулачества как класса была осуществлена через полтора десятка лет.

Непросто сложилась судьба интеллигенции. Большая ее часть заняла выжидательную позицию, а ее элита, тесно связанная с бывшей властью, проявила открытую враж­дебность и посчитала для себя наилучшим выходом эмиг­рацию.

Советская власть, которая, как и любая другая, конечно не могла обойтись без интеллигенции, скоро стала прини­мать меры к тому, чтобы привлечь ее на свою сторону. Впрочем, и сама жизнь заставила интеллигенцию идти на службу новой власти.

Октябрьская революция не только сломала старую социальную структуру, но и внесла принципиальные изменения в нее, нашедшие отражение в праве. Новая власть уже г. ноябре 1917 г. издала декрет о ликвидации всех прежни сословий и введении единого наименования россиян — гражданин Российской республики. Ликвидация сословий не привела, однако, к полному равенству и равноправию граждан нового государства. На смену прежнему делению пришло новое. Так, были лишены политических прав эксплуататоры и некоторые другие категории нетрудящихся. К этой кате­гории было отнесено и духовенство, не только «черное», но и «белое». Сложилось определенное неравноправие, прав­да, только в избирательных правах, между городским и сельским населением, т.е. практически между рабочими и, крестьянами.

Что же касается деления общества в национальном раз­резе, то здесь уже в первые дни советской власти был решительно проведен принцип полного равноправия граж­дан, ничем не ограничиваемого. 2 ноября 1917 г. была подписана Декларация прав народов России, провозгла­сившая наряду с другими и этот принцип.

Наконец, Советское государство установило и равнопра­вие полов. Хотя новая власть не издала какой-либо общей нормы, провозглашающей равноправие женщины с муж­чиной, этот принцип стал последовательно проводиться во всей системе законодательства — в избирательном, семей­ном, земельном и других отраслях права.

1.4 Государственная монополия ВСНХ

Централизованная система управления промышленнос­тью, сосредоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила название «главкизм». Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабже­нию, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков рас­пространялась даже на кустарную промышленность (через Главкустпром ВСНХ). Составной частью «главкизма» ста­ла трудовая повинность как специфическая форма привле­чения к труду. Широко использовались трудовые армий, комплектующиеся из резервистов и «нетрудовых элемен­тов». С ноября 1918 г. на военное положение был переведен весь транспорт страны.

1.5 Продовольственная разверстка

В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера води­лась на фоне полной государственной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольственными товарами. Размеры и пропорции продразверстки между производящими губерниями планировались централизованно. Внутри губерний разверстка осуществлялась по социальному прин­ципу, с учетом экономического положения крестьянского двора. Продразверстка оставляла необлагаемыми потребительскую норму и семенной фонд двора, вовсе остальное в качестве «излишков» изымалось по номинальным ценам, под расписку или безвозмездно и принудительно (в случае отказа сдать продукцию). Наркомпрод, возглавлявший си­стему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды.

1.6 Политика «военного коммунизма»

Состоявшийся в марте 1919 г. VIII съезд PKП(б) сфор­мулировал основные принципы системы, позже получившей наименование «военный коммунизма». Выдвигалась идея «военно-политического союза рабочих и крестьян». Экономическая политика военного времени была вызвана необходимостью мобилизовать все силы на борьбу с вра­гом. Однако и в коммунистической партии, и входящих кругах Советского государства существовали мнения, что «военный коммунизм» и есть нормальный путь обоб­ществления средств производства, путь как социализму. В истории страны «военный коммунизм» явился крайней формой полного отрицания товарно-денежных, рыночных отношений.

Максимальная централизация экономической политики (главкизм, продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, элект­ричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном.

1.7 Программа построения социалистического общества

В ноябре 1918 г. СНК принял декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами личного потреб­ления и домашнего хозяйства». При ликвидации частной торговли «мешочники» и «черный рынок» продолжали фун­кционировать. Наркомпрод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население было приписано к единым потре­бительским обществам (ЕПО), от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме. Происходившая натурализация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений натуральным продуктообме­ном. Деньги должны были исчезнуть.

Программа построения социалистического общества включала и Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), строительство ряда электростанций и реконструкцию сельского хозяйства. В феврале 1919 г. ВЦИК принял «Положение о социалистическом землеустройстве», закрепившее единый земельный государственный фонд. В качестве стратегической линии развития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, элективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство». В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система «ликбеза» (ликвидация безграмотности).

2. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г.

Формирование нового права началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировав­ших основные его принципы. Декрет о суде №1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным ис­точником права при отсутствии новых норм. В местных судах в качестве основного источника продолжали действо­вать нормы обычного права. Постепенно складывается новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съездом, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий и даже местными советами.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные от ношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законен «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствии переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял постановление «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), обобщающий всё предшествующее Советское законодательство о труде. Действие кодекса рас­пространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государ­ства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации, которая охватила как объекты промышленности, транспорта и финансов, так и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по за­кону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированное имущество, ценные бумаги.

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующие вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «чёрный ры­нок», где эти отношения были деформированы и искажены.

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие на­чала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой по­пыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период тео­рии «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

На этой идее базировалась структура Руководящих на­чал. Они состояли из введения, разделов о сущности уго­ловного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях совершения преступления, о соучас­тии, об условном осуждении. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на «социальное чутьё пролетарского суда». Ко­декс понимал под правом систему общественных отноше­ний. Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не рассматривались в кодексе. Недостаточ­ное внимание к трактовке субъективной стороны преступ­ления приводило к усилению принципа объективного влияния, когда степень наказания связывалась с результа­том преступления, но не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника и соци­альная направленность деяния. К смягчающим обстоятель­ствам относились принадлежность к «неимущим классам», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, конфискацию имущества. лишение политических прав, лишение свободы, расстрел и др. Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалис­тическом землеустройстве и о мерах перехода к социа­листическому земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматрива­ются как отживающие.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.