Становление и развитие
казахской государственности в регионе средневекового Казахстана имело важнейшее
значение для сложения и консолидации, сохранения целостности казахского этноса
на длительном пути его развития. Письменные источники содержат достоверные
сведения о крупном позднесредневсковом государстве — Казахском ханстве,
игравшем заметную роль в регионе Центральной Азии, в системе государств
евразийских народов. С середины XV в. и до начала XVII в. Казахское ханство
было фактически единым политическим организмом, отличавшимся большей или
меньшей степенью стабильности. Оно пережило время становления, подъема и
упадка, а в XVII в. распалось на отдельные ханства (в территориальных пределах
жузов). Территория ханства неоднократно меняла свои очертания под влиянием
главным образом внешнеполитических событий, но почти всегда в пределах
расселения казахского этноса — отИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика),отАлтая
и Тянь-Шаня до Каспия и Арала. Хотя, разумеется, в средневековье этнические и
государственные территории казахов, как и других народов региона, как правило
не совпадали.
Территория Казахского ханства в XV—XVII
вв. по данным источников того времени была на разных этапах меньше этнической
территории казахов, территории их расселения как в оседлых районах, так и в
пределах основных пастбищ и границ кочевых маршрутов Старшего, Среднего и
Младшего жузов. Зайн ад-Дин Васифи (XVI в.) в сочинении «Бадаи ал-вакаи», как
упоминалось выше, термином «Казахстан» называет земли на Чу и Таласе в
Юго-Западном Семиречье, т. е. район размещения тех казахов, что были
подданными ханов Джаныбека и Гирея, район возникновения Казахского ханства в
его первоначальных границах'. Автор «Михман-наме-йи Бухара» размещает кочевья
казахов намного западнее, чем Зайн ад-Дин Васифи. Он пишет, что казахи (времени
ханов Бурундука и Касыма) кочуют от Итиля (Волги) до Сырдарьи и располагаются
вдоль нее на зимовку. Обитателями обширной степной территории к северу от Сырдарьи
и Арала он называет также мангытов (ногайцев) и узбеков-шайбанидов2.
По русскому источнику — «Книге Большому Чертежу» (XVII в.) «кочевья Казахской
Орды» располагались по среднему течению Сырдарьи и севернее ее «на 600 верст»,
т. е. на Сарысу, в районе Улутау, Сары-Арка.
Противоречивость сведений источников о землях Казахского ханства отражает
успехи и неудачи его правителей в борьбе за укрепление власти на разных этапах
развития этого государства. Правители ханства
вели самостоятельную внешнюю политику, их подданные имели мирные контакты,
хозяйственно-культурные связи с соседними народами и странами Средней и
Центральной Азии, с Российским государством. Нередко эти отношения прерывались
краткими набегами и затяжными войнами. В ходе военных акций, борьбы за пограничные
земли, миграции племен и родов нередко менялись, но в конечном итоге —
формировались государственные и этнические территории народов региона. Важно
отметить, что казахские ханы собирали воедино земли, уже подготовленные к общей
государственности и объединению долгим этнополитическим и
хозяйственно-культурным развитием.
Развитие государственности местного
населения в XIV—XV вв. шло на основе постепенного восстановления
хозяйства, городов и земледелия на юге Казахстана, в условиях определенного
развития феодальных отношений, на местной этнической основе, хотя и под эгидой
Чингизидов, удерживавших власть на обширной территории Казахстана в течение
более пяти столетий. Но в отличие от монгольских улусов, насильственно
объединивших множество разнородных этнополитических организмов, племен и
народностей, пришла государственность, основанная на более определенной
этнической основе, на базе формировавшихся народностей. Образование государств
Ак-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Орды было
значительным этапом в развитии государственности местного, главным образом,
населения, в конечном счете — казахской народности, но наряду с ней — и других
народов, формировавшихся частью и на территории этих государств. Оно способствовало
заметной эволюции хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между
кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Это,
в свою очередь, содействовало общению близких по языку, материальной и духовной
культуре этнических групп. В этих государствах было много общего в вопросах
обеспечения их жизнедеятельности — в улусной системе организации кочевого
населения, в структурах правящей (ханской) власти, комплектовании вооруженных
сил, налоговой системе. В основном эти формы и структуры были взяты из
монгольского времени, сохранились они в последующее время и в Казахском
ханстве. Относительно стабильное существование в политических рамках упомянутых
государств создавало отдельным этническим коллективам гарантии выживания и
развития, возможность, например, долгого и упорного противодействия внешней
агрессии—завоевательной политике эмира Тимура, калмакским тайшам, другим
претендентам на их территорию.
Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абулхайра,
Могулистан и Ногайская Орда подготовили условия для последующего генезиса
этнически однородных феодальных государств в регионе, для более тесной
консолидации этнических общностей — народностей казахской, ногайской,
киргизской, отчасти узбекской, уйгурской.
Однако
вхождение отдельных частей формировавшейся казахской народности в несколько
политических образований — государств, а также беспрерывные войны и усобицы
Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившие к потере
производительных сил, в том числе и людских резервов, к экономическому упадку,
разобщению родственныхэтничсских групп, разрыву политических и хозяйственных
связей, тормозили процесс консолидации народности. Со всей необходимостью
вставала задача преодоления политической разобщенности этнически близких групп,
государственного объединения казахских племен и родов, фактически уже
сложившихся в народность. Решению ее реально способствовало образование Казахского
ханства.
Возникновение Казахского ханства явилось
закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на
обширной территории Восточного Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного
Казахстана). Формирование в XIV—XV вв. единого экономического региона на базе
естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой
и осед-ло-землсдсльческой, городской — с тоогово-ремесленным направлением
хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одной
политической структуре. Укрепление экономических, культурных,
общественно-политических связей кочевого и оседлого населения~способствовало
этническому единению казахских родов и племен, фактическому завершению
длительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явились
объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности.
Стремление сформировавшейся крупной этносоци-альной общности к созданию
моногосударственности, к собственной социально-территориальной, государственной
организации, характерно не только для позднего времени — времени формирования
наций, но и для средневековья, когда завершалось в основном сложение
современных народов региона Центральной Азии.
Преодоление раздробленности, политической
разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях,
связано с именами Джаныбека и Гирея. Их династийныс интересы, борьба с другими
Чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп
народа, как из родовой знати, так и рядовых тружеников-скотоводов и
земледельцев. Они объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к
созданию самостоятельного государства.
Согласно родословным, помещенным в ряде
источников (например, «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»), Джаныбек и Гирей
были близкими родственниками3. В источниках, повествующих о действиях
этих первых казахских ханов-соправителей в 51)—70-х гг. XV в., нет точного
разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом не в строгом
порядке. Оба они имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака
(Джаныбек), другой — как старший по возрасту (Гирей). Но поскольку в
государствах средневекового Казахстана наряду с постепенно утверждавшимся
принципом прямого наследования ханской власти (от отца к сыну) сохранялся и
старый тюрко-монгольский принцип преимущественного права на ханскую власть старшего
в роде, то Гирей, как и Джаныбек, тоже мог претендовать на титул хана.
Конкретный ход образования Казахского
ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории
Казахстана
— ханства
Абулхайра (Государства кочевых узбеков) и Могулистана, исторические судьбы
которых во второй половине XV в. завершались упадком и развалом. В обоих
государствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли ее
центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного
Дсшт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или искали
покровителя в лице кого-либо из Чингизидов, в середине века продолжавших
оспаривать власть ханов Абулхайра(в Государстве кочевых узбеков) и Есен-Буги
(в Могулистане).
Действия первых казахских ханов,
направленные на создание и упрочение единого государства, были поддержаны
верхушкой казахских родов и племен, так как отражали интересы господствующей
прослойки казахского общества. Значительная ее часть сплотилась вокруг Гирся и
Джаныбека еще в 40—50-х гг. в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау,
в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. Пока Абулхайр-хан был занят
борьбой за укрепление своей власти в степи, наследники ханов Ак-Орды
обеспечивали на юге Казахстана сильную власть. К ним стекались многие недовольные
Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными.
В руках Джаныбека и Гирея находились
городские центры и крепости в предгорьях Каратау и на Сырдарье — Сузак, Сыгнак,
Сауран и другие менее крупные крепости. Поддерживавшие Джаныбека и Гирея
кочевые роды и племена испытывали значительные трудности в связи с отсутствием
возможности совершать традиционные сезонные перекочевки в степные районы
Казахстана, занятые кочевыми подданными Абулхайра. Эти последние, в свою
очередь, были лишены возможности прикочевывать на привычные места зимовок в
районы Нижней и Средней Сырдарьи, вести торговый обмен.
Враждебные отношения между племенами улуса
Шайбана и улуса Орды еще более усугубились после занятия Абулхайром Сузака,
Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-Кургана в 1446 г. Подданные Джаныбека и Гирея
сосредоточились в низовьях Сырдарьи, восточной части предгорий Каратау. От этой
политической разобщенности страдали подданные и Шайбанидов и казахских
правителей, поскольку были нарушены традиционные экономические и культурные
связи, этно-политическое взаимообщение. Еще более стесненным стало положение
казахских родов и племен, подчиненных Гирею и Джаныбеку, после поражения
Абулхайра от калмаков (ойратов) в конце 50-х гг.
Еще в 20-х гг. XV в. ойраты стали нападать
на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 50-х гг.
они появились на территории Туркестана. В 1457 г. Абулхайр-хан потерпел от них
жестокое поражение, бежал с поля боя. Заключив мир с Абулхайром на тяжелых для
него условиях, ойраты ушли через Чу в свои земли, а Абулхайр принялся жестокими
мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана,
расправляясь с непризнавшими его власть Джучидами. Действия Абулхайра в объятых
разбродом и возмущением после пиратского погрома улусах Восточного Дешт-и
Кыпчака, как и неспособность могулистанского хана оградить население Семиречья
от пиратских орд, привели к еще большему недовольству народных масс.
Почти незатухавшие усобицы и войны тяжело
отражались на положении народных масс. Военные действия отрывали рядовых
кочевников от производительного труда, несли им бедствия и разорение, болезни
и гибель. Возмущение народных масс выливалось в характерную для средневекового
кочевого общества форму сопротивления — уход, откочевку из-под власти своего
правителя. Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия произошла
одна из таких откочевок — массовая передвижка части казахского населения из
Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную
часть Семиречья, на территорию Могулистана. Джаныбек и Гирей возглавили роды и
племена, уходившие за пределы ханства Абулхайра. Известие об этом впервые
появилось в «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдардуглата4. Махмуд бен
Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр-хануи
мотивировали свой отказ традицией наследования власти в степи Чингизидами,
обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в Восточном Дешт-и
Кыпчаке3.
О том, что бегство недовольного населения
было не единичным актом, а длилось в течение многих лет, свидетельствуют данные
многих источников. Особенно оноусилилось после смерти Абулхайра в 1468 г. и
распада его государства: «В то время как они [казахские ханы] благоденствовали
там, Узбекский улус после смерти Абулхайр-хана пришел в расстройство; [в
нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к
Кирай-хану и Джани-бек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей]
достигло двухсот тысяч»''. Этим действием народных масс было положено начало
последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе и
семиреченских, в одно государство.
-Казахское ханство в первое время занимало
территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как
переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена,
так и местные. Правитель Могулистана Есен-Буга не имел реальных сил, чтобы
остановить передвинувшихся сюда казахов. Он вступил в союз с казахскими
предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ Могулистана
от территориальных претензий Абулхайра, Тимуридов, набегов калмаков. После
смерти Есен-Буги в 1462 г. в Могулистане наступило фактически полное
безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в
Семиречье было вполне закономерным актом. Мухаммад Хайдар дуглат относит время
образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465—1466 гг.)7.
,В~последующие десятилетия XV— начале XVI
вв. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально,
включив значительную часть этнической территории казахов. Укрепление
Казахского ханства происходило в сложной обстановке последних десятилетий XV
в., заполненных войнами, усобицами, большими и малыми миграциями населения в
пределах казахстанско-среднеазиатского региона. Сошло с исторической сцены в
Восточном Дешт-и Кипчаке ханство Шайбанида Абулхайр-хана; ушла в прошлое
военная и политическая мощь государства Тимуридов, на исходе XV и в самом
начале XVI вв. окончательно потерявших власть над
МЪвсраннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков
внуком Абулхайра Мухаммадом Шайбани; фактически распался на несколько
феодальных владений Могулистан. В результате окончательного распада Золотой
Орды на территориях, расположенных севернее и западнее казахских степей,
вычленились новые государства— Сибирское, Казанское, Астраханское ханства.
Казахские ханы сразу же после смерти
Абулхайра вмешались в борьбу за власть в степи. Главными их противниками были
наследники Абулхайр-хана — его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и
Махмуд-султан. Союзниками же были их давние сторонники Ахмад-хан (потомок
Тука-Тимура), Шайбанид Ибак-хан, в 60-х гг. захвативший власть на большей части
территории Западной Сибири, мангытские (ногайские) мирзы. После гибели сына
Абулхайра его внуки бежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника
Мухаммад Мазид-тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события
истории Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие
судьбы молодого государства, возможность политического объединения
многочисленных родопле-менных групп, вошедших в казахскую народность, и ее
этнической территории в одном государстве.
Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим
к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джаныбек и Гирей
стремились в первую очередь утвердить права на эти земли, являвшиеся для них
наследными, в том числе на города Сузак,Сыгнак и другие. Но главной причиной
того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком
развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было
экономическое и стратегическое значение данного региона. Присырдарьинские
города были важными центрами торгово-экономических связей для населения степных
районов; превосходными для своего времени крепостями и могли выдержать
длительную осаду. Традиционно они являлись административно-политическими
центрами предшествующих государственных образований на территории Казахстана.
Земли нижнего и среднего течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевым
племенам как ценные зимние пастбища. Однако использовать эти пастбища можно
было, лишь владея ключевыми пунктами этой территории — городами-крепостями
Туркестаном и Каратау.
Отмеченные причины, побудившие казахских
ханов в первые же годы после создания ханства вести борьбу за
Присырдарьинские города и Туркестан в целом, относятся полностью и к их
противнику Мухаммаду Шайбани, когда он пытался восстановить власть Шайба-нидов
в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою очередь, Тимуриды Мавераннахра отстаивали
захваченные ими когда-то у Ак-Орды города, превращенные в оборонные крепости
против кочевников степных районов. Вмешались в борьбу и могульские ханы Юнус и
его сын Султан Махмуд, пытавшиеся в условиях упадка Могулистана и
ухода из-под их власти казахского Семиречья и киргизсих районов При-тяньшанья
заполучить города в районе юга Казахстана.
Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия
борьбе обладали несомненной реальной силой, вокруг них сплотились значительные
массы кочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживали
городские власти и население в Туркестане. Удачными были шаги по привлечению в
союзники других претендентов на власть в степи и в Туркестане. Им удалось
привлечь на свою сторону и эмира из Ногайской Орды, Муса-мирзу, прежде обещавшего
поставить Мухаммада Шайбани «ханом Дсшт-и Кыпчака».
В 70-е гг. произошло несколько крупных
сражений — под Саура-ном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в
других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то
Мухам-мад Шайбани, победы и поражения выпадали на долю обеих враждующих
сторон. В одном из сражении погиб сын Джаныбек-хана Махмуд-султан. Он был
владетелем Сузака, в то время как его брат Иренчи занимал Сауран. Одним из
видных предводителей казахских войск в этот период был сын Гирей-хана
(правившего примерно до 1473—-74 гг.) Бурундук. Одни источники называют его
ханом примерно с середины 70-х годов, другие — с 14УО года''. Во время
правления Бурундука приобрел известность сын Джаныбек-хана Касым (род. ок. 1455).
Он был удачливым полководцем, предводителем конницы, участвовал во многих
битвах.
В 80—90-е гг. борьба за сырдарьинские
города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и
узбеки-шайбани-ды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и
нередко осада длилась по нескольку месяцев. Один из эпизодов борьбы завершился
сдачей Сыгнака, в котором Мухаммад Шайбани оставил часть своего войска. При
этом жители Сыгнака мотивировали свои действия тем, что «прежде этот вилайет
принадлежал Бурундук-хану»9. В другой раз Сауран был сдан
Бурундук-хану его жителями; казахам был выдан и находившийся в городе брат
Мухаммада Шайбани со всем его окружением. Осада Отрара в конце 90-х гг.
закончилась перемирием между Мухаммадом Шайбани и Бурундук-ханом.
Итогом борьбы к исходу XV в. было
включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана.
Мухаммад Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясь на
которые, а также на поддерживавшие его узбекские племена Дешт- и Кыпчака, он
смог добиться победы над Тимуридами Мавераннахра. У Мухаммада Шайбани для
борьбы за власть в степи не оказалось реальных сил, фактически он был вынужден
ограничиться лишь борьбой за присыр-дарьинскую территорию, так как в первые же
годы потерял всякую возможность утвердить свою власть в бывших владениях своего
деда Абулхайра в степных просторах Казахстана.
Присоединение к Казахскому ханству части
присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению
страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы их
государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в
Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья
Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.
Многие Джучиды удалились с территории Казахстана искать удачи в Астраханское,
Сибирское, Казанское ханства. Под власть казахских ханов переходили все новые и
новые казахские роды и племена; в тесный союз с ними вступили ногайцы.
Фактически к началу XVI в. Казахское ханство занимало территорию своей
предшественницы
Ак-Орды (Кок-Орды) и часть Могулистана. Мухаммад
Хайдар писал. что «в продолжение всего времени до 940 г. х. (1533—34 гг.)
казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана [т. е. Восточного
Дешт-и Кыпчака]»'".