Доклад: Лефортово
Доклад: Лефортово
В 1701 г. боярин Ф.А. Головин напротив Лефортовского дворца и
ниже по левому берегу Яузы приобрел имение, где создал знаменитый Головинский
сад с прудами и дворцом (сейчас там парк Московского военного округа, а в построенном
здесь позже в 1773-1796 гг. Екатерининском дворце располагается Военная
Академия Вооруженных Сил РФ).
Павел I - большой любитель военной муштры, превратил
Лефортово в военный городок. Екатерининский дворец стал казармой (позже здесь
были 1-й и 2-й кадетские корпуса, где воспитывались художник Федотов и писатель
Куприн), были построены кирпичные Красные казармы, давшие название главной
улице - Красноказарменной. Против дворца был создан армейский плац, для чего
вырубили часть созданной царицей Анной Иоанновной Анненгофской рощи (остальную
часть рощи уничтожил ураган в июле 1904 г., теперь здесь студенческий городок
МЭИ, тюрьма, хлебозавод, жилые дома и др.).
Лефортовский военный городок существует и ныне. Здесь
находятся Общевойсковая академия, военный университет, Дом офицеров, музей
внутренних войск МВД и др. Здесь же в 1880 г. была построена знаменитая
Лефортовская тюрьма. Неподалеку, в так называемых «американских» домах, до
войны проживал главный палач Москвы, «исполнитель приговоров», майор Завязкин,
которого за частые буйства хорошо знали местные жители. Летом 1941г. Сталин
отдал приказ: ни один политический заключенный не должен был попасть к врагу.
После прорыва фронта немцами 15 октября 1941 г. в Москве началась паника,
прекратившаяся 19 октября с приходом сибирских дивизий. Расстрелянных в эти дни
политических заключенных свозили к невысокой кирпичной стене Рогожского
кладбища, прямо с машин перебрасывали через стену в специально вырытый ров и
засыпали.
Одновременно с Рогожским кладбищем во время чумы 1771 г. было
открыто и другое кладбище в Лефортове - Немецкое - на Введенских горах. Здесь
покоятся многие знаменитые люди, начиная от генералов Лефорта и Гордона и
кончая популярнейшими артистами.
В 1797 году Павел I обратил внимание на зловоние,
распространяемое Яузой и заставил вычистить берега реки, запретил слив нечистот
и приказал обеспечить свободное течение реки. Дело в том, что за Яузой в
Лефортове жили труженики ассенизационного обоза - золотари. Отсюда и появились
названия "Золотая" улица (около станции Сортировочная) и
"Золотой" Рожок - ручей Рожок, впадающий слева в Яузу, и,
соответственно, Золоторожские: улица, вал и переулки.
В XIX веке вокруг Лефортова стали возникать небольшие
промышленные предприятия бытового назначения: бойни, пищевые, текстильные,
красильные, металлические. Например, в 1804 г. на Введенских горах
(Госпитальный вал, против Введенского кладбища) московскими купцами Яковлевым и
Адребежановым «в деревянном строении открыто заведение для гнания крепкой водки
на 8 котлах и купоросного масла (т.е. серной кислоты) в 4-х печах на 12 колбах,
на земле, принадлежащей солдатке Устиновой». После нескольких смен хозяев, с
июня 1850 г. заведением стал владеть купец 3-й гильдии Петр Михайлович Смирнов.
Сейчас находящийся в Лефортове завод "Кристалл" выпускает в год до 5
млн. декалитров водки - 90%, наливки, настойки - 10%, от 20 до 40 различных
марок. Завод с 1920 г. размещается в зданиях, построенных для казенных винных
складов в 1892 г. архитектором Н.Г.Фалеевым.
Рядом с "Кристаллом" находится небольшой заводик
"Мосштамп", выпускающий предметы мелкой металлической галантереи:
пуговицы, значки, знамена, вымпела, предметы фалеристики и бижутерии. Он
основан в 1863 году купцами 2-й гильдии Фридрихом Шелем и Генрихом Фраценфельдером
как красильня хлопчатобумажных тканей.
В 1934 г. в Лефортове открылась и чаеразвесочная фабрика,
выпускающая "Тот самый чай со слоном" и еще 32 сорта различных чаев,
а впервые чаеразвеска в Лефортове была организована еще в 1907 году фирмой
"Караван".
В 1873 г. рядом со станцией Сортировочная Московско-Рязанской
железной дороги построили котельный механический медно-аппаратный и литейный
завод товарищества А.К.Дангауэра и В.В.Кайзера (ныне завод
"Компрессор").
С 1883 г. работает сталелитейный завод Тов-ва Московского
металлического общества (бывший Ю.П.Гужона, ныне завод "Серп и
Молот").
С 1896 г. у станции Сортировочная работает Московский
Семеновский сталелитейный завод (с 1911 г. - завод
"Шестерня-Цитроэн", а ныне завод "Мосгидропривод".).
В феврале 1912 г. начал работать завод АО "Русских
кабельных металлопрокатных заводов" (ныне "Москабельмет").
В годы довоенных пятилеток Лефортово превратилось в
промышленную окраину Москвы. Наряду с традиционными предприятиями бытового
обслуживания: хлебозаводами, магазинами, рынками, автобазами и т.д., здесь были
созданы вновь базы двух крупных отраслей промышленности: авиации (ЦАГИ, КБ
Туполева, НИИ авиационного моторостроения и авиационного топлива и масел) и
электротехники (Всесоюзный электротехнический институт, Московский
энергетический институт, электротехнический институт связи, около десятка НИИ и
заводов радиоэлектронного приборостроения).
Рядом с предприятиями вырастали поселки рабочих, вначале
засыпные бараки, которые потом сменили вполне современные многоэтажные здания.
Трамвай пришел в Лефортово еще до 1-й Мировой войны, но только до госпиталя. В
конце 20-х годов его продлили до Дангауэровской слободки. В то же время
продлили и линию от Рогожской заставы вдоль по Владимирскому шоссе
(Энтузиастов) до Владимирского поселка.
В 1943 г. электричка стала останавливаться на платформе
"Новая", взяв на себя основной людской поток из города к промышленным
предприятиям Лефортова. Окончательно транспортный вопрос был решен только в
1979 г. с вводом станции метро "Авиамоторная".
Во время Великой Отечественной войны на фронтах воевали 8
типов самолетов, созданных коллективом А.Н.Туполева. Завод
"Компрессор" совместно с заводами им.Войтовича, ВЭИ и др. выпускали
РСЗО ("Катюши"). Артиллерийские части были вооружены приборами
управления огнем и прожекторами, созданными в Лефортове. В тяжелые дни осени
1941 г. ученые военной акдемии Химзащиты создали самовоспламеняющуюся жидкость
«коктейль Молотова», заливавшуюся в бутылки, ими подрывали танки противника.
Автобусный парк №2 отправил на Ладогу колонну в 40 автобусов
для обеспечения "дороги жизни" для блокадного Ленинграда.
Велики достижения трудовых коллективов Лефортова и в
послевоенные годы. Решающий вклад в освоение космоса сделали НИИ космического
приборостроения, гигроскопии, радиоэлектроники, КБ МЭИ, заводы №192, 706 и
другие предприятия. В успехах нашего телевидения львиная доля трудов
Московского научно-исследовательного телевизионного института. Глобальная
система контроля воздушного пространства и управления движением летательных
объектов создана в Лефортово.
Истекший 1999 год прошел под знаком 300-летия Лефортова и
сопровождался комплексом мемориальных мероприятий, начиная от
научно-практической конференции "Лефортово" 20 мая и до торжеств с
открытием Лефортовского моста на Яузе.
Литература:
Миклашевская Е.П. и Цепляева М.С. и др.
Лефортово. Далекое и близкое. М.1996.
Лефортово. Художественный
альбом. М.1999 г.
|