рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Уклонение от уплаты налогов

Содержание понятия «обоснованность» расходов является одной из спорных дефиниций в экономической теории и правоприменительной практике. Причины возникающих спорных ситуаций, связанных с правовой презумпцией признания расходов на основании критерия обоснованности, обусловлены смысловым наполнением понятия «обоснованные расходы».

Определение понятия «обоснованные расходы» - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (абз. 3 п.1 ст. 252 НК РФ), - осуществляется посредством другого понятия - «экономически оправданные затраты», определение которого НК РФ не содержит. Использование в НК РФ указанных оценочных понятий и признаков, используемых для их характеристики, предопределяет субъективность оценки ненормируемых законодательством обоснованности расходов, как со стороны налоговых органов, так и налогоплательщиков, что зачастую приводит к возникновению судебных споров между ними.

Можно выделить следующие основные критерии обоснованности расходов для целей налогообложения, подвергающиеся сомнению со стороны контролирующих органов:[39]

1) направленность расходов на получение доходов;

2) экономическая целесообразность расходов;

3) финансирование расходов по дублированию функций;

4) связь расходов с производственной деятельностью.

Под деятельностью, направленной на получение дохода в целях налогообложения, следует понимать предпринимательскую деятельность. Под доходом в целях налогообложения прибыли законодательство понимает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме. Значит, расходы налогоплательщика для признания их обоснованными по смыслу ст. 252 НК РФ[40] должны быть осуществлены в целях получения именно дохода от предпринимательской деятельности, а не прибыли (положительной разности между доходами и расходами). Поэтому даже в случае получения убытка от деятельности, направленной на получение дохода, расходы налогоплательщика должны признаваться обоснованными (экономически оправданными).

Вопрос признания расхода экономически обоснованным в ситуации, когда налогоплательщик мог обойтись без расхода или понести меньший расход, связан с тем, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Арбитражная практика по вопросу обоснованности на основании критерия экономической целесообразности носит положительный для налогоплательщика характер. Суды при вынесении решения исходят из того, что налоговые органы не наделены полномочиями оценивать хозяйственную целесообразность действий налогоплательщика, а экономическая оправданность затрат не может зависеть от совершения налогоплательщиком действий, которые, по мнению налогового органа, позволили бы этих затрат избежать.

По критерию финансирования расходов, связанных с дублированием функций, официальная позиция налоговых органов заключается в том, что расходы могут признаваться обоснованными в случае, если функции, выполняемые по гражданско-правовым договорам, не дублируют обязанности штатного подразделения налогоплательщика.[41]

По критерию связи расходов с производственной деятельностью затраты, связанные с предпринимательской деятельностью и носящие производственный характер, в любом случае подлежат признанию в качестве обоснованных налоговых расходов, поскольку преследуют цель получения доходов от осуществления деятельности.[42] Таким образом, производственный характер затрат налогоплательщика обусловливает возможность учета таких расходов для целей налогообложения прибыли, поскольку они непосредственно связаны с извлечением дохода и являются обоснованными (ст. 252 НК РФ[43]).

Таким образом, не урегулированное законодательством понимание категории «экономическая обоснованность» порождает оценочное её толкование, как контролирующими органами, так и налогоплательщиком, и, как следствие, необходимость доказывания налогоплательщиками прав на использование таких расходов для исчисления налога на прибыль. Считается, что экономическая обоснованность расходов тесно связана с уклонением от уплаты налогов, так как налогоплательщики в большинстве случаев манипулируют с расходами для снижения налогооблагаемой прибыли, в том числе незаконными способами. Поэтому, определив на законодательном уровне понятия «уклонения от уплаты налогов», «схема уклонения от налогообложения», присущие им признаки, и другие мероприятия, предложенные ранее, позволят существенно снизить разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также облегчат работу судебным органов. Кроме того, в целях налогового контроля можно прописать нормативы затрат, используя арбитражную практику по наиболее спорным видам расходов.[44]

Немаловажное значение имеет повышение результативности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования. При определении рыночной цены сделки считаем наиболее целесообразным использование метода сопоставимых рыночных цен, в основе которого лежит информация о ценах (интервале цен), содержащаяся в опубликованных изданиях или информационных системах. При этом налогоплательщики самостоятельно должны предоставить налоговым органам документальные источники информации, обосновывающие соответствие применяемых цен рыночным ценам по сделкам превышающим 600 тыс. руб.

Следующим приоритетным направление работы налоговых органов является контроль за деятельностью убыточных организаций. Проводимая ФНС России работа направлена на легализацию налоговой базы путем пресечения случаев неполного отражения вычете хозяйственных операций, выявления фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, схем ухода от налогообложения. Для решения поставленной задачи проводились еженедельные заслушивания руководителей организаций по возникновению убытков, в результате которой доля убыточных организаций снизилась в 2007г. на 17,2 %[45]. Мы предлагаем продолжить подобные административные мероприятия налоговых органов и сосредоточить усилия на организациях, декларирующих незначительную прибыль, чтобы только избежать неплановых налоговых проверок.

Таким образом, осуществление названных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования и налогового контроля позволит, во-первых, более полно отслеживать процессы контроля уклонений от уплаты налогов, во-вторых, существенно повысить объективность оценки контроля, эффективность и результативность работы налоговых органов, а также создать базу для эффективного функционирования российской налоговой системы в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

налог уклонение уплата

Таким образом, для повышения результативности и эффективности контроля уклонений от налогов необходимо:

- определить на законодательном уровне понятия «уклонения от уплаты налогов», «схема уклонения и ухода от налогообложения» и описать присущие им признаки, а также сделать методологически верными и явными схемы теоретического и экспериментального анализа основных видов уклонений от уплаты налогов по предложенной общегрупповой и видовой классификации уклонений от налогов;

- разграничить понятия налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения, определить на законодательном уровне обстоятельства, позволяющие считать определенные действия уклонением от уплаты налогов, а также для повышения качества контроля уклонений от налогов предлагается определить систему критериев, позволяющую отличить уклонение от уплаты налогов от налоговой оптимизации;

- определить приоритетные направления контрольной работы по выявленным в ходе проведенного анализа факторам, оказывающим наибольшее влияние на масштабы уклонений от уплаты налогов;

- выделить критерии оценки рисков для проведения налоговой проверки отдельно для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения и налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе индивидуальных предпринимателей. Критерии предлагается сгруппировать на формализуемые и неформализуемые. Такое деление позволит оценить критерии как факторы, на основании которых автоматизированная программы сможет сократить выборку налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. При этом немаловажное значение имеет аналитическая составляющая по каждому критерию, позволяющая определить обстоятельства и доказательную базу фактов уклонений от налогов, и повысить тем самым эффективность самой проверки;

- использовать при планировании методику бальной рейтинговой оценки вероятности уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов для отбора их на выездную налоговую проверку. Такая методика позволяет проводить отбор налогоплательщиков одновременно с учетом всех рассмотренных ранее критериев оценки рисков для отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку, что позволит повысить её результативность и эффективность, а также определить долго «добросовестных» налогоплательщиков;

- упорядочить взаимодействие налоговых органов, органов внутренних дел и таможенных органов для выявления фактов уклонения от налогов, что позволит повысить эффективность контроля налоговых правонарушений и преступлений;

- дать оценку результативности и эффективности контроля уклонений от налогов по предложенной системе коэффициентов прямой и конечной результативности и эффективности, сосредоточив усилия на выполнении налоговыми органами не только фискальной, но и контрольной функции, что позволит её повысить.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // СЗ РФ. – 2009. № 4. – Ст. 445.

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ от 03.08.1998 года № 31 ст. 3824, и часть вторая от 05.08.2000 года № 117-ФЗ // СЗ РФ от 07.08.2000 года № 32 ст. 3340.

3.  Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование : учеб. пособие. М.: Экономисту, 2009.

4.  Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 2009.

5.  Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: практические рекомендации // СПС Консультант Плюс, 2010.

6.  Воробьева А. Ю, Как налоговые органы планируют выездные проверки? //Налоговая проверка, 2007. № 5.

7.  Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки: Книга для налогоплательщика и налоговика. М.: МЦФЭР, 2008.

8.  Егорова Е.В. Документирование налоговых правонарушений. М.: ИНИОН РАН, 2009.

9.  Журавлева О.О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» // Журнал российского права, 2009. № 7.

10.  Клипов М. В. О необходимости реформирования алкогольного рынка // Налоговый вестник.2008. № 4.

11.  Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля // Налоги и налогообложение. 2006. № 5.

12.  Кокова Е.Р. Современные тенденции развития контрольно-проверочной работы налоговых органов // Налоги и налогообложение. 2008. № 7.

13.  Королева О. А. Работа налоговых органов с убыточными организациями // Финансы. 2008. № 2. С. 41.

14.  Лапшин О.И. Некоторые проблемы осуществления налогового контроля в Российской Федерации // Налоги и налогообложение, 2009. - № 5.

15.  Линовицкий Ю.А. Практика налогового контроля в зарубежных странах // Налоги и налогообложение, 2009. - № 11.

16.  Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование : учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2009.

17.  Морозова Н.А., Герасимова Е.А. Обобщение судебной практики, связанной с нарушением налоговым органом процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля //Арбитражные споры, 2009. - № 1.

18.  Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. – М.: АСТ, 2009. – 345 с.

19.  Налоговое право: Учебник / Под. ред. С.Г. Пепеляева. М.: Дашков и Ко, 2009. – 326 с.

20.  Нестеров Г.Г., Попонова Н.А. Налоговый контроль: Учеб. пособие / А.В. Терзиди. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. 384 с

21.  Организация и методы налоговых проверок: учеб. пособие / под ред. А.Н. Романова. М. : ИНФРА-М, 2009.

22.  Пансков В. Г. О принципах налогообложения физических лиц//Финансы. 2008. № 1. C.31.

23.  Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // Административное и муниципальное право, 2009. - № 4.

24.  Попонова Н.А., Нестеров Г.Г., Терзиди А.В. Налоговый контроль: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. 384 с..

25.  Родина О.В. О критериях отбора налогоплательщиков для включения в план выездной налоговой проверки // Налоговый вестник. 2008. N 1.

26.  Семенов А.С. - Взаимодействие налоговых органов и подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах // Налоги и налогообложение. 2009. N 4.

27.  Смирнов Л. В., Сашивич В. В. Планирование выездные поверок: анализ концепции // Налоговая политика и практика. 2007. № 8(56). С.

28.  Ширпков С. И. Признание расходов при исчислении налога на прибыль//Бух. учет. 2008. № 18.


[1] Линовицкий Ю.А. Практика налогового контроля в зарубежных странах // Налоги и налогообложение, 2009. - № 11.

[2] Егорова Е.В. Документирование налоговых правонарушений. М.: ИНИОН РАН, 2009.

[3] Смирнов Л. В., Сашивич В. В. Планирование выездные поверок: анализ концепции // Налоговая политика и практика. 2007. № 8(56). С. 8.

[4] Вестник ВАС РФ, № 12, декабрь, 2006.

[5] Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: практические рекомендации // СПС Консультант Плюс, 2010.

[6] Воробьева А. Ю, Как налоговые органы планируют выездные проверки? //Налоговая проверка, 2007. № 5.

[7] Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки: Книга для налогоплательщика и налоговика. М.: МЦФЭР, 2008.

[8] Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование : учеб. пособие. М.: Экономисту, 2009.

[9] Михайлова Я. Отбор кандидатов на проверку НДС: инспекторы анализируют отчетность // Главбух. 2007.№11.C.79.

[10] Налоговая нагрузка // Газета «Комерсашъ». № 111(3687) от 28.06.07. С. 18.

[11] www.gks.ru.

[12] Королева О. А. Работа налоговых органов с убыточными организациями // Финансы. 2008. № 2. С. 41.

[13] Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирова­ние : учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2009.

[14] Михайлова Я. Отбор кандидатов на проверку НДС: инспекторы анализируют отчетность // Главбух. 2007.№11.C.79.

[15] Лапшин О.И. Некоторые проблемы осуществления налогового контроля в Российской Федерации // Налоги и налогообложение, 2009. - № 5.

[16] Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации : учеб. пособие. М.: Книжный мир, 2009.

[17] Морозова Н.А., Герасимова Е.А. Обобщение судебной практики, связанной с нарушением налоговым органом процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля //Арбитражные споры, 2009. - № 1.

[18] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ от 03.08.1998 года № 31 ст. 3824, и часть вторая от 05.08.2000 года № 117-ФЗ // СЗ РФ от 07.08.2000 года № 32 ст. 3340.

[19] Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. М.: Финансы и статистика, 2008. 168 с.

[20] Воробьева А. Ю, Как налоговые органы планируют выездные проверки? //Налоговая проверка, 2007. № 5.

[21] Пономарева Т.В. Формальный подход к осуществлению налогового  контроля // Вестник ВАС города Москвы, 2008. - № 4.

[22] Неляпина Ю.В. Выездные проверки как наиболее эффективная форма налогового контроля // Налоги (газета), 2008. № 4.

[23] Попонова Н.А., Нестеров Г.Г., Терзиди А.В. Налоговый контроль: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. 384 с.

[24] Кокова Е.Р. Современные тенденции развития контрольно-проверочной работы налоговых органов // Налоги и налогообложение. 2008. № 7.

[25] Вестник ВАС РФ, № 12, декабрь, 2006.

[26] Вознесенский Э. А. Финансовый контроль. М.: Юридическая лите­ратура, 2008.

[27] Путин А.В. Налоговый контроль в условиях кризиса // Российский налоговый курьер, 2009. - № 23.

[28] Пансков В. Г. О принципах налогообложения физических лиц//Финансы. 2008. № 1. C.31.

[29] Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. – М.: АСТ, 2009. –  345 с.

[30] Пансков В. Г. О принципах налогообложения физических лиц//Финансы. 2008. № 1. C.32.

[31] Родина О.В. О критериях отбора налогоплательщиков для включения в план выездной налоговой проверки // Налоговый вестник. 2008. N 1.

[32] Пансков В. Г. О принципах налогообложения физических лиц//Финансы. 2008. № 1. C.33.

[33] Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов // СПС Консультант Плюс, 2010.

[34] Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля // Налоги и налогообложение. 2006. № 5.

[35] Клипов М. В. О необходимости реформирования алкогольного рынка // Налоговый вестник.2008. № 4. С.3.

[36] Сайт РИЛ «Новости».

[37] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ от 03.08.1998 года № 31 ст. 3824, и часть вторая от 05.08.2000 года № 117-ФЗ // СЗ РФ от 07.08.2000 года № 32 ст. 3340.

[38] Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный меха­низм. М.: Финансы и статистика, 2009.

[39] Ширпков С. И. Признание расходов при исчислении налога на прибыль//Бух. учет. 2008. № 18. С. 56.

[40] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ от 03.08.1998 года № 31 ст. 3824, и часть вторая от 05.08.2000 года № 117-ФЗ // СЗ РФ от 07.08.2000 года № 32 ст. 3340.

[41] Журавлева О.О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» // Журнал российского права, 2009. № 7.

[42] Брызгалин А.В., Головкин А.Н., Берник В.Р., Королева М.В. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2010 год // Налоги и финансовое право, 2009. - № 11.

[43] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ от 03.08.1998 года № 31 ст. 3824, и часть вторая от 05.08.2000 года № 117-ФЗ // СЗ РФ от 07.08.2000 года № 32 ст. 3340.

[44] Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и органи­зация. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009.

[45] Налоговики подвили итоги за 2007год http://www/btjsinesspress.ru/ncwspaper.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.