рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Оценка имущественного состояния и организация учета активов предприятия

Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета несет руководитель SRL "BAKIS", который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета. Своевременное составление и предоставление отчетов.

При анализе показателей финансовых результатов SRL "BAKIS" за 2007-2009 годы (Таблица 2.1.1.) видим, что доходы от продаж в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 10824 леев, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились на 100806 леев. Если рассчитать какую часть занимает себестоимость продаж в доходах от продаж, то получим следующие результаты: в 2007 году - 60,8%; в 2008 году - 50,67%; в 2009 году - 63,6%. Мы видим, что себестоимость в 2008 году уменьшилась на 10,13 процентных пункта, а в 2009 году - увеличилась на 12,93 процентных пункта. Таким образом, увеличение доходов от продаж и уменьшение себестоимости в 2008 году привело к росту валовой прибыли на 29266 леев. А в 2009 году валовая прибыль по сравнению с 2008 годом снизилась на 68748 леев, что объясняется тем, что в 2009 году доля себестоимости в доходах от продаж на 12,93 процентных пункта больше чем в 2008 году.

На снижение прибыли до налогообложения и чистой прибыли в 2008 году по сравнению с 2007 годом повлияло снижение дохода от операционной деятельности, а именно рост общих и административных расходов. А 2009 год по сравнению с 2008 годом характеризуется еще большим снижением данных показателей на 60288 леев это связано со снижением валовой прибыли, это приводит к получению убытка от деятельности предприятия. Следует отметить, что за период с 2008 по 2009 год прибыль до налогообложения равна чистой прибыли, это произошло из-за того, что ставка подоходного налога за эти года равно 0.

Валюта баланса в 2008 году по сравнению с 2007 годов снижается на 83721 леев, это связано с резким снижением текущих активов на 80058 леев. Данное снижение связано с уменьшением товаро-материальных запасов. Это говорит о благоприятной тенденции изменения имущественного положения. В 2009 году по сравнению с 2008 годом, наблюдается такая же тенденция, продолжают снижаться и долгосрочные и текущие активы. Темп прироста активов ( - 13,64%), при этом долгосрочные активы снизились на 1700 леев, а текущие на 55111,5 леев.

Со стороны пассива на изменение валюты баланса в 2008 году по сравнению с 2007 повлияло снижение среднегодовой стоимости заемного капитала на 87880 леев, а собственный капитал при этом немного вырос на 4325,5 леев. В 2009 году по сравнению с 2008 годом на снижение валюты баланса оказало воздействие как снижение среднегодовой стоимости заемного капитала на 30565,5 леев, так и снижение среднегодовая стоимость собственного капитала на 26246 леев.

Среднесписочная численность персонала за весь анализируемый период не изменялась, однако, следует отметить, что производительность труда при этом в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 2705,5 леев, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 25201,7 леев. Можно предположить, что эти изменения произошли в результате роста и снижения потребительского спроса на продукцию предприятия.

Фондоотдача сначала выросла в 2008 году - на 0,05, а в 2009 году снизилась на 0,33. Если в 2007 году на один лей средней стоимости производственных фондов приходилось 0,76 лея, то в 2009 году уже всего 0,48 лея доходов от продаж. Достижение таких результатов за 3 года говорит о том, что предприятие не эффективно осуществляет свою деятельность в области управления основными средствами.

Фондовооруженность в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 775,5 леев, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом не изменилась. Это говорит о том, что снизилась оснащенность работников предприятия основными производственными средствами и связано это с не обновлением основных средств.

Переходя к показателям рентабельности, мы видим, что за весь период с 2007 по 2009 год экономическая рентабельности не достигла уровня, необходимого для эффективного хозяйствования предприятия. К 2009 году положение значительно ухудшилось, экономическая рентабельность стала отрицательной. Финансовая рентабельность в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 30 процентных пунктах. Полученные данные говорят о том, что объем чистых продаж на каждый лей собственного капитала составил в 2008 году 32,8 лея, а в 2007 году - 62,8 лея. Значение коэффициента финансовой рентабельности превышает минимально допустимое значение 15%. Полученные результаты говорят, что за последние года предприятие намного эффективнее использует собственный капитал, предусмотренный для финансирования хозяйственно-расчетной деятельности. Рентабельность продаж за 2007-2009 годы превышает норматив - 20%. Кроме того, в 2008 году наблюдается рост на 10,13 процентных пункта. В 2009 году, несмотря на уменьшение этого показателя на 12,93 процентных пункта, он не опустился ниже минимально допустимого значения.

Анализ расчетных значений коэффициентов ликвидности показывает их снижение в динамике за три года. Расчетное значение коэффициента текущей (Ктл) ликвидности достигают рекомендованных значений в 2007 и 2009 годах, однако превышение верхней границы рекомендуемой величины, свидетельствует о неэффективном вложении средств в оборотные активы, а именно в товаро-материальные цен6ности. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании.

Низкие значения коэффициента абсолютной ликвидности (0-в 2007 году; 0-2008 году; 0,13-2009 году) указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками. В 2008 году рассчитать данные показатели было не возможно, так как краткосрочных обязательств на конец года у предприятия не было.

Операционный цикл в динамике с 2007 года до 2009 года снизился, 2008 году по сравнению с 2007 годом на 146,4 дня, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 107,8 дней. Это значит, что сократился период времени между приобретением материалов, используемых в производственном процессе, и их продажей. Финансовый цикл на протяжении всего анализируемого периода также снижается на 146,1 и 111,9 дней. В целом на большое значение операционного и финансового циклов для торгового предприятия влияет большой срок оборачиваемости товаро-материальных запасов, так как дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии практически нет.

В общем можно сделать вывод, что 2009 год был для предприятия проблемным, на что преимущественно повлияли внешние факторы.

2.2 Документальное оформление и учет долгосрочных материальных активов

Долгосрочные активы согласно плану счетов Республики Молдова делятся на нематериальные активы, долгосрочные материальные активы, долгосрочные финансовые актива и прочие долгосрочные активы.

На исследуемом предприятии к используемому имуществу относятся нематериальные и долгосрочные материальные активы.

Нематериальные активы - это не имеющие материальной формы неденежные активы, контролируемые предприятием, используемые более одного года в торговой деятельности, а также в административных целях.

В состав нематериальных активов SRL "BAKIS" за период с 2007 года по 2009 год включаются две статьи:

1. Организационные расходы - это расходы, связанные с созданием предприятия (подготовка документов для регистрации, государственные пошлины, изготовление штампов, печати, оплата услуг консультантов, рекламные мероприятия и др.);

2. Лицензии - юридически оформленные права на занятие определенным видом деятельности, для данного предприятия в частности - для торговли алкогольной и табачной продукцией.

К концу 2009 года у предприятия SRL "BAKIS" не осталось нематериальных активов в имуществе.

Долгосрочные материальные активы - активы, имеющие физическую натуральную форму, со сроком полезного функционирования более одного года, используемые в деятельности предприятия с целью получения экономической выгоды (прибыли). Или находящиеся в процессе создания и не подлежащие продаже.

По своему составу и однородности долгосрочные материальные активы подразделяются на следующие группы:

1.  незавершенные материальные активы;

2.  земельные участки;

3.  основные средства, SRL "BAKIS" имеет основные средства в 2009 году в сумме 306838 леев.

4.  природные ресурсы.

Порядок отражения в бухгалтерском учете поступления основных средств регламентируется НСБУ 16 "Учет долгосрочных материальных активов" и зависит от условий и порядка приобретения и создания соответствующих активов.

Основные средства могут поступать на предприятие в результате строительства объекта, приобретения их за плату у других юридических и физических лиц, безвозмездного получения, внесения учредителями в счет взносов в уставный капитал, выявления излишних основных средств при инвентаризации, в порядке обмена и др.

Для учета основных средств на предприятии предусмотрен счет 123 "Основные средства". [6]

На предприятии SRL "BAKIS" поступление основных средств производится на основании налоговой накладной, внутри предприятия составляется акт приемки-передачи по каждому объекту основных средств в отдельности. В нем бухгалтер указывает инвентарный номер объекта и все элементы кратко характеризующие объект и состояние его использования. К акту приемки-передачи прилагается техническая документация по соответствующему объекту, утверждаемая руководителем. Внутреннее перемещение основных средств оформляется накладной. На основании акта приемки-передачи основных средств бухгалтер открывает инвентарную карточку по каждому инвентарному объекту в отдельности. В инвентарную карточку включается следующая информация об объекте основных средств:

-  Первоначальная стоимость;

-  Предполагаемая остаточная стоимость;

-  Дата, месяц, год ввода в эксплуатацию;

-  Изнашиваемая стоимость;

-  Метод начисления износа.

Предприятие составляет ежемесячно ведомость учета движения основных средств.

На предприятии SRL "BAKIS" за анализируемый период (2007-2009 гг.) поступлений основных средств не было, но в 2005 году предприятие купило транспортное средство, согласно накладной, на сумму 350615 леев, включая НДС 58436 леев. Бухгалтером были отражены следующие операции:

1.  Оприходование основных средств:

Дебет счета 123 "Основные средства"

Субсчет 123.4 "Транспортные средства" 292179 леев

Дебет счета 534 "Обязательства по расчетам с бюджетом" 58436 леев

Кредит счета 521 " Краткосрочные торговые обязательства"

350615 леев

2. Перечисление поставщику в счет погашения задолженности, на основании выписки по банковскому счету:

Дебет счета 521 " Краткосрочные торговые обязательства"

350615 леев

Кредит счета 242 "Текущие счета в национальной валюте" 350615 леев

Предполагаемый срок полезного функционирования одного объекта либо группы однородных объектов основных средств, предприятие определяет самостоятельно в момент его (их) ввода в эксплуатацию.

Износом основных средств является систематическое распределение изнашиваемой стоимости основных средств, в течение срока их полезного функционирования.

Срок полезного функционирования является базой для начислений износа. Он определяется:

-  По опыту работы предприятия с аналогичным активом;

-  При отсутствии у предприятия опыта работы с подобным активом - по опыту работы других предприятий с таким же активом;

-  При отсутствии у других предприятий опыта работы с таким активом срок - экспертным путем.

В целом износ не начисляется по объектам незавершенных материальных активов. [7]

Износ на предприятии SRL "BAKIS" начисляется прямолинейным методом. Согласно данному методу изнашиваемая стоимость объекта основных средств списывается в течение срока полезного функционирования. Величина износа не зависит от интенсивности использования актива и рассчитывается путем деления эксплуатации.

На предприятии SRL "BAKIS" 31 января 2008 года был начислен износ прочих основных средств на сумму 6207 леев. Бухгалтер отразил следующие операции:

Дебет счета 713 "Общие и административные расходы" 6207 леев

Кредит счета 124 "Износ основных средств"

субсчет 124.6 "Износ прочих основных средств" 6207 леев

При выбытии основных средств сумма накопленного износа списывается бухгалтерской записью:

Дебит счета 124 "Износ основных средств"

Кредит счета 123 " Основные средства".

2.3 Документальное оформление и учет текущих активов

Текущие активы включают следующие основные элементы: товаро-материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства. Рассмотрим их учет на предприятии SRL "BAKIS".

Сырье и материалы занимают значительный удельный вес в общем объеме оборотных средств, в особенности на производственных предприятиях. А таковым и является предприятие SRL "BAKIS". Оборотные материальные активы (производственные запасы) опосредуют многочисленные операции, которые по содержанию могут быть группированы в операции по снабжению и хранению, сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания в негодность основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, и могут быть собственного производства.

Поступающее на предприятие сырье оформляется следующими бухгалтерскими документами:

1.  Поступление сырья от юридических лиц осуществляется на основании заказов ранее заключенных экономических договоров. В процесс выполнения заказов и договоров поставок предприятие получает от поставщиков документы, подтверждающие поставку: товарно-транспортные накладные или налоговые накладные.

2.  Поступление сырья от подотчетных лиц (заготовителей) предприятия, закупивших сырье у частных лиц на основании приложенных квитанций или если в большем количестве, то на основании товарно-транспортной накладной.

Количественная приемка сырья осуществляется уполномоченным лицом, при этом ее итоги оформляется приходным ордером. Приемка по качеству осуществляется специалистом с отражением итогов в актах экспертизы (актах лабораторного анализа).

Предприятием закупаются товаро-материальные запасы (ТМЗ): товары и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Все эти и другие ТМЗ приходуются ответственными лицами приходными ордерами на основании налоговых накладных.

В настоящее время каждое розничное торговое предприятие в зависимости от системы ведения учета товаров и уровня компьютеризации располагает правом выбора различных вариантов методов оценки товаров и методов их учета.

Метод розничных продаж является методом учета товаров и расчета себестоимости их продаж. НСБУ - 2 параграф 21 предлагает три варианта применения метода розничных продаж товаров:

Вариант I - учет товаров по продажной стоимости:

а) с учетом торговой надбавки;

б) без учета торговой надбавки;

Вариант II - учет товаров по первоначальной стоимости без учета торговой надбавки;

Вариант III - учет товаров по первоначальной стоимости и расчет себестоимости продаж по установленному проценту валовой прибыли.

Сущность метода розничных продаж заключается в следующем:

1. остаток товаров на начало периода и товары, поступившие на предприятие, учитываются в двух оценках.

-  по стоимости приобретения (в финансовом учете);

-  по стоимости продаж (в управленческом учете);

2. продажа товаров отражается в финансовом учете по продажным ценам;

3. остаток товаров на конец периода по стоимости продаж и стоимости приобретения определяются расчетным путем:

-  остаток товаров на конец периода по стоимости продаж равен продажной стоимости товаров предназначенных для продажи минус продажная стоимость реализованных товаров;

-  остаток товаров на конец периода по первоначальной стоимости определяется расчетным путем.

4. себестоимость продаж товаров равна, первоначальной стоимости товаров предназначенных для продажи минус первоначальная стоимость товаров в остатке на конец периода.

Метод розничных продаж тесно взаимосвязан с методами текущей оценки товаров. Текущая оценка товаров регламентируется НСБУ - 2 "Товарно-материальные запасы", который предлагает следующие методы: идентификации; ФИФО; Средневзвешенной стоимости; ЛИФО.

Чтобы понять сущность выше перечисленных методов необходимо знать, что текущая оценка товаров связана с:

а) движением их стоимости;

б) процессом определения себестоимости продаж;

в) оценкой остатков товаров.

Различают движение товаров и движение стоимости. Движение товаров означает их физическое передвижение в ходе деятельности предприятия. Движение стоимости товара означает увязку затрат с предполагаемым их потоком. Например, оценка товаров по методу идентификации означает, что движение стоимости товаров соответствует их физическому движению. Оценка товаров по методу ФИФО, средневзвешенной стоимости и ЛИФО означает, что предполагаемое движение стоимости товаров не соответствует их физическому перемещению.

Применение вышеперечисленных методов и выбор в учетной политике предприятия зависит от системы учета товаров на розничном торговом предприятии.

Различаю три формы учета:

а) индивидуальная;

б) натурально-стоимостная;

в) стоимостная.

а) Сущность индивидуальной системы учета заключается в том, что учитывается движение каждой единицы товара. Материально ответственное лицо отчитывается по каждой сумме товара из конкретной партии. Эта система применяется в магазинах, где продаются дорогостоящие и однотипные товары, например, автомобили, меха, ювелирные изделия, парфюмерия, обувь.

б) Сущность натурально-стоимостной системы заключается в том, что движение товара учитывается по каждому наименованию в натуральной и стоимостной форме. Материально ответственное лицо отчитывается по каждому наименованию товаров. Различные торговые предприятия в настоящее время с помощью специальных компьютерных программ осуществляют натурально-стоимостной учет, выбирая в учетной политике один из методов текущей оценки товаров рекомендованных НСБУ - 2 "Товарно-материальные запасы".

в) Сущность стоимостной системы учета товаров заключается в учете общего объема товарной массы в денежном выражении. Материально ответственное лицо отчитывается за стоимостной объем полученных ценностей. Розничное торговое предприятие, которое применяет стоимостную систему учета не располагает данными о первоначальной стоимости товаров для их оценки по каждому наименованию.

Предприятие SRL "BAKIS" использует натурально-стоимостную систему учета, движение товаров (произведенных на предприятии), учитывается по каждому наименованию в натуральной и стоимостной форме.

Продуктовая группа товаров оценивается в учете по средневзвешенной стоимости их наличия. Материально-ответственные лица, отвечают по каждому наименованию товара.

Использование той или иной системы учета зависит от ассортимента товаров, а также от возможностей использовать предприятием компьютерной техники.

Товары в розничные торговые предприятия поступают непосредственно от промышленных предприятий, совхозов и колхозов, оптовых предприятий и лиц занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Для организации товароснабжения, SRL "BAKIS" заключает с поставщиками договора, в которых стороны согласовывают конкретные условия доставки и порядок приемки товаров. Договор-соглашение (чаще письменное) с взаимными обязательствами договаривающихся сторон, также этот документ, облагающий юридической силой. Договор содержит следующие реквизиты: дату составления; наименование; номер; наименование сторон, заключающих договор; основной текст договора: предмет договора, цена и порядок расчетов, качество, ответственность сторон, дополнительные условия, разрешение споров, срок действия договора, юридические адреса и банковские реквизиты сторон; также договор завершается печатями и подписями обеих сторон. Не выполнение договорных обязательств является серьезным нарушением, за это предприятие-поставщик несет экономическую ответственность, то есть, уплачивают потребителю штрафы и неустойки, что не освобождает его от обязательств по поставке товаров.

Прием товаров на торговом предприятии покупателя осуществляется материально-ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов: товаротранспортной накладной, налоговой накладной и другими сопроводительными документами.

Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров. Она состоит из разделов: товарного и транспортного. Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименование, адрес, банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, масса нетто, цена, сумма, вид упаковки). Здесь же указывается сумма налога на добавленную стоимость, а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар. Транспортный раздел данного документа содержит следующие данные: дату; номер автомобиля и путевого листа; наименование и адрес заказчика товара, пункт разгрузки и погрузки, указываются сопровождающие груз документы. Один экземпляр документа материально-ответственное лицо со стороны поставщика должно передать ответственному лицу со стороны покупателя, который передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы выданные ему представителем поставщика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.