Контрольная работа: Политика международного валютного фонда в Латвии
Практически правительство
и Банк Латвии принимают свои решения на совместных с экспертами МВФ заседаниях.
Именно под влиянием МВФ возник и поддерживается до сих пор твердый без инфляционный
курс Банка Латвии, который сегодня делает основную погоду в латвийской
экономике. Такая политика делает латвийский рубль стабильным и дает руководству
Банка Латвии поддержку МВФ.
C 1992 по 1997 год (после 97–го Латвия
до 2009 года взаймы у МВФ деньги не брала) Латвии было выделено из средств
фонда 175 миллионов долларов.[10]
Советник европейского
отдела МВФ Кристоф Розенберг (Christoph Rosenberg), координатор работы МВФ в
странах Балтии считает, что Латвия после вступления в ЕС испытала бум роста
экономики, ВВП прибавлял более 10% в год. Но в этом была большая
неустойчивость. Фактически МВФ наблюдал за Латвией долгое время и высказывал
некоторые опасения. В 2005 году МВФ предупреждал правительство Латвии о
возможном перегреве экономики. Рост объема выданных частному сектору кредитов
сделал Латвию чрезвычайно уязвимой для кредитного кризиса. Глобальный кризис
обозначился в Латвии резкой остановкой притока капитала, который ранее и
создавал бум экономики. Все это в совокупности привело к нынешнему «идеальному
шторму» в экономике Латвии. Ко всему этому добавилось потеря
конкурентоспособности. Приток капиталов, стимулирующих практически весь рост
экономики, был направлен в непроизводственные сектора, такие как недвижимость,
розничная торговля и финансовые услуги. Рост зарплат в этих секторах
спровоцировал рост зарплат в других сферах. Рост финансового сектора и сферы
недвижимости был прогнозируемо краткосрочным, и в долгосрочной перспективе эти
два сектора экономики не смогут показать доходность, достаточную для погашения
долговых обязательств страны. Таким образом, будет необходима фундаментальная
переориентация экономики и создание более конкурентоспособного уровня
заработной платы.[11]
В 2008 году финансовый
кризис больно ударил по Европе. Все страны континента с развитой экономикой
находятся в рецессии, а несколько стран региона с быстро растущей экономикой и
формирующимся рынком обратились к МВФ и Европейскому союзу (ЕС) за финансовой
помощью. В течение нескольких месяцев МВФ утвердил чрезвычайные займы для
Венгрии, Украины, Исландии, Беларуси и Латвии на сумму свыше 39 млрд. долларов.
Исполнительный директор МВФ Д. Страс-Канн заявил, что если Латвии не оказать
финансовую помощь, то дефицит в бюджете – 2009 достигнет 12% от ВВП! Хуже было
только в 1991–1992 годах, когда дефицит превышал 35%![12]
При этом ВМФ считает, что
для содействия Европе в преодолении рецессии необходимы решительные действия в
области экономической политики. Снижение активности в странах Европы с
формирующимся рынком будет значительным. Краткосрочные меры в ответ на кризис
не должны приниматься в ущерб решению проблем более долгосрочного характера.[13]
Страны Европы с
формирующимся рынком прошли через крайне успешный период реформ, который привел
к беспрецедентному прогрессу. Значительно возрос жизненный уровень,
продолжительность жизни повысилось. МВФ должен гордиться, поскольку он был
важной частью этого успеха. Но также необходимо помнить, что в условиях кризиса
меньше возможностей для ошибок: меньше возможностей для неправильного
управления государственными финансами, меньше возможностей для политических
ошибок. Страны, которые могли развиваться, несмотря на ошибки в хорошие
времена, были первыми, кто пострадал от последствий кризиса. Страны Центральной
и Восточной Европы сейчас тесно экономически интегрированы с остальным миром,
особенно с другими странами Европы. Одно из последствий такой открытости
заключается в накоплении экономических дисбалансов, которые привели к крупным
дефицитам счета текущих операций. Если до начала кризиса эти дисбалансы
представлялись поддающимися контролю, хотя и нежелательными, как неоднократно
подчеркивал МВФ, то сейчас они превратились в серьезную проблему. Но МВФ,
работая в тесном контакте с ЕС, Всемирным банком и Европейским банком
реконструкции и развития и другими региональными партнерами, может оказать
содействие. Возможно, улучшить ситуацию, как уже это сделано в Венгрии и
Латвии. Страны Европы с формирующимся рынком, безусловно, пострадают от
глобального снижения активности торговли, но цель МВФ состоит в том, чтобы
помочь региону преодолеть этот сложный период, предложив внешнее финансирование
странам, которые в нем нуждаются.[14]
Правильно ли поступает
Латвия, сохраняя текущую привязку лата, и какие последствия это решение имеет
для других стран региона? Правительство Латвии твердо привержено поддержанию
привязки и весьма недвусмысленно об этом сообщило, когда оно обратилось за
помощью МВФ. Стабильность лата является внушительным символом экономического
успеха страны, который в значительной мере объясняется последовательностью
экономической политики. Правительство Латвии хорошо осознает, что для
обеспечения успеха потребуются значительные меры по стабилизации. Более того,
большинство жестких мер, включая сокращение номинальной зарплаты в
государственном секторе не менее чем на 25 процентов, были предложены самим
правительством Латвии. Это показывает, что экономика, в том числе рынок труда и
механизм установления зарплаты, является очень гибкой, гораздо более гибкой,
чем в большинстве других стран, даже за пределами Европы. МВФ поддерживает
пакет мер правительства, предоставив кредит на 2,4 млрд. долл., а ЕС, Всемирный
банк и ряд кредиторов на двухстороннем уровне предоставляют дополнительное
финансирование. Кроме того, потенциальная девальвация лата, возможно, не
привела бы к росту экспорта, особенно с учетом текущего состояния мировой
экономики. В экономике Латвии доминирует финансовый сектор и недвижимость, и в
этой сфере девальвация вызвала бы много трудностей. Наконец, также учтен риск
цепной реакции. Если бы курс лата изменился, сохранилось бы доверие к привязкам
валют Эстонии или Литвы? В конечном итоге успех программы будет определяться
тем, как он реализуется. В случае Латвии имеется четко сформулированная
стратегия замены режима привязки курса, а именно стратегия перехода на евро. И
действительно, если Латвия добьется успеха в выполнении Маастрихтских критериев
в начале следующего десятилетия и перейдет на использование евро, то это станет
важным успехом программы, поддерживаемой МВФ.[15]
3. Оценка политики МВФ в Латвии
И латвийские, и зарубежные
эксперты утверждают, что Латвия оказалась к началу 2009 года на грани дефолта
из-за неумелого управления и коррупции. По их словам, министерские портфели в
республике раздавали не по профессиональному, а по партийному принципу, при
решении экономических вопросов во главу угла зачастую ставились интересы
политических группировок и национальные амбиции. Так корпоративно латвийские
власти принимали решения, приведшие к перегреву экономики, самой высокой в ЕС
инфляции и банковскому кредитному кризису. Местные налогоплательщики содержали
один из самых крупных в Европе аппаратов чиновников - более 7,5 процентов всего
трудоспособного населения. А когда Латвия оказалась на грани банкротства, в
страну со спасательным кругом пришел Международный валютный фонд. Правда,
бросать этот круг утопающим кредиторы не спешили. «В отличие от друга, у
которого ты занимаешь, Международному валютному фонду недостаточно обещаний
возврата долга», - указал депутат Сейма от правящей Народной партии Карлис
Лейшкалнс. Он напомнил, что МВФ и Евросоюз увязывают предоставление кредитов с
выполнением жестких условий. В частности, МВФ потребовал от правительства
Латвии сократить расходную часть бюджета на 700 миллионов евро и снизить
бюджетный дефицит на 2010 год до пяти процентов. И правительство начало урезать
зарплаты, пособия и пенсии. Сокращение пенсий и детских пособий Конституционный
суд признал незаконным. А вот учителя, врачи и другие бюджетники лишились более
трети своих доходов. К тому же, выросли все налоги. Депутат Андрис Берзиньш из
Союза зеленых и крестьян упрекнул правительство в том, что оно безоговорочно
приняло жесткие условия МВФ. В свою очередь ведущий латвийский финансовый
аналитик Андрис Вилкс надеется, что в будущем кредиторы не потребуют от Риги
столь больших жертв. Он рассчитывает на «более гибкую поддержку со стороны
кредиторов».[16]
В связи с жесткими
условиями кредита от МВФ Советник европейского отдела МВФ К. Розенберг считает,
что Латвийские власти сами разработали программу. План, принятый в декабре 2008
года, содержал условие защитить социальные расходы. Фактически, МВФ согласился
с этим и позволил увеличить социальные расходы с 21% до 25% бюджета, или до
1,5% ВВП, приближая эти показатели к средним по ЕС. Но даже с учетом еще
большего сокращения расходов бюджета МВФ советует правительству не касаться
социальных расходов.[17]
Руководитель миссии МВФ в
Латвии Марк Гриффитс (Mark Griffiths) считает, что без помощи из ЕС, МВФ и
других партнеров, Латвия была бы не в состоянии управлять бюджетным дефицитом
вообще.[18]
Американский Центр
экономических и политических исследований (CEPR) и международная Reform Task
Force Latvia[19] подчеркивают, что
условия, на которых Латвии помогают МВФ и Еврокомиссия, не только не
способствуют оздоровлению экономики, но и откровенно ей вредят. Эксперт CEPR
Хосе Антонио Кордеро рассматривает ситуацию и перспективы трех стран,
обратившихся за помощью к Международному валютному фонду, — Латвии, Венгрии и
Украины. И хотя, по признанию самого автора исследования, у каждого из
«просителей» есть свои характерные особенности, основной вывод для всех трех
одинаков: требования МВФ скорее мешают быстрейшему восстановлению их экономики.
В случае с Латвией Хосе Кордеро обращает внимание на проциклическую политику,
проводимую нашим правительством с благословения международных кредиторов. Иными
словами, действия государства идут вразрез с классическим представлением о том,
что должны делать власти в кризис: вместо увеличения расходов производится их
резкое сокращение. В комбинации с жестким курсом лата, считает эксперт CEPR,
наиболее вероятный для нас сценарий — это усиление спада, благодаря чему объемы
импорта будут идти вниз быстрее объемов экспорта, а также сокращение зарплат.
Х.Кордеро указывает на схожесть политики МВФ в Латвии сегодня и в Аргентине в
2002 году, и это сравнение не внушает ему никакого оптимизма.
В частности, он проводит
параллель со сравнительно недавними событиями в Аргентине. Там МВФ тоже
выступал в качестве донора во времена глубокого спада в Аргентине 1998-2002
годов. Тогда не без одобрения кредитора Буэнос-Айрес решил сохранить твердый
курс песо. В то же время Бразилия по наущению того же МВФ провела девальвацию
своего реала, в результате чего конкурентоспособность аргентинской экспортной
продукции резко ухудшилась, а в 2002 году песо рухнул. Тогда апогеем
экономических невзгод стали настоящие бунты в 2001-м, в результате которых
погибли десятки людей. Справедливости ради отметим, что до сих пор нет
однозначного мнения о том, что же сыграло ключевую роль в аргентинской
катастрофе — политика самого МВФ или непоследовательность местных властей.
В общем, заключает
эксперт, в Латвии настойчивость властей в удержании привязки лата к евро только
углубила уязвимость баланса и ситуаций с выплатами. Отмечает Кордеро и
возможную причину такой политики: «В случае с Латвией, скорее всего, МВФ, ЕС и
Швеция настаивают на сохранении привязки только для того, чтобы сократить
потери шведских банков, доминирующих на рынке кредитования в странах
Прибалтики. Все негативные последствия этого решения лягут на плечи латвийских
граждан».
Фонд позволяет повысить
фискальный дефицит в рамках строгой монетарной политики. В результате расходы
правительства не могут оказать положительного эффекта на экономику. Как отмечает
эксперт, в отношении всех вышеупомянутых трех стран можно было ожидать более
разумной реакции на кризис, которая позволила бы избежать потери рабочей силы,
производства, сокращения социальных расходов и политической нестабильности —
все это сейчас происходит в результате спада.[20]
Также резко отрицательную
оценку политики МВФ в Латвии дает экономист и профессор университета в Миссури
Майкл Хадсон участник RTFL: «Латвийскую экономику похитила политика,
осуществляемая Европейским союзом и Международным валютным фондом».
Хадсон является одним из
международных экспертов, приглашенных в созванную премьер-министром Валдисом
Домбровскисом рабочую группу высшего уровня, чтобы предоставить правительству
свои предложения о решениях в преодолении кризиса и планах развития
государства.
Хадсон заявил на сайте
рабочей группы, что политика ЕС и МВФ подчинила налоговую политику и финансовую
программу Латвии интересам Швеции и других стран. Он описал сложившуюся
ситуацию термином «стокгольмский синдром», при котором похищенный
психологически подчиняется своему похитителю.
Он также подверг жесткой
критике действия министра финансов Эйнарса Репше и руководителя Центробанка
Илмарса Римшевича, которые ныне осуществляемой политикой только снижают
зарплаты людям и содействуют тому, что люди уезжают из страны, а депрессия
только усиливается.
Он также подверг сомнению
способность Латвии возобновить экономический рост, так как заключенные правительством
соглашения с международным кредитодателями являются невыгодными для Латвии.
Хадсон призывает Латвию
пересмотреть свою налоговую политику — облегчить налогообложение рабочей силы и
усилить налогообложение недвижимости.[21]
По мнению М.Хадсона,
латвийская экономика сегодня стала как раз такой заложницей зарубежных
кредиторов, выдававших стране сомнительные займы и на данный момент пытаются
принудить правительство Латвии взять на себя ношу, которая радикально помешает
целой нации строить свое будущее. Кроме того, эти кредиторы, пишет эксперт,
пытаются помешать и без того пораженной экономике страны расти и становиться
конкурентоспособной.
М. Хадсон задался
вопросом о том, какая ответственность за поддержку такой неправильной политики
в Латвии лежит на Европейском союзе и МВФ и пришел к выводу о том, что в данном
случае можно говорить об одиозном долге. Это такой вид долга, когда долговые
обязательства накладываются на страну с целью обмана для того, чтобы опустошить
экономику, а вовсе не для того, чтобы служить ее развитию, развитию
производства в стране и способствовать развитию экспортирующих предприятий,
которые в свою очередь являются единственным источником иностранной валюты,
необходимой для возвращения долга.
Вместо того, чтобы
оказывать содействие независимости Латвии, заключенное соглашение с МВФ, с
включенной в него программой угрожает всем жителям Латвии и целому поколению
стать рабами для выплаты этого займа. По его мнению, тот факт, что около 90%
общего внутреннего долга Латвии деноминировано в иностранной валюте (главным
образом в евро и фунтах стерлингов), означает, что выплаты кредитных процентов
и амортизации на самом деле являются выплатами за границу. Такая политика идет
вразрез с золотым законом управления экономикой: не брать заем в твердой
валюте, если источники доходов и платежей потенциально находятся в мягкой внутренней
валюте.
Не соблюдая этот принцип,
любое государство рискует тотальным и резким банкротством в случае наступления
девальвации. М.Хадсон полагает, что министр финансов Эйнар Репше и глава Банка
Латвии Илмар Римшевич, обращаясь к МВФ за помощью, придерживаются
дискредитированных неолибиральных принципов планирования экономии, число
сторонников которых в мире в последнее время резко сократилось. Их цель, пишет
экономист, усугубить депрессию в стране, ухудшить уровень жизни населения,
урезать зарплаты, сузить внутренний рынок и оказать содействие более обширной
эмиграции и утечке капитала.
Латвия действует в
соответствии с ошибочной экономической моделью, в то время как другие страны
бегут от планирования МВФ как от чумы.[22]
Таким образом, можно
сделать вывод, что позитивную умеренную оценку финансовой помощи МВФ Латвии
дают в основном официальные представители МВФ и Латвии, а независимые эксперты
и аналитики дают резко негативную оценку политике МВФ в Латвии. Кроме того,
независимые эксперты в качестве аргументов выдвигают аналогичную помощь МВФ в
других странах и демонстрируют катастрофические последствия политики МВФ.
Заключение
·
Международный
валютный фонд (МВФ) создан с целью поддержания стабильности международной валютной
системы.
·
С 1946 года МВФ
начал выполнять следующие функции: содействовать международной финансовой
кооперации; способствовать развитию международной торговли; поддерживать
стабильность на валютных рынках; и оказывать финансовую помощь странам на
реструктуризацию платежного баланса.
·
Взносы по квоте,
или членские взносы, являются основным источником денежных средств МВФ. Ресурсы
этого своеобразного кредитного кооператива на определенных условиях предоставляются
странам, испытывающим трудности с платежным балансом.
·
Основными
направлениями деятельности МВФ являются: предоставление кредитов на реализацию
экономических программ, регулирование ликвидности и курсовая политика, политика
надзора и оказание технической помощи.
·
Начиная с 1992
года значительную роль в формировании финансовой политики латвийского
руководства стал играть Международный Валютный Фонд (МВФ).
·
В 90-е годы
решение стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза, в том числе и Латвии,
перейти от централизованного планирования к рыночной экономике и войти в
международную валютную систему поставило перед МВФ необычайно сложные задачи по
оказанию им технической помощи - об оказании специальной помощи в области
бухгалтерского учета, подготовки бюджета, разработки денежно-кредитных
инструментов, систем социального обеспечения и социальной защиты, формирования
денежных рынков, банковского регулирования и надзора, статистики,
исследовательской работы, законодательства, налоговой политики и управления.
·
МВФ наблюдал за
Латвией долгое время и высказывал некоторые опасения. В 2005 году МВФ
предупреждал правительство Латвии о возможном перегреве экономики.
·
В связи с
кризисом Латвия в 2008 году обратилась в МВФ за финансовой помощью. Основанием
для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы
расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного
баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли
или ценового механизма.
·
Получение кредита
от МВФ сопровождалось и сопровождается жесткими требованиями к финансовой и
налоговой политике Латвии.
·
Позитивную
умеренную оценку финансовой помощи МВФ Латвии дают в основном официальные
представители МВФ и Латвии, а независимые эксперты и аналитики дают резко
негативную оценку политике МВФ в Латвии. Кроме того, независимые эксперты в
качестве аргументов выдвигают аналогичную помощь МВФ в других странах и
демонстрируют катастрофические последствия политики МВФ.
Список использованных
источников
1. Андерсен К. Европа и финансовый
кризис. Журнал «Обзор МВФ».
http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/survey/so/2009/int011409ar.pdf.
2. Боутон Дж. 10 событий, сформировавших
МВФ. МВФ in
Focus. Приложение к
«Обзору МВФ» т. 35 сентябрь 2006
3. Каленова Н. ЕС и МВФ вредят Латвии. Газета
«Бизнес и Балтия» Сентябрь 2009 года
4. Коляко Н. Международный эксперт
Хадсон: экономику Латвии похитила политика ЕС и МВФ. Балтийский курс.
28.09.2009.
5. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная
политика // Финансы. 1995. № 2
6. Романов А. Радикальные меры
правительства Латвии повысили напряженность в обществе. 23.12.2009.
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5053217,00.html
7. Самуэльсон П. Экономика. М.: Изд.
«Финансы»., 1992. Т. 1
8. Старрелс, Джон М. Государства Балтии
в период перехода к рыночной экономике. 1993.
9. Функционирование МВФ. МВФ in Focus. Приложение к «Обзору МВФ» т. 35
сентябрь 2006
10. Хесин.Е.
Финансовый кризис и европейская экономика., М., Из-во Академии наук РФ.,1999.
11. Что думают сотрудники МВФ, от которых
во многом зависит будущее Латвии? Они не скрывают, что 2009 год будет жестким.
http://lcskrovla.lv/news/2009-05-30-228
12. Элкин А. 7,5 миллиарда евро — на
спасение ЛР! «Вести сегодня» 22.12.2008
[1] Обухов Н. П. Кредитный
рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2, С. 28
[2] Хесин.Е. Финансовый кризис и европейская экономика.,М., Из-во Академии
наук РФ.,1999., С.47
[3] Функционирование МВФ. МВФ
in Focus. Приложение к «Обзору МВФ» т. 35 сентябрь 2006 С.
13
[4] Самуэльсон П. Экономика.
М.: Изд. «Финансы»., 1992. Т. 1, С. 97.
[5] Самуэльсон П. Экономика.
М.: Изд. «Финансы»., 1992. Т. 1, С. 86.
[6] Функционирование МВФ. МВФ
in Focus. Приложение к «Обзору МВФ» т. 35 сентябрь 2006
С. 14
[7] Старрелс, Джон М.
Государства Балтии в период перехода к рыночной экономике. 1993,
С. 97.
[8] Старрелс, Джон М.
Государства Балтии в период перехода к рыночной экономике. 1993 , С. 28.
[9] Боутон Дж. 10 событий,
сформировавших МВФ. МВФ in Focus. Приложение к «Обзору
МВФ» т. 35 сентябрь 2006 С. 12
[10] Элкин А. 7,5 миллиарда
евро — на спасение ЛР! «Вести сегодня» 22.12.2008
[11] Что думают сотрудники МВФ, от которых во многом
зависит будущее Латвии? Они не скрывают, что 2009 год будет жестким.
http://lcskrovla.lv/news/2009-05-30-228
[12] Элкин А. 7,5 миллиарда
евро — на спасение ЛР! «Вести сегодня» 22.12.2008
[13] Андерсен К. Европа и финансовый кризис. Журнал «Обзор
МВФ». http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/survey/so/2009/int011409ar.pdf.
[14] Андерсен К. Европа и
финансовый кризис. Журнал «Обзор МВФ». http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/survey/so/2009/int011409ar.pdf.
[15] Андерсен К. Европа и
финансовый кризис. Журнал «Обзор МВФ». http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/survey/so/2009/int011409ar.pdf.
[16] Романов А. Радикальные меры правительства Латвии
повысили напряженность в обществе. 23.12.2009.
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5053217,00.html
[17] Что думают сотрудники
МВФ, от которых во многом зависит будущее Латвии? Они не скрывают, что 2009 год
будет жестким. http://lcskrovla.lv/news/2009-05-30-228
[18] Что думают сотрудники
МВФ, от которых во многом зависит будущее Латвии? Они не скрывают, что 2009 год
будет жестким. http://lcskrovla.lv/news/2009-05-30-228
[19] Базирующийся в Вашингтоне Центр экономических и
политических исследований (Center for Economic and Policy Research, CEPR) был
основан в 1999 году с целью поддержать
дискуссию по наиболее значимым экономическим и социальным вопросам. Reform Task
Force Latvia (RTFL) представляет собой собрание единомышленников, чьи идеи
отражены на сайте www.rtfl.lv
[20]
Каленова Н. ЕС и МВФ вредят Латвии. Газета
«Бизнес и Балтия» Сентябрь 2009 года
[21] Коляко Н. Международный эксперт Хадсон: экономику
Латвии похитила политика ЕС и МВФ. Балтийский курс. 28.09.2009.
http://www.baltic-course.com/rus/_analytics/&doc=18675
[22] Каленова
Н. ЕС и МВФ вредят Латвии. Газета «Бизнес и Балтия» Сентябрь 2009 года
|