рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

|ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? |непосредственных ее |общественного прогресса: |

| |мотивах. Поэтому |антогонистический |

| |призвание, задача каждого |(капитализм) и |

| |человека - всесторонне |неантогонистический |

| |развивать все свои |(социализм). |

| |способности и по мере |Неантогонистический тип |

| |возможностей вносить свой|общественного прогресса - |

| |личный вклад в историю,|это более высокий и |

| |в прогресс общества, его |более сложный по своей |

| |культуры. В этом и |организации, по сравнению |

| |заключается смысл жизни |со стихийным тип развития,|

| |отдельной личности, |требующий от общества |

| |который она реализует |постоянных и сознательных |

| |через общество, но таков|усилий. |

| |же и смысл жизни | |

| |общества и человечества в | |

| |целом. | |

| |(???) Буддизм: человек | |

| |живет для того, чтобы | |

| |прервать цепь | |

| |перерождений и никогда | |

| |больше не возрождаться. | |

| |Христианство&Ислам: | |

| |человек живет для того, | |

| |чтобы потом воскреснуть. | |

|40. Движущие cилы и |42. Единcтво и |43. Глобальные проблемы |

|cубъекты иcторичеcкого |многообразие мировой |человечеcтва в XX веке. |

|процесса. Интересы как |иcтории. История |Проблема а) экологии и |

|побудительная сила к |человечества - это история|жизненого постранства; |

|действию. Этот вопрос |множества народов и |б) формирования |

|обсуждался задолго до |государств, стран и |мировых политических |

|марксизма. Уже |регионов, культур и |процессов; в) выживаемости|

|Аристотель справедливо |цивилизаций, история |человека; г) войны и мира |

|указывал, что человека |различных эпох и их | |

|побуждает к действию |смены, история борьбы | |

|интерес. Эта проблема |различных классов и | |

|играла огромную роль в |государств, войн и | |

|размышленях философов |революций, короче - | |

|XVII-XIX вв. Любой |наполненная массой | |

|человек живет не сам |уникальных событий жизнь| |

|по себе, он связан с |человеческая. О.Шпенглер | |

|другими людьми, поэтому|и А.Тойнби не | |

|он как частица |признавали существования | |

|класса, общественной |единой истории | |

|группы он связан |человечества, разрывали ее| |

|сдругими людьми |на множество | |

|одинаковыми условиями |самостоятельных потоков, | |

|существования, сходным |а в качестве исходных | |

|образом жизни и общностью|посылок истории | |

|интересов. В этом и |принимали духовные | |

|поисходит сведение |ценности или религиозные | |

|интересов индивида к |системы. О.Шпенглер: | |

|интересам общества. |каждая культура живет, | |

|Гегель: "Интересы" |подчиняясь особым, только | |

|двигают жизнью |ей присущим принципам и | |

|народов". Интерес |ценностям, и проходит | |

|существует объективно, |периоды возникновения, | |

|независиво от того, |расцвета, старения и | |

|осознан он или нет. Без |гибели, а история в | |

|учета всех интересов |целом представляет собой| |

|общества оно не смогло |сосуществование и смену | |

|бы понять путей своего |различных культур. | |

|развития. Проблема |А.Тойнби: обнаружил в | |

|субъекта исторического |истории множество | |

|процесса. |локальных цивилизаций, | |

|Субъект-личность, |каждая из которых | |

|действующая сознательно |создается творческим | |

|и ответственная за |меньшинством и также | |

|свои действия. Группа |проходит ряд этапов | |

|тоже может быть |своего жизненого цикла | |

|субъектом, если у нее |вплоть до дезинтеграции;| |

|имеются общие интересы, |в будущем возможно | |

|цели действия, то есть |достижение единства | |

|если она представляет |человечества, но лишь в | |

|собой некоторую |сфере духа, на основе | |

|целостность. Т.е. в |религии. Эпоха становления| |

|данном случае группу |капиталистических | |

|можно рассматривать как |отношений, обнаружив | |

|социальный субъект, в |пестрое многообразие | |

|качестве которого могут |истории, стимулировала | |

|выступать та или иная |вместе с тем поиск | |

|соц. группа, народ, |скрытого за многообразием | |

|человечество. Основные |единства. К этому | |

|соц. субъектами |побуждало прежде всего | |

|исторического процесса |развитие экономических | |

|явл. общественные |связий, процесс | |

|классы. Борьба |связанный с | |

|классов- была движущей |построением единого | |

|силой общественного |капиталистического рынка.| |

|развития на определенной |Идеалистическая трактовка| |

|его стадии. Роль соц. |единства истории. На | |

|субъекта могут играть |признании единства истории| |

|также и такие |были построены | |

|исторические общности, |философско-исторические | |

|как народности и нации, |концепции Гегеля, Фурье, | |

|когда они обретают |Спенсера. Гегель: | |

|самосознание и |единство истории | |

|сплачиваются во имя |придавал "мировой дух", | |

|определенной цели, но |который воплощался в духе | |

|нации всегда |различных народов; | |

|возглавляются классами, |Фурье: идея единства | |

|которые и в этом |истории служила | |

|случае остаются основными|обоснованию новой высшей| |

|движущими силами и |цивилизации, которая | |

|субъектами исторического |прийдет на смену | |

|процесса. В современном |существующей; Спенсер: | |

|мире проблема субъекта |идея единства истории была| |

|исторического творчества |элементом его общей | |

|преобретает новые |теории эволюции. | |

|смысловые грани. В наше |Материалистический подход | |

|время правомерно ставить |к единству истории. Этот | |

|вопрос о превращении |подход включает в себя | |

|всего человечества, |признание единства мировой| |

|всего мирового сообщества|истории. Единство истории | |

|в субъекта исторического |закладывается в самой | |

|процесса. |реальной жизни, в способе | |

| |ее материального | |

| |обеспечения с помощью | |

| |трудовой деятельности и | |

| |используемых ею | |

| |материальных средств | |

| |труда. Труд-вечное | |

| |условие человеческой | |

| |жизни. Материальная | |

| |основа исторического | |

| |процесса есть | |

| |одновременно и основа его | |

| |единства. Если различные| |

| |культуры и цивилизации | |

| |развиваются как | |

| |самостоятельные и | |

| |внутренне замкнутые | |

| |образования, то никаких | |

| |общих законов, | |

| |исторических | |

| |закономерностей быть не | |

| |может. Формы проявления | |

| |единства исторического | |

| |процесса. Установление | |

| |многообразных связей | |

| |между странами: | |

| |экономических, культурных | |

| |=> рост городов, | |

| |консолидация народностей.| |

| |С развитием | |

| |капиталистических | |

| |отношений все больше стран| |

| |вовлекаются в механизм | |

| |кап. экономики. Эк. и | |

| |культурное развитие тесно | |

| |связано с развитием | |

| |науки и техники. В этом | |

| |взаимосвязанном мире соц. | |

| |значимые события сразу | |

| |становятся достоянием | |

| |всех, интересы и судьбы | |

| |народов тесно | |

| |переплетаются. Таким | |

| |образом, в ходе истории | |

| |меняются формы выражения | |

| |ее внутреннего единства, | |

| |старые формы | |

| |накладываются на новые, | |

| |и то, что история - | |

| |единый процесс | |

| |развития человечества, | |

| |становится еще более | |

| |очевидным. Причины и | |

| |факторы многообразия | |

| |истории. Многообразие | |

| |истории существует во | |

| |времени и пространстве. | |

| |Во времени - это | |

| |различные этапы | |

| |исторического развития, | |

| |формации и эпохи. В | |

| |пространстве - это | |

| |наличное реальное | |

| |многообразие социальной | |

| |жизни, основной источник | |

| |которого - | |

| |неравномерность | |

| |исторического развития. | |

|44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая |

|развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода |

|Совокупность материальных|способами включается |личности. Все |

|и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения |

|также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные |

|созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные|

|использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В|

|прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни |

|передавать от поколения|важную функцию |объективное и |

|к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, |

|культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное |

|созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. |

|совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая |

|и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и |

|человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе |

|качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер |

|характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) |

|развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал |

|Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость |

|она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на |

|сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие|

|этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо |

|и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.|

|форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет |

|составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то|

|символов. Стержень |превратится в фактор | |

|культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно |

|понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, |

|Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет |

|его деятельность, |тому может быть |смысл и цели |

|отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. |

|там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе |

|культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная |

|материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная |

|(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и |

|Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. |

|окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь |

|средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). |

|+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности |

|эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. |

|жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). |

|окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда |

|своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет |

|общественные |протекающие в обществе |корректировать линию |

|отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, |

|социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой |

|культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс |

|существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в |

|продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих |

|Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, |

|образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу |

|К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому |

|социального развития |Многие изобретения не |что всякая |

|общества. |были реализованы по |производительная сила есть|

| |различным причинам, к |приобретенная сила, |

| |примеру, изобретение |продукт предшествующей |

| |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода |

| |паровой машины (Россия |есть деятельность на |

| |просто не была к этому |основе познанной |

| |готова); работы в области |необходимости. |

| |генетики советских ученых |Необходимость отражает |

| |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.