Шпоры по философии
|ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? |непосредственных ее |общественного прогресса: |
| |мотивах. Поэтому |антогонистический |
| |призвание, задача каждого |(капитализм) и |
| |человека - всесторонне |неантогонистический |
| |развивать все свои |(социализм). |
| |способности и по мере |Неантогонистический тип |
| |возможностей вносить свой|общественного прогресса - |
| |личный вклад в историю,|это более высокий и |
| |в прогресс общества, его |более сложный по своей |
| |культуры. В этом и |организации, по сравнению |
| |заключается смысл жизни |со стихийным тип развития,|
| |отдельной личности, |требующий от общества |
| |который она реализует |постоянных и сознательных |
| |через общество, но таков|усилий. |
| |же и смысл жизни | |
| |общества и человечества в | |
| |целом. | |
| |(???) Буддизм: человек | |
| |живет для того, чтобы | |
| |прервать цепь | |
| |перерождений и никогда | |
| |больше не возрождаться. | |
| |Христианство&Ислам: | |
| |человек живет для того, | |
| |чтобы потом воскреснуть. | |
|40. Движущие cилы и |42. Единcтво и |43. Глобальные проблемы |
|cубъекты иcторичеcкого |многообразие мировой |человечеcтва в XX веке. |
|процесса. Интересы как |иcтории. История |Проблема а) экологии и |
|побудительная сила к |человечества - это история|жизненого постранства; |
|действию. Этот вопрос |множества народов и |б) формирования |
|обсуждался задолго до |государств, стран и |мировых политических |
|марксизма. Уже |регионов, культур и |процессов; в) выживаемости|
|Аристотель справедливо |цивилизаций, история |человека; г) войны и мира |
|указывал, что человека |различных эпох и их | |
|побуждает к действию |смены, история борьбы | |
|интерес. Эта проблема |различных классов и | |
|играла огромную роль в |государств, войн и | |
|размышленях философов |революций, короче - | |
|XVII-XIX вв. Любой |наполненная массой | |
|человек живет не сам |уникальных событий жизнь| |
|по себе, он связан с |человеческая. О.Шпенглер | |
|другими людьми, поэтому|и А.Тойнби не | |
|он как частица |признавали существования | |
|класса, общественной |единой истории | |
|группы он связан |человечества, разрывали ее| |
|сдругими людьми |на множество | |
|одинаковыми условиями |самостоятельных потоков, | |
|существования, сходным |а в качестве исходных | |
|образом жизни и общностью|посылок истории | |
|интересов. В этом и |принимали духовные | |
|поисходит сведение |ценности или религиозные | |
|интересов индивида к |системы. О.Шпенглер: | |
|интересам общества. |каждая культура живет, | |
|Гегель: "Интересы" |подчиняясь особым, только | |
|двигают жизнью |ей присущим принципам и | |
|народов". Интерес |ценностям, и проходит | |
|существует объективно, |периоды возникновения, | |
|независиво от того, |расцвета, старения и | |
|осознан он или нет. Без |гибели, а история в | |
|учета всех интересов |целом представляет собой| |
|общества оно не смогло |сосуществование и смену | |
|бы понять путей своего |различных культур. | |
|развития. Проблема |А.Тойнби: обнаружил в | |
|субъекта исторического |истории множество | |
|процесса. |локальных цивилизаций, | |
|Субъект-личность, |каждая из которых | |
|действующая сознательно |создается творческим | |
|и ответственная за |меньшинством и также | |
|свои действия. Группа |проходит ряд этапов | |
|тоже может быть |своего жизненого цикла | |
|субъектом, если у нее |вплоть до дезинтеграции;| |
|имеются общие интересы, |в будущем возможно | |
|цели действия, то есть |достижение единства | |
|если она представляет |человечества, но лишь в | |
|собой некоторую |сфере духа, на основе | |
|целостность. Т.е. в |религии. Эпоха становления| |
|данном случае группу |капиталистических | |
|можно рассматривать как |отношений, обнаружив | |
|социальный субъект, в |пестрое многообразие | |
|качестве которого могут |истории, стимулировала | |
|выступать та или иная |вместе с тем поиск | |
|соц. группа, народ, |скрытого за многообразием | |
|человечество. Основные |единства. К этому | |
|соц. субъектами |побуждало прежде всего | |
|исторического процесса |развитие экономических | |
|явл. общественные |связий, процесс | |
|классы. Борьба |связанный с | |
|классов- была движущей |построением единого | |
|силой общественного |капиталистического рынка.| |
|развития на определенной |Идеалистическая трактовка| |
|его стадии. Роль соц. |единства истории. На | |
|субъекта могут играть |признании единства истории| |
|также и такие |были построены | |
|исторические общности, |философско-исторические | |
|как народности и нации, |концепции Гегеля, Фурье, | |
|когда они обретают |Спенсера. Гегель: | |
|самосознание и |единство истории | |
|сплачиваются во имя |придавал "мировой дух", | |
|определенной цели, но |который воплощался в духе | |
|нации всегда |различных народов; | |
|возглавляются классами, |Фурье: идея единства | |
|которые и в этом |истории служила | |
|случае остаются основными|обоснованию новой высшей| |
|движущими силами и |цивилизации, которая | |
|субъектами исторического |прийдет на смену | |
|процесса. В современном |существующей; Спенсер: | |
|мире проблема субъекта |идея единства истории была| |
|исторического творчества |элементом его общей | |
|преобретает новые |теории эволюции. | |
|смысловые грани. В наше |Материалистический подход | |
|время правомерно ставить |к единству истории. Этот | |
|вопрос о превращении |подход включает в себя | |
|всего человечества, |признание единства мировой| |
|всего мирового сообщества|истории. Единство истории | |
|в субъекта исторического |закладывается в самой | |
|процесса. |реальной жизни, в способе | |
| |ее материального | |
| |обеспечения с помощью | |
| |трудовой деятельности и | |
| |используемых ею | |
| |материальных средств | |
| |труда. Труд-вечное | |
| |условие человеческой | |
| |жизни. Материальная | |
| |основа исторического | |
| |процесса есть | |
| |одновременно и основа его | |
| |единства. Если различные| |
| |культуры и цивилизации | |
| |развиваются как | |
| |самостоятельные и | |
| |внутренне замкнутые | |
| |образования, то никаких | |
| |общих законов, | |
| |исторических | |
| |закономерностей быть не | |
| |может. Формы проявления | |
| |единства исторического | |
| |процесса. Установление | |
| |многообразных связей | |
| |между странами: | |
| |экономических, культурных | |
| |=> рост городов, | |
| |консолидация народностей.| |
| |С развитием | |
| |капиталистических | |
| |отношений все больше стран| |
| |вовлекаются в механизм | |
| |кап. экономики. Эк. и | |
| |культурное развитие тесно | |
| |связано с развитием | |
| |науки и техники. В этом | |
| |взаимосвязанном мире соц. | |
| |значимые события сразу | |
| |становятся достоянием | |
| |всех, интересы и судьбы | |
| |народов тесно | |
| |переплетаются. Таким | |
| |образом, в ходе истории | |
| |меняются формы выражения | |
| |ее внутреннего единства, | |
| |старые формы | |
| |накладываются на новые, | |
| |и то, что история - | |
| |единый процесс | |
| |развития человечества, | |
| |становится еще более | |
| |очевидным. Причины и | |
| |факторы многообразия | |
| |истории. Многообразие | |
| |истории существует во | |
| |времени и пространстве. | |
| |Во времени - это | |
| |различные этапы | |
| |исторического развития, | |
| |формации и эпохи. В | |
| |пространстве - это | |
| |наличное реальное | |
| |многообразие социальной | |
| |жизни, основной источник | |
| |которого - | |
| |неравномерность | |
| |исторического развития. | |
|44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая |
|развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода |
|Совокупность материальных|способами включается |личности. Все |
|и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения |
|также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные |
|созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные|
|использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В|
|прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни |
|передавать от поколения|важную функцию |объективное и |
|к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, |
|культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное |
|созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. |
|совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая |
|и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и |
|человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе |
|качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер |
|характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) |
|развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал |
|Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость |
|она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на |
|сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие|
|этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо |
|и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.|
|форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет |
|составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то|
|символов. Стержень |превратится в фактор | |
|культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно |
|понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, |
|Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет |
|его деятельность, |тому может быть |смысл и цели |
|отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. |
|там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе |
|культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная |
|материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная |
|(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и |
|Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. |
|окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь |
|средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). |
|+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности |
|эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. |
|жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). |
|окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда |
|своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет |
|общественные |протекающие в обществе |корректировать линию |
|отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, |
|социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой |
|культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс |
|существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в |
|продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих |
|Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, |
|образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу |
|К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому |
|социального развития |Многие изобретения не |что всякая |
|общества. |были реализованы по |производительная сила есть|
| |различным причинам, к |приобретенная сила, |
| |примеру, изобретение |продукт предшествующей |
| |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода |
| |паровой машины (Россия |есть деятельность на |
| |просто не была к этому |основе познанной |
| |готова); работы в области |необходимости. |
| |генетики советских ученых |Необходимость отражает |
| |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|