рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

Шпора по философии, кандидатский минимум

1.Философия. Этапы развития. (с древ.греч.) – любовь к мудрости. Ф. это не наука, а отношение чел. к миру. Ф. зародилась в 7-6 в. до н.э. в Индии, Китае, Древ. Греции. Принято считать, что впервые слово философия употребил Пифагор, он жил в 6 в. до н.э., когда на смену родоплеменным организациям пришли государственно-классовые отношения, появилась необходимость в мудрецах (Питтак, Фалес).

Античная фил-ия – фил. Др. греков и римлян охватывает период с 6 в.до н.э. по 6  н.э. Этапы а.ф.: ранная классика – натуралисты, досократики – Парменид, Зенон, Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Демокрит и др.; гл. проблемы –«Физис» и «Космос», и его строение; 2-ой этап – сред. Классика (Сократ и его школа; софисты, Гипий, Горгий и др.) гл. проблема – сущность человека, и 3-й этап – высокая классика (Платон, Аристотель и их школы) гл. проблема – синтез фил. знания, его проблем, методов и др.; 4- этап – элиинизм (Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода – Панеций, Поссидоний; поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др. гл. проблемы – мораль и свобода чел., проблема познания и т.д.

Средневековая европейская христианская фил.  1-15 вв. Этапы: 1. патристика –гл. проблемы-сущности Бога и его тройственности, отношение вера и разума, понимание истории как движение к конечной опредленной цели, свобода воли чел. и возможность спасения его души, проблема происхождения зла и др.; 2. схоластика – гл. проблемы – постижение сущности христ. учения не только верой, но и с помощью науки – философии; 3. фил. Ренессанса (Возрождение) в Европе 14-16 вв. идеалом знания становится не религиозное, а светское знание, гл. особенность фил. Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а чел. поставлен в центр исследований (Лернардо да Винчи, Миккелянджело, Каперник, Галилей, Кеплер и др.)

Философия Нового времени – 16-18 вв. это время становления и оформления естественных наук – физика, химия, астрономия, математика и др. В центре внимания теории познания отработка методов истинного знания для всех наук. Империки (Бекон, Гоббс и др.) считали что, единственный источник знания – опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями и представлениями. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) считали что, опыт основанный на ощущениях чел. не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны.

Немецкая классическая философия – этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного»(1770) и умопостигаемого миров» и заканчивается в 1872г. со  смертью Фейербаха. Представители И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Постклассическая европейская фил-ия 19-20 вв. возникла в результате критики классической философии. В нее входят иррационализм (Шопенгауера, Ницше); рационализм – это марксизм и позитивизм (К. Маркс, Огюст Конт).

Современная западная фил-ия 20в. – включает: Феноменология (Эдмунда Гуссерля), философию жизни (Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер), фмлософская антропология (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен), экзистненциализм (Бердяев, Шестов. Ясперс, Марсель, Камю, Хайдеггер), прагматизм (Чарльз Прис, У. Джемс), психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер), религиозная философия (Лакруа, Мунье, Маритен, Гвардини) и т. д.

 Учения древних мудрецов описывали опыт поколений, они понимали окружающую действительность и могли ответить на сложные вопросы. Окружающий чел. мир представлен ему двумя сторонами: мир воспринимаемый, известный; мир неявленный, находящийся за пределами человеческих представлений.

   Чел. заинтересован, чтобы мир его повседневной жизни (мир явленный и неявленный) находились в согласованности др. с др.

  Подъем производства привел к отделению умственного труда от физич., т.е. создались предпосылки для развития науки. На смену мифологическому мышлению приходят попытки научного объяснения природных и общественных явлений. Появляется натурфилософия – это одна из ранних форм философ. знания, кот. выполняла ф-ции теоретического естествознания. Натурфилософия просуществовала до 5 в. до н.э. Сократ сыграл большую роль в философии, он перевернул ф-ию от природы к чел. Философия исследует отношение чел. к миру.

Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход  от представлений о замкнутом мире к  концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений

Фил-я яв-ся одной из форм общественного познания. Она возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний чел. об объективном мире и о самом себе. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний  происходит процесс  отпочковывания отдельных наук от фил-и и выделение ее в самостоятельную науку. (возникает необходимость выработки общего взгляда на мир, исследования его начал, законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания).

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.



24. Истина и оценка. Противоречивый характер их взаимосвязи.

Со времен античности истина есть знание, соответствующее действительности. Но кроме соответствия действительности истина включает и другие характеристики: доказанность, наличие критерия истины, включенность в определенную познавательную систему и др.

Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Истина имеет субъективную и объект. стороны. субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Объективна истина потому, что в ней фиксируется содержание, относящееся к субъективным предметам, существующим независимо от сознания.

Истина понятие многоплановое.

1. Классическая концепция – важное место отводит такому признаку как объективность. Эта концепция не полностью раскрывает суть истины. К.Маркс – истина это знание совпадающие с объектом; - объективность истины; - практика.  По1) – истина д.б. доказана, логически выведена; по2) – мы можем прибегать к нормативным истинам, где 2 не работает; 3) – нельзя применить практику к прошлому, прогнозам.

2. Когерентная теория (связанность) – истина состоит не в соответствии знаний воспроизводимой в них действительности, а в формальной согласованности и логической непротиворечивости высказываний в рамках той или иной системы. Создал Нейрат. Позитивные моменты: логическая непротиворечивость, принцип соответствия научных идей в развитии познания и принцип единства знания.

3. Прагматическая концепция – связывает истину с понятием практики. Прагматизм попытался растворить истинное в полезном, подчинить истину выгоде. Эта  теория срабатывает когда дело касается проверки теоретич. рез-тов, связанных с интересами и практ-ми нуждами людей, н-р: испытание новой техники. Понятия истинность и достоверность на протяжении веков были одними из центральных в философском изучении познания. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса о истинности знания. Так, мы можем говорить о "истинном образе жизни", "истинной красоте". В более узком смысле под истинностью подразумевается точное и достоверное отображение реальности в знании. Именно так истину понимал ещё Аристотель, сформулировавший так называемую классическую концепцию истины, являющуюся основой и до сих пор. Согласно этой концепции, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Казалось бы, классическая теория истины настолько ясна, что не может порождать каких-то серьёзных проблем. И длительное время к ней апеллировали как к чему-то очевидному и само собой разумеющемуся. Однако постепенно стали выявляться слабые места этой теории. Во-первых, дискуссии вызывала неопределённость понятия "соответствие". Как можно сравнить знание, которое является идеальным, с вещами, которые суть материальны? На самом деле мы сравниваем знание с фактами, но факты также выражаются в некоторых утверждениях. Во-вторых, как быть с утверждениями типа "энергия сохраняется", "всё имеет причину" и т. п.? С какого рода реальными объектами или фактами можно соотносить подобные утверждения, которые относятся ко всему на свете? Наконец, можно указать на плюрализм истины. Трудности теории истины привели к тому, что многие стали считать, что истина - это только регулятивная идея, некоторый идеал, к которому нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В этой ситуации появились также иные, чем классическая, концепции истины: когерентная и прагматистская. В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность с более общей, охватывающей системой знания. Обычно сторонники этой концепции, среди которых был и Гегель, придерживаются философского монизма, представления о том, что мир суть единое целое. Когерентная теория истины отражает реальные механизмы рациональной приемлемости знания. С позиций прагматизма истинным признаётся такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. В этом понимании практика есть критерий истины. Прогматистской трактовке истины также недостаёт интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реальности. В вопросе о истинности знания остаётся ещё немало проблем.


 

2. рефлексия (от лат. – поворачивание) в философ. это мысль о мысли, направление познавательской деятельности. Рефлексивное познание составляет природу философии. В рефлексивном познании обычно выделяют 3 вида:

-          элементарная рефлексия (свойственна большинству людей), человек оценивает свои действия и мысли;

-          научная рефлексия – анализ научных знаний;

-          философская рефлексия – состоит в осмыслении и анализе предельных оснований человеч. духовной деятельности, отношений человека к миру, в кот. он живет.

    Три уровня р. тесно связаны др. с др., они м. быть присущи 1-му и тому же человеку. Эта связь носит подчинительный хар-р – чел., размышляющий о своих знаниях и действиях может обратиться к науке и научной рефлексии, а в процессе науч. рефлексии чел. обращ. к предельным основаниям духов. деят-ти, т.е. испытывает потребность в филос-ой рефлексии.

   Все размышления рефлексив. хар-ра сводятся к вопросу об источнике наших знаний и представлений.

   Представления о филос. реф-ии зародились в древности. Аристотель рассматривал ее как высший уровень духовной деят-ти. Чел., исследуя окруж. его мир имеет дело с предметным содержанием своих мыслей и пытается ответить на вопрос – каков окр. его мир. Так вырабатываются конкретно-науч. знания, но по мере углубления исследов-й встает вопрос – как и почему я дошел до такой мысли об этом мире? При ответе мысль направлена на познавательный объект.

   Любая форма духов. деят-ти сталкивается с необход. анализа ее исход-х оснований и принципов. Общие принципы познания, кот. выступают как исход. философ. позиции, формир-т соответ. философ. системы. Они охватывают различные сферы дух. жизни, применяя к кажд. из них собств. философ. подход, так возник. филос. религии, науки и др. Ф-я в данном случае осущ-ет анализ основ-х понятий познания и деят-ти.

    «Мышление о мышлении» всегда остается мышлением, но оно направ-но не на предмет. мир и его св-ва, а на постижение самого мыслит. процесса. Реф-я вовлекает в аналитич. процесс доп. данные науки, факты, опыт человеч-ва, в рез-те чего осущ-ся выход за пределы установив-ся форм мысли, синтез их содер-я в новое знание.

   Реф-е познание связывает чел. с внеш. миром. Мир сам по себе изучается многими науками и чел. яв-ся объектом исслед-я ряда наук – анатомия, физиология, др, но они не затрагивают ценностно-познават. чел. к миру. Содер-ем науч. познания выступает мир вне чел., а реф-е познание, поворачивая сознание на самое себя приобщает мир к человеч. Я.

    Фил-я настраивает чел. на критические мысли, роль ее становится значит-й, когда образы или нормы перестают отвечать требованиям жизни.

25. Основные виды духовной деятельности человека, изменение их роли в истории общества.


 

3. Духовное и материальное. Эти категории родились из попыток осмыслить качественные различия 2-х несводимых др. к др. реальностей. Чел. рано осознал, что с одной стороны он живет в осязаемом мире, а с др .- есть вещи невидимые и не осязаемые, но реальные – ветер, т.е. бестелесные. При объяснении многих загадочных явлений (обморок, галлюцинация) возникали представления о духе, душе. Чем, напр., вызвано сонное состояние? С древнейших времен считается, что для обеспечения жизненных процессов недостаточно только материальных предпосылок, но жизнь организма связана и с душой. Считалось, что душа в виде маленького человечка находится внутри чел., и может покидать его временно (сон) или навсегда (смерть).

   Первоначально душа и тело, духовное и материальное являлись единым целым. С развитием практики и познания душа стала пониматься как нечто неуловимое, как принципиально отличное от телесного, не исчезающее со смертью тела, а способное отделяться от него и вести самостоятельное существование.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, кот-я копируется, отображается в наших органах чувств, существуя независимо от них. Т.е. материя есть то, что существует вне сознания (Ленин). Отношения м/у двумя реальностями яв-ся внешним вопросом философии. Дух – понятие тождественно идеальному, невещественному началу. Душа рассматривалась как источник жизненных стремлений, с нею связывались волевые усилия человека и их результаты. Духовную сферу общественной жизни отличают ярко выраженные многоплановость и разнообразие. Человечество смогло выработать немало способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и т.д. Каждый из них схватывает лишь какую-то часть реальности точнее — дает определенный ракурс видения мира, позволяющий отыскать в последнем некий смысл и установить причастность человека к этому смыслу. А все вместе они образуют своеобразное; системное единство, в котором явно просматриваются как существенные различия способов духовного освоения мира, так взаимодополнительносгь, внутренняя взаимосвязь. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, при­сутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека.

26. Проблема связи диалектики и формальной логики. Основные концепции диалектики.

Д. – учение о наиб. общих з-нах разв-я природы, обшества и мышления. Диалектика изначально выступила в качестве ср-ва развития познания. Диалекич. подход касается прежде всего тех областей духовной жизни, кот. по своей природе тяготеют к изменению, углублению вырабатываемых представлений о действительности. Т.е. Д. предст. собой учение, кот. пытается понять хар-р протекающих изм-й в природе. Анализируя данные, кот накоплены в разных науках Д утверждает и показывает что мир нах-ся в состоянии пост-го изменения. Эти изменения в целом хар-ся развитием мира. В рамках этого развития м. сущ-ть и противоп. проц. – регресс и станация, но они явл-ся частным случаемразвития в целом.

1. Принцип всесторонности. – чтобы познать предмет, надо охватить все его стороны, связи и опосредования. Этот принцип вытекает из абстрактного представления о всеобщих связях предмета познания, и на  первый взгляд представляетя естесств-ым и очевидным. Значение этого принципа ярко проявл. в эксперимент-х исслед-ях.

2. Принцип историзма – брать предмет в его развитии, изменении, т.е. рассматривать предмет в его изменении, «самодвижении», т.е. Существовании во времени. Он также как и принц. всесторонности предст-т собой синтез содержания мыслительных форм, но он касается одного и того же предмета иысли, рассматрив-го во временной послед-ти своих состояний, т.е. в изм-нии и развитии.

3. Связь с практикой – прежде всего с преобразовательной деят-тью общ-ва, но не всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. названа практикой. В ходе практики выраб-ся, накап-ся совокупный общественный опыт, кот явл основанием историч прогресса. Запечатлеваясь в рез-х труда, практич деят-ть изменяет предметный мир ч-ка и спос-ет изменению сложившейся формы общ-х отношений. Практика явл-ся наиболее акт. компонентом рефлек-го познания. Все принципы диалектики неразрывно связаны и допол-ют др др.

Нельзя говорить сколько принципов диал. и явл-ся ли названное число окончательным. Диалектика – рефлек-я деят-ть выведенная на уровень мысли.

Основные правила формальной логики, освобожденные от тех условий, кот делают их формальными:

1. З-н тождества – в ходе рассуждений предмет мысли должен оставаться неизмененным (а=а) 2.З-н непротиворечия – два исключающих др др суждения о предмете рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. 3.З-н исключенного третьего – из 2-х противоречащих суждений – одно истинно, а др. ложно, и наоборот. 4. З-н достаточного основания – каждое суждение претендующее на истину д.б. доказано.

 

4. Основной вопрос философии.

Есть вопрос об отношении мышления к бытию, что является первичным: дух или природа.

   Позиция, согласно кот. мир объединяется исходя из духа, сознания, получила название идеализма (часто пересекается с религией). Материализм – в основе миропонимания природа, материя, объективная реальность.  Все философские течения зачислены либо «по ведомству» материализма, либо идеализма, либо представляют собой соединение того и др. О.в.ф. будет вставать, пока существует мир и познающий его человек. Философы не ставят вопроса – что первично, что вторично, а решают его применительно к конкретным задачам познания. Материализм и идеализм не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований.

   Ф. Шлегель – «все, что мы знаем о фил-ии можно разделить на 5 основ-х видов: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм, идеализм.»    Эмпиризм – все выводит из опыта (чувственные впечатления);    Материализм – принимает материю как источник всех вешей;    Скептицизм – отрицает всякое знание, всякую философию;    Пантеизм – объявляет все вещи одним и тем же (а=а);    Идеализм – все выводит из духа и все подчиняет духу.   Особенности о.в.ф.:

1. Решение о.в.ф. содержится уже в самом факте или процессе исследования, т.е. в той или иной позиции автора, его концепции или системе, хотя сама формулировка вопроса м/явно и не фиксироваться.

  2-я принципиальная особенность о.в.ф.: собственно философская проблематика содержится не в самом нем, а в способах его решения, имеющих конкретно-исторический хар-р и определяемый уровнем материального и духовного развития общества.

  3-я особенность состоит в том, что исходные посылки 2х основных философских направлений материализма и идеализма, не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований, отталкиваясь от кот-х философ более или менее последовательно проводит избранную им линию.

Ф. Энгельс сказал что вопрос об отношении духа к материи, мышления к бытию есть великий, основной вопрос всей философии. Рассматривая о.в.ф. в историческом плане мы отчетливо прослеживаем его важнейшие особенности, отличные от тех которые характерны для основных вопросов конкретных наук.

Основной вопрос философии фиксирует онтологические и гносеологические отношения материи и сознания, без которого не может сущ-ть ни одна фил концепция. Другие проблемы типа эстетич. или этич. потому и называются фил, что могут быть рассмотрены через призму гносеологии и онтологии.

27. Свобода человека и проблема человеческого отчуждения.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.  Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра ч - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.   Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.