Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
Г. — основное, но не единств, политич. учреждение
классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные
партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г.
образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов
классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в
обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно
выражается в универсальности (её властная сила распространяется па всё
население и обществ, орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может
отменить любое проявление всякой другой обществ, власти), а также в наличии
таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ, власть не располагает напр.,
монополия законодательства, правосудие).
Г. представляет собой
социальное явление, ограниченное определёнными исто-рич. рамками. Первобытнообщинный
строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ, разделения труда, появления
частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие
классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы
эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось
Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом,
как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни
различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его
сущность, природа его отношений с обществом — это политич. власть господствующего
класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся
с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич.
и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его
взаимоотношениях с др. Г. и странами.
Г., таким образом, обусловлено в конечном
счёте характером производств, отношений и способа производства в целом, оно
является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть
поняты и объяснены генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В
ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную,
самостоятельность. Его самостоят, воздействие на осн. сферы жизни общества (в
т. ч. на экономику), историч. и социальные процессы весьма существенно и
осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ,
отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения
государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
48.Проблема
возникновения государства. Теория общественного договора.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ДОГОВОР, философская и юридич. доктрина, объясняющая возникновение
гос. власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного
защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое
формулирование О. д. принадлежит Эпикуру и его последователю Лукрецию
Кару.
Новая эпоха в истории
теории О. д. (договорная теория происхождения гос-ва) связана с развитием бурж.
отношений в Зап. Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской
феод, монархией, подвергла критике феод, институты и идеологию. В
противоположность учению о божеств, происхождении власти, её неограниченности
и неответственное™, сторонники теории О. д., на основе доктрины естественного
права, утверждали, что гос-во, образованное волеизъявлением свободных и
независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав.
Родоначальником новой доктрины О. д. считается Г. Граций. В своём
развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной
(Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы
и Дж. Локка даётся иная концепция О. д. Напр., Локк отвергает идею
«естественного состояния» Гоб-бса, считая, что догосударственное общество есть
общество свободы и равенства индивидов и что договор, к-рый они затем заключают
с гос-вом, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «естественных прав». В
варианте Локка теория О. д. являлась правовым обоснованием конституционно-монархич.
правления.
Наиболее радикально
концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре».
Руссо не только критиковал институты феод, гос-ва и права, он отрицал всю
систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя,
считал, что, поскольку гос-во возникает на основе О. д., граждане вправе
расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было
положено в основу политич. и практич. деятельности якобинцев.
49.Понимание
прогресса в истории философской мысли. Прогресс и регресс.
50.Культура и
цивилизация. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.
На сегодня имеется
более двухсот определений понятия "культура", а это значит, что
культура - чрезвычайно сложное и многократное явление, которое вызывает интерес
специалистов разных наук.
Слово
"культура" происходит от латинского colere, что означает
культивировать или возделывать почву. Первоначальное слово "культура"
употреблялось для обозначения сельскохозяйственной обработки, улучшения почвы.
Но постепенно смысл слова начинает изменяться. Уже у Цицерона (106-43 до н.э.),
римского юриста, оратора и писателя, встречается выражение "культура духа
есть философия". Римский автор говорит о том, что дух, разум надо
возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. Таким образом, культура -
это все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие
от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
Культура - система коллективно разделяемых
ценностей, норм поведения, присущих индивидам или сообществам. Понятие
"культура" позволяет объединить такие разнообразные явления, как труд
рабочего на фабрике, труд издателя журнала, труд поэта, труд космонавта. Понятие
"культура охватывает то, что относится к духовной культуре, политической
культуре, военному искусству, способам деятельности людей в области суда и
права, медицины, здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли,
сельскохозяйственному производству. Культура включает результаты труда людей,
создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, организацию,
стимулы, формы, условия человеческой деятельности. Культура - это выдающиеся
достижения человечества. Вместе с тем культура - это реальная многообразная
жизнь всех общественных слоев, достижения науки, общественно-политической мысли
и художественного творчества.
Характерно, что в
современную эпоху, в XX веке вместо понятия культура для выявления
периодов в историческом развитии человечества стали употреблять понятие
"цивилизация". Цивилизация (лат. civilis гражданский)
употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного
развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово
означает также третью ступень общественного развития, которая следует за
варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации,
принятой в науке в XVIII - XIX
веках,
в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые
употребляют слово "цивилизация" вместо слова "формация".
51
.Диалектика причины и следствия. Детерминизм и каузальность.
ДЕТЕРМИНИЗМ - философское
учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений
материального и духовного мира. Центральным ядром, Д. служит
положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в
к-рой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью
порождает, производит другое явление (следствие). Совр. Д. предполагает наличие
разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из
к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного
характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства
одного другим. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте
складываются на основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не
существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события
(называемые случайными), в совокупности к-рых выявляются статистич. законы.
Применительно к различным областям знания общие принципы Д. специфицируются
(нередко говорят о физич. Д., органич. Д., социальном Д. и т. п.).
ПРИЧИННОСТЬ (Каузальность), генетическая
связь между отд. состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития.
Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во
времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи.
Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения —
следствиями (иногда — действиями).
Вопрос о П.
непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и
его познания. На основе П. организуется материально-практич. деятельность
человека и вырабатываются науч. прогнозы.
Сущностью П. является
производство причиной следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть,
и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально
отличается от др. форм связей, для к-рых характерен тот или иной тип упорядоченной
соотнесённости одного явления другому.
П. объективна; она есть присущее самим вещам
внутр. отношение. П. всеобща, т. к. нет явлений, к-рые не имели бы своих
причин, как нет явлений, к-рые не порождали бы тех или иных следствий.
Связь причины и
следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие
условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной
причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое
нек-рой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою
очередь, оказывается причиной третьего явления и т. д. Эту последовательность
явлений, связанных друг с другом отношением внутр. необходимости, наз.
причинной или причинно-следственной цепью. Её можно назвать «цепью причинения».
52.Глобальные
проблемы современности. Ноосфера как форма единения человека и природы.
Экологический императив.
То новое, что внес XX век в существо
проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на
природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятельностью теплоотдача
в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только
рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде местностей
содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни
нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую
экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества.
Способность природы
ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична.
Осознание этих
процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г.
возникла общественная организация под названием Римский клуб, поставившая
своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечества.
Общая черта эпохи,
переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его
существования перед ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядерного
самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна,
ибо обладает свойством постепенности, плавности, относительной незаметности
своего наступления. Человечество в основной массе до сих пор не осознало
глобального характера развертывающегося экологического кризиса.
Общество возрастает
из природы и не может отменить действие её законов. Единство природы и общества
со всей если угодно трагичностью обуславливается действием Второго начала
термодинамики. Невозможно существование систем, свободных от роста энтропии. Невозможны
полностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получение
только одних позитивных результатов без негативных последствий. Пока антропогенная
деятельность человека носила локальный характер, с этими пределами можно было
не считаться. Когда она сегодня приобрела глобальный характер, эти пределы
становятся важнейшим императивом дальнейшего развития. На этой основе
возникает важнейшее понятие экологического императива, суть которого:
нарушения равновесия природы могут повлечь за собой неконтролируемые изменения
характеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существование человека на
Земле невозможным.
Человечество должно
выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей
ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание человечества,
гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной
стратегии развития человечества.
Новая глобальная стратегия исходит из того,
что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разрушена
естественная среда обитания человека. Гармонизация отношений природы и общества
- это высшая нравственная ценность человечества.
Существует общая
перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и
коэволюции.
Понятие ноосферы было
предложено в 20-е годы XX столетия французским учеными Леруа и
Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по
его взглядам, уже превратилась в явление планетарного масштаба. Преобразующая
работа научной мысли должна привести к радикальному изменению статуса Земли.
Так же, как возникновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение
ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне
развитие человечества возможно лишь как согласованный путь коэволюции человека
и природы.
53.Религия
как специфический способ отношения человека к миру. Основные мировые религии.
Религия как форма
общественного сознания - это мировоззрение и мироощущение, которые основываются
на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного начала,
находящегося за чертой "естественного" и недоступного пониманию
человека.Следует отметить основные особенности религии:
• это совокупность взглядов на мир, которые
основываются на вере в бога, сотворившего этот мир и самого человека и давшего
ему в "откровении" знание, принимаемое на веру;
• это совокупность действий, составляющих
культ;
• это совокупность норм, правил поведения;
• это объединение религиозных людей в те или
иные организации. Анализ религии как формы сознания указывает на то, что она
является своеобразной символической системой для восприятия
целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым.
54.Понятие
картины мира. Философская, научная и религиозная картины мира.
Поскольку материя неоднородна, то
в мире существует бесчисленное множество структурных уровней и типов
материальных систем со свойственными им пространственно-временными отношениями.
Проблемы бытия, субстанции, материи и форм ее существования имеют не только
философское, но и общенаучное значение, будучи Фундаментальными понятиями
научной картины мира. Последняя формируется внутри науки путем обобщения и
синтеза важнейщих научных достижений; философские же принципы целенаправляют
этот процесс синтеза и обосновывают полученные в нем результаты. В условиях
современного научно-технического развития научная картина мира выступает в
качестве формы теоретического знания, посредством которой интегрируются и
систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного
поиска. Поскольку существуют различные уровни систематизации знаний в научной
картине мира, различают три ее типа.
Во-первых, общая
научная картина мира, выступающая как целостный образ мира, который включает
представления и о природе, и об обществе.
Во-вторых,
понятие "научная картина мира" применяется для обозначения
системы представлений о природе, которые связываются результате синтеза
достижений естественнонаучных дисциплин.
В-третьих, этим
понятием обозначается горизонт систематизаци знаний в отдельной науке, фиксируя
целостное видение предмета данной науки на определенном этапе ее истории.
Основные компоненты
картины мира (представления о фундаментальных объектах, об их взаимодействиях и
характере причинности, о пространстве и времени) формируются в соответствии с
теми или иными философскими и мировозренческими представлениями времени.
Таким образом,
взаимосвязь мировоззрения, философии и научной картины мира фиксирует определенную
систему развивающегося знания и включение его результатов в культуру.
Кроме философской и
научной картин мира следует указать и на религиозную трактовку этой проблемы.
Религиозное миропонимание в отличие от философского или научного, выражается в
ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те
или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и
устремлений. Разрабатывая свою картину мира, религия выступает некоей
символической системой для восприятия целостности мира и обеспечивает контакт
индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действие имеют определенные
конечные значения. В этом смысле религиозные символы и понятия обеспечивают
устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный
смысл.
Таким
образом, онтологические проблемы наиболее полно разрабатываются
в концепциях "картин мира", имеющих философскую, научную, религиозную
формы.
55.Место
античной философии в истории философии.
Первые древнегреческие школы и направления
были связаны с мифологией, в которой осуществлялись первоначальные попытки
объяснения мира .
Мифология ставит
вопрос: «Почему, в силу каких причин, под влиянием чего возникло все
существующее?» - и создает несколько типических объяснительных конструкций. Миф
объясняет события в природе (рождения мира, небесных тел, земных и небесных
стихий) волей божества. Причина происхождения мира выводится за пределы
природы, вверяется воле и промыслу богов.
Вопросы, впервые
поднятые мифом, сохранили значение для религии и философии, что свидетельствует
об их исключительной важности для человека:
• из чего все рождается и во что
все превращается?
• чем все существующее управляется?
• где первооснова всего?
Философия Древней
Греции пытается отвечать на все эти вопросы с помощью учения о первоначале. В
отличие от мифологии и религии у первых древнегреческих философов сама
природа, а не что-то внеприродное становится причиной всего того, что в ней и с
ней происходит. Когда мифология задавалась вопросами: почему так устроены
космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств (те спокойно
могли бы сослаться лишь на богов и на предания). Первые же греческие мудрецы
(ученые) должны были представить доказательства конкретного или теоретического
характера. Кроме того, переход к поиску первооснов (вода, огонь, воздух и др.)
бытия древнегреческими мыслителями знаменовал следующий шаг развития мышления
и сознания по сравнению с мифологией, которая онтологические вопросы решала
через первопричины (боги). «Первооснова» в отличие от «первопричины» является
понятием более высокого уровня абстракции, обобщения.
На вопрос о природе как целом
античная философия отвечает уже с позиций зарождающейся науки, с
предоставлением доказательств тех положений, которые
она выдвигает. Появляется учение о природе - физика («фюсис»). В соответствии с
ним древнегреческие мыслители считали, что природа-это сущность (суть
чего-либо), что это то, что не очевидно, что нужно выявить, найти, что не
совпадает с нашим непосредственным опытом.
Греки совершают
кардинальный поворот в математике: они старались сформулировать задачу и ее
решение самым общим образом, без отнесения к особой области деятельности. Происходит
переход от «конкретной», «прикладной» математики (искусства счета) к
абстрактной математике с системой доказательств. С первых своих шагов (Фалес,
Анаксимандр, Анакси-мен) и до Евклида (III в. до н.э.) математика стремительно
превращалась в завершенную науку.
Геометрия Евклида,
которой пользовались и пользуются на протяжении всего последующего развития человечества,
воспринималась как абсолютная истина вплоть до XIX в., до появления
геометрии Лобачевского-Римана. Все греческие философы были математиками.
Платон принципом своей Академии объявил «Не геометр, да не войдет».
Наряду с математикой в античной Греции
существовали первые биологические знания и географические сведения, которые
носили описательный характер. Аристотеля, например, считают одним из виднейших
биологов и классификаторов науки
56.Эмпиризм и
рационализм в философии Нового времени Вклад Ф.Бекона и Р.Декарта в развитие
философии.
Бэкон - выступил против схоластической философии и
выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании.
Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и
включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического
подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание науки включало новую
классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой
души, как память, воображение, разум. Соответственно этому главными науками
должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук -
господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание- сила.
Но только знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной
совместимости вещей. Материя обладает движением - внутренней активной силой (напряжение
материи). 19 видов движения. Движение и покой - равноправные свойства материи.
Бэкон разработал принцип эмпиризма (в max степени опирается на разум при
анализе фактов); опытно-индуктивный метод - постепенное образование понятий
путем истолкования фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от
единичного к всеобщему) Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума
от заблуждений (4 вида). Идолы рода - ошибки, обусловленные наследственной природой
человека. Идолы пещеры - ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым
группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Идолы площади -
ошибки порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы
людей. Идолы театра - ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина -
дочь времени, а не авторитета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|