рефераты скачать

МЕНЮ


Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

  1.  

Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории) включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это "врожденные впечатления души".

  1.  

Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта рождаются идеи.

  1.  

Причины    страдания-невежество,     неразумие,     предрассудки,     страх    перед неопределенностью.

  1.  

В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество инкарнаций возвращается в мир идей.

  1.  

Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. Идеям необходимо найти место среди мира фактов.

  1.  

Идеальная  -  Разум,   состоящий   из   идей.   Он  должен   направлять  Волю  на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти.

  1.  

Преобладание   в   индивидуальной   душе   "золота",   "серебра"   или   "меди"   -основание для причисления индивида к определенному классу.

  1.  

По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же руководят волевые привычки.

  1.  

Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п.

  1.  

"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.

  1.  

В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия).

  1.  

Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же «в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше.

  1.  

Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена довольствоваться скотским образом жизни.

  1.  

От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей.

  1.  

Опыт наблюдений и размышлений.

  1.  

В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний самой человеческой души.

  1.  

До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и очистить от эмоциональных наслоений.

  1.  

Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе и ниже.

  1.  

«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря второму идея может непосредственно воздействовать на вещи.

  1.  

Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум ищет ответы.

  1.  

Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в вечное, к тому, что дорогого стоит.

  1.  

Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг «узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым интенциям.

  1.  

«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности». (Эпикур).

  1.  

Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений.

  1.  

Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином «энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия.

  1.  

Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но неразумное.

  1.  

Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину.

  1.  

Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила предрассудков большинства кажется неодолимой).

  1.  

Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя).

  1.  

Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом истины и излучает его (=бытие).

  1.  

Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ").

  1.  

Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция сенсуализма.


Раздел III. Логика и методология.

 

№п/п

Ответы

  1.  

Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору более правильной точки зрения.

  1.  

Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и релятивизм.

  1.  

Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон на взаимоприемлемый результат.

  1.  

По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), доказательность, систематичность (упорядоченность).

  1.  

Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно, и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли, следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно принадлежать и философам.

  1.  

Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма.

  1.  

«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит реальные отношения, лежащие по ту сторону слов.

  1.  

Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и оснащение, чем располагает здравомыслящий человек.

  1.  

"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не

лечащей тело." Эпикур.

Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе по

духу людьми.

  1.  

"Как   выразить   движение   в   логике   понятий?"   -   Гегель.   Апории   выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла.

  1.  

Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории путем строгого следования законам логики здравого смысла с использованием доказательств от противного (апогогический метод). Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики.

  1.  

Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится, в конечном счете, к отысканию среднего термина.

  1.  

Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным пунктом в конструировании понятия берется объем.

  1.  

Принцип  вопросно-ответной  артикуляции  высказываний,   принцип  иронии  и принцип маевтики.

  1.  

Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других (посылок), содержащих общий признак.

  1.  

Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий) соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела" -Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода справедливы.

  1.  

Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, постулаты и предположения.

  1.  

Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты, схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически окрашенные им мифологеммы.

  1.  

Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях может выступать фундаментальным законом.

  1.  

Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А).

  1.  

Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики.

  1.  

Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга.

  1.  

Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим признакам (понятие или предикат).

  1.  

Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях (силлогизмах).

  1.  

Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами «есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по степени достоверности (ассерторические, аподиктические, проблематические).

  1.  

Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики (См. тест № 3).

  1.  

Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях прояснения сути предмета или проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.