Философия как особый тип мировоззрения
В разработке
классификации основных форм движения большая заслуга принадлежит Ф. Энгельсу,
который в своем произведении “Диалектика природы” говорил о существовании
следующих форм движения: механической (пространственного перемещения); физических
(электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний
веществ и др.); химической (превращение атомов и молекул веществ); биологической
(обмен веществ в живых организмах); социальной (общественные изменения, а также
процессы мышления). Эта классификация сохраняет свое значение и сейчас. Она
исходит из принципа исторического развития материи и качественной несводимости
высших форм движения к низшим.
В настоящее
время из основных форм движения можно выделить прежде всего такие, которые
проявляются во всех известных пространственных масштабах и структурных уровнях
материи. К ним относятся:
1) пространственное
перемещение — механическое движение атомов, молекул, макроскопических и
космических тел; распространение электромагнитных и гравитационных волн;
движение элементарных частиц;
2) электромагнитное
взаимодействие;
3) гравитационное
взаимодействие (тяготение).
Далее
необходимо выделить формы движения, проявляющиеся лишь на определенных
структурных уровнях и неживой природе, в живой природе и в обществе. В неживой
природе — это прежде всего взаимодействия и превращения элементарных частиц и
атомных ядер. Частным проявлением данной формы движения выступают все виды
ядерной энергии. В результате перераспределения связей между атомами в
молекулах, изменения структуры молекул одни вещества превращаются в другие,
Этот процесс составляет химическую форму движения.
Формы движения
в живой природе включают в себя процессы, происходящие как внутри живых
организмов, так и в надорганизменных системах. Жизнь представляет собой способ
существения белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является
непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы
отражения и саморегуляцни, направленные на самосохранение н воспроизводство
организмов.
Все живые
организмы представляют собой открытые системы. Постоянно обмениваясь веществом
и энергией с окружающей средой, живой организм непрерывно воссоздает свою
структуру и функции, поддерживает их относительно стабильными. Обмен веществ приводит
к постоянному самообновлению клеточного состава тканей.
Жизнь
представляет собой систему форм движения и включает в себя процессы
взаимодействия, изменения и развития в над организменных биологических
системах—колониях организмов, видах, биоценозах, биогеоценозах и всей биосфере.
Высшим этапом
развития материи на Земле является человеческое общество с присущими ему
социальными формами движения. Эти формы движения непрерывно усложняются с
прогрессом общества. Они включают в себя всевозможные проявления
целенаправленной деятельности людей, все социальные изменения и виды
взаимодействия между различными общественными системами — от человека до
государства и общества в целом. Проявлением социальных форм движения служат и
процессы отражения действительности в мышлении, которые основываются на синтезе
всех физико-химических и биологических форм движения в мозгу человека.
Между, всеми
формами движения материн существует тесная взаимосвязь. Она обнаруживается
прежде всего в историческом развитии материи и в возникновении высших форм
движения на основе относительно низших. Высшие формы движения
синтезируют в себе относительно низшие. Так, человеческий организм
функционирует на основе взаимодействия физико-химических и биологических форм
движения, находящихся в нем в неразрывном единстве, и одновременно человек
проявляет себя как личность—носитель социальных форм движения.
При изучении
взаимоотношения форм движения важно избегать как отрыва высших форм от низших,
так и механического сведения первых к последним. Отрывая высшие формы от
низших, нельзя объяснить их происхождение и структурные особенности.
Игнорирование качественной специфики высших форм движения и грубое сведение их
к низшим формам ведет к механицизму и недопустимым упрощениям.
Познание
взаимоотношения форм движения имеет большое методологическое значение для
раскрытия материального единства мира, особенностей исторического развития
материи. Процесс познания материи в значительной мере совпадает с исследованием
форм ее движения, и если бы мы познали полностью движение, мы познали бы и
материю во всех ее проявлениях. Но этот процесс бесконечен.
Выяснение
законов взаимоотношения форм движения важно для познания сущности жизни и
других высших форм движения, для моделирования функций сложных систем, включая
и мозг человека, на все более сложных технических системах. Прогресс науки и
техники открывает в этом направлении необъятные перспективы.
«Всякое
равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет
собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет.
Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от
материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например
механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое,
чуждое ей, не приходя к абсурду». «Предмет – движущееся вещество. Различные
формы и виды самого вещества можно познать опять-таки только через движение;
только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в
движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из
форм движения». Энгельс Ф.
Движение - это выражение
внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности
и непрерывности, абсолютного и относительного.
Движение в применении к
материи есть изменение вообще. Основанием движения выступает всеобщее
взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему.
Движение - это выражение
внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности
и непрерывности, абсолютного и относительного.
Прерывность движения -
это его дифференцированность на множество процессов.
Непрерывность движения -
это взаимосвязь всех видов движения.
Покой есть момент
движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения
одновременно.
Абсолютность движения
означает:
1. Движение - способ
существования материи, без которой она не существует.
2. Оно неотвратимо и
неуничтожимо, как и материя.
3. Движение определяет
характер изменения матер. мира.
Два типа
движения:-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его
качеств.-движение, связанное с изменением качества.
Такой тип движения
называется "развитие".
Взаимосвязь форм
движения материи:- предыдущая форма обуславливает явление последней, более
высшей, но не сводится к ней.
Два направления:
1. Редукционизм -
сведения сложных форм движ. к простым.
2. Антиредукционизм -
неучитывание связи между формами движения.
Пространство и время.
Философские аспекты современных естественнонаучных теорий пространства и
времени
Представления о
пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций,
названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница.
Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не
связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время
представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и
пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и
время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала
первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций
Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего
атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов
требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в
движении, образуют многообразие тел. Особенно большой вклад в этом отношении
был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную
систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В
качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону,
пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все
тела как нечто внешнее по отношению к нему. Время суть чистая длительность,
присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.
Аристотель, выступая против идеи
атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого
пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой
совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство - это порядок
взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих
друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением,
изменением тел. Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах
Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. С точки зрения диалектического материализма
пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей,
формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени
есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство
и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в
нашей голове.
"Пространство
- это совокупность отношений выражающих координацию материальных объектов, их
расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию).
Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов,
их протяженность. Время - совокупность отношений, выражающих координацию
сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и
длительность". Приведенные определения носят диалектико-материалистический
характер.
Общим свойством
пространства и времени, во-первых, является их объективность. Поскольку материя не
зависит от сознания людей, постольку пространство и время также независимы от
него. В этот вопрос идеалисты внесли путаницу. Так, Беркли считал, что
пространство есть не что иное, как сосуществование ощущений в духе, субъекте;
время - последовательность ощущений. По Канту, пространство и время есть
априорные (доопытные) формы чувственности. Накладываясь на хаос ощущений, эти
априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени. Во-вторых, в
силу вечности существования материи, вечны пространство и время. Не может быть
такого положения, когда материя существовала бы или до того, как появились
пространство и время, как после того, как они уже исчезли. С попытками мыслить
пространство и время как имеющими начало или конец мы встречаемся у Гегеля,
Дюринга и др.
Третьим свойством пространства и времени является их
бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность
означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и
никогда мы не достигнем такой границы, которую можно считать пределом. В-четвертых,
пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. Иначе
говоря, ни один материальный объект, какими бы он свойствами ни обладал, не
может оказаться вне времени и пространства. Отметим еще одно общее свойство
пространства и времени. Этим свойством является их внутренняя противоречивость.
Какие же свойства
отличают пространство и время друг от друга? Частным свойством пространства является его
трехмерность. Во-вторых, все материальные тела обладают трехмерной
пространственной формой - протяженностью в длину, ширину и глубину. Время, в
отличие от пространства, одномерно. Это означает, что если задано начало
отсчета во времени, то начало или конец какого-либо процесса, длина временного
промежутка будут описаны одним числом.
Кроме того, время
обладает свойством необратимости. Во времени невозможно движение вспять. Оно
течет всегда и всюду в одном и том же направлении: от прошлого к настоящему, от
настоящего к будущему. Пространство обладает свойствами симметрии, а время -
асимметрично.
Субстанциальная
и реляционная концепции пространства и времени.
Первая из указанных
концепций рассматривает пространство и время как самостоятельно (вне и
независимо от материи), предметно существующие, вторая - как не обладающие
самостоятельным бытием вне движения материальных объектов, как специфические
отношения вещей, явлений, процессов. В свете изложенного выше С-концепция
представляется явно несостоятельной. Дело, однако, в том, что приведенные выше
определения пространства и времени выражают, что очевидно, реляционную точку
зрения и потому лишь после ее обоснования могут служить основой для критики
С-понимания пространства и времени.
Исторически
исходным (зародившимся еще в донаучном мышлении) был Р-взгляд на пространство и
время,- когда пространственно-временные свойства вещей не отделялись от самих
вещей. “Что касается понятия пространства,- писал А.Эйнштейн,- то... ему
предшествовало психологически более простое понятие места. Место есть, прежде
всего (малая) часть земной поверхности, которой присваивается какое-либо
название. Вещь, “место” которой определяется, есть “материальный предмет”...
“Однако,- продолжал А.Эйнштейн,- можно... мыслить иным образом. Мы можем
поместить в какой-либо ящик определенное количество зерен риса или вишен и т.п.
Встает вопрос о свойстве материального объекта, “ящика”, которое должно быть
признано “реальным” в том же смысле, как реален и сам ящик. Это свойство можно
назвать “пространством” ящика. Могут существовать и другие ящики, которые в
этом смысле имеют “пространство” различной величины. Понятие “пространство”
приобретает смысл, который не зависит от связи с отдельным материальным
предметом. Таким образом, путем естественного расширения понятия “пространство
ящика” можно прийти к понятию независимого (абсолютного) пространства, не
ограниченного по протяженности, в котором содержатся все материальные объекты.
В этом случае материальный предмет, не расположенный в пространстве, просто
непонятен; с другой стороны, при таком образовании понятия вполне мыслимо
существование пустого пространства”. Таково существо С-концепции.
Это понимание
пространства было, вспомним, важным элементом философии Демокрита. Именно
существованием абсолютной пустоты (пустого пространства) объяснялась в ней
раздельность бытия атомов(Атом Демокрита - абсолютно неделимая, не имеющая
частей частица) и состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривал
пространство как существующее в том же смысле, что и вещи. Его подход, что
важно учитывать, был обусловлен пониманием материи как однородной,
однокачественной. В естествознании С-концепция пространства и времени
разрабатывалась прежде всего И.Ньютоном как важный элемент его механики.
Поэтому атом неизменен, существуя вне времени. Это означает, что в философии
Демокрита содержится С-понимание времени.
Если говорить
о пространстве (ситуация с временем аналогична), то очевидно, что выбор между
его С- и Р-пониманием зависит от ответа на вопрос: существует ли абсолютная
пустота (пустое пространство)? Современное естествознание отрицательно отвечает
на этот вопрос. В пользу этого имеются и философские соображения. Еще
Аристотель указывал, что в пустоте не может быть различий - она, следовательно,
бесструктурна и потому не может обладать протяженностью, т.е. быть
пространством. Это означает, что пространство не обладает самостоятельным
бытием, не существует без материальных объектов, вещей. Но, вместе с тем,
пространство - это не вещь.
Итак,
пространство - это не пустота и не вещь. Поэтому Аристотель сделал вывод:
пространство - это некие отношения материальных вещей, начав разработку
Р-концепции пространства (и времени). Позднее выдающийся вклад в ее развитие
внес Г.Лейбниц. Именно она является основой понимания пространства и времени в
фундаментальных теориях современного естествознания. Наконец, обратим внимание:
при диалектико-материалистическом понимании материи как неисчерпаемой излишне
понятие абсолютной пустоты, пустого пространства, и нет необходимости
рассматривать последнее как существующее в том же смысле, что и материальные
объекты. Таким образом, есть все основания для отказа от С-концепции,
абсолютизирующей известную самостоятельность пространства и времени и,
соответственно, для утверждения: пространство и время это всеобщие стороны,
моменты движения материи (Р-концепция).
Из единства
пространства, времени и движения материи следует недопустимость как (1) отрыва
пространства и времени от движения материи (при этом материю станет невозможно
рассматривать как системно организованную и способную к самодвижению, а
пространству и времени будет приписано субстанциальное бытие), так и (2)
отождествления пространства и времени с движущейся материей.
Эти крайности
на деле тождественны. Ведь в случае (2) пространство и время рассматриваются
как некие “виды материи” (рядом исследователей отстаивалась эта точка зрения),
т.е. как обладающие предметным бытием (С-концепция). При этом (вспомним Зенона)
придется искать некие иные пространство и время как формы существования
“исходных”, уходя в “дурную” бесконечность...
Основные
свойства пространства и времени
Поскольку
сущность пространства и времени - это движение, постольку
· (а) наиболее существенные свойства
пространства и времени - это проявление свойств движущейся материи;
· (в) понимание пространства и времени
в главном определяется пониманием движения, взаимодействия.
К всеобщим
свойствам пространства и времени как атрибутов материи прежде всего относятся:
объективность, абсолютность (как универсальных форм бытия материи), необходимая
связь друг с другом и с движением материи, неисчерпаемость, единство прерывного
и непрерывного в структуре.
Очень важна и
для философии, и для частно-научного знания проблема пространственной
бесконечности и вечности материального мира. В рамках С-концепции пространства
и времени, отметим, неразрешимы два, как минимум, вопроса: (1) что означает
протяженность пустоты? (2) если пространство и время - условия всякого бытия,
то каковы же тогда условия их собственного бытия?
Проблемы
сознания в истории философии
Существуют
различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от
того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и
понимание сознания. Теории происхождения сознания:
1. Религиозная (сознание дано человеку
Богом, господствовала в средневековье)
2. Космическое происхождение (Соловьев,
Даниил Андреев: неделимые монады – носители разума, а это – тончайшая энергия
материи.)
3. Биологическая (присуща всей живой
природе)
4. Гилозоизм (сознание присуще всему
живому и неживому, Дидро)
5.
Философские концепции:
Античная
философия. В
античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание
человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как
всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от
друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать
оставляет след на воске. А.Ф. указала на особенность сознания: направленность
сознания на объект (Платон, Аристотель). Разум – был представлен как вещь,
разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются,
получается знание. А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать (смотреть
на самого себя).
Вульгарно-материалистическое
(и крайняя ее
разновидность физикализм)- сводят сознание, мышление к вещественным
изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на сознание:
как на подобие печень выделяет желчь, так мозг выделяет сознание) в конечном
счете характер окружающего мира оказывается определяется пищей, влияющей через
химизм крови на мозг и его работу. Успехи в моделировании искусственного
интеллекта, успехи в генетике, воздействие фармакологии на мыслительные
способности человека, связь типа мышления с полушариями мозга стали аргументами
физикалистов. Их свойство– редукционизм.
Сознание идеально. Понятие идеального соотносят с духовными монадами.
Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия
объекта, в первую очередь - чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта.
Три точки зрения на природу идеального:
1. Природу идеального ищут на стороне субъекта (Дубровин) – идеальное – внутренний
духовный мир человека.
2. Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков) – идеальное – объективированные
мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.
3. Природу идеального ищут на стороне объекта (Лившиц) – идеальное–объективный
эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление (перепев с философией
Платона).
Необходимо синтезировать эти три позиции.
Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос
– как этот мир существует в сознании? А.Г. Спиркин определяет сознание как
идеальное отражение действительности превращения объективного содержания
предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективный
образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ
предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. В идеальной
форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма,
которая заменяет любой материальный субстрат сохраняет свойства, качества,
сущность вещей и их связи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|