вЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ
аудиторским проверкам в полном объеме без нормирования;
с 1 декабря 1999 года- расходы по обязательным аудиторским проверкам
по утвержденным нормам.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.1996
года N 398, которым определен круг организаций, подлежащих обязательной
аудиторской проверке.
Постановлением Совета Министров Республики от 31.12.1999 года N 2086
утверждены предельные нормы расходов на проведения обязательных аудиторских
проверок, относимых на себестоимость.
2. старая редакция: п. 2.2.15 Положения изложена следующим образом:
выплаты,
предусмотренные законодательством о труде за непроработанное на
производстве (неявочное время): оплата очередных и дополнительных отпусков,
компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков,
оплата перерывов в работе, матерей для кормления ребенка, оплата времени,
связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных
обязанностей, за продолжительность непрерывной работы, другие виды оплат.
новая редакция: выплаты, предусмотренные законодательством о труде,
за непроработанное на производстве (неявочное) время: оплата в соответствии
с законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с сохранением
заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных
часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка,
оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением
государственных обязанностей, другие виды оплат.
суть изменений: формулировка отпусков приведена в соответствие с
Гражданским кодексом.
3. старая редакция п.2.2.22 Положения: затраты, связанные со с сбытом
(реализацией) продукции (работ, услуг): упаковкой , хранением,
транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в
транспортные средства (кроме тех случаев когда они возмещаются покупателями
сверх цены за продукцию ) оплатой услуг банков, предприятий, организаций по
осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово- комисионных
(факторинговых) операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках,
выставках-продажах, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с
контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям
или посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату.
Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость
продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм.
новая редакция: затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции
(работ, услуг): упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта,
обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех
случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены за продукцию);
оплатой услуг банков, иных кредитных организаций по осуществлению в
соответствии с заключенными договорами факторинговых операций, рекламой,
включая участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах, стоимость
образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами соглашениями и
иными документами непосредственно покупателям или посредническим
организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату.
Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость
продукции ( работ, услуг) в пределах установленных норм.( расходы на
рекламу относятся на себестоимость а размерах, предусмотренных
постановлением Совета Министров РБ N 1275 от 25.09.1997 г. с изменениями и
дополнениями, внесенными постановлением СМ РБ N 984 от 10.06.1998г.
суть изменений: в состав затрат включаются только платежи по факторинговым
операциям, а вознаграждения уплаченные посредникам по договорам комиссии,
консигнации, связанным со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг) и
товаров осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятий и организаций. изменениями внесенными в Основные положения,
ущемлены права предприятий, заключавших торгово-комиссионные договоры
(договоры комиссии, поручения) с профессиональными организациями по сбыту
продукции. Следует отметить, что различные предприятия, производящие
продукцию, поставлены в неравные условия: те из них, которые имеют службы
сбыта, расходы по их содержанию относят на себестоимость, а не имеющие и
вынужденные заключать торгово-комисионные договоры, - за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятий. Удивительно, что разработчики
изменений не учли этот фактор. Нельзя согласится и с тем, что расходы по
торгово-комисионным договорам следовало с первого мая 1999 года
осуществлять за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. В
Беларуси отсутствуют нормативные документы, на основании которых можно
отождествлять торгово-комисионные операции с факторинговыми.
4. старая редакция п. 2.6.11 Положения: стоимость материальных ресурсов,
отражаемая по элементу "Материальные затраты" , формируется из цен их
приобретения (включая налог на добавленную стоимость, акцизы), наценок
(надбавок) комисионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и
внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая
брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранения и
доставку, осуществляемые сторонними организациями.
новая редакция: стоимость материальных ресурсов, отражаемая по
элементу "Материальные затраты" , формируется исходя из цен их приобретения
(без учета налога на добавленную стоимость, в соответствии с
законодательством), акцизов, наценок (надбавок), комиссионных
вознаграждений, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги,
таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку,
осуществляемые сторонними организациями.
суть изменений: в связи с введением с первого января 2001 года
зачетного метода по налогу на добавленную стоимость, налог на добавленную
стоимость исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг).
5. старая редакция п. 2.7.1.7 Положения: оплата в соответствии с
действующим законодательством ежегодных и дополнительных отпусков,
компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков,
оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени,
связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных
обязанностей.
новая редакция: оплата в соответствии с действующим
законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с охранением
заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных
часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка,
а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров,
выполнением государственных обязанностей.
суть изменений: формулировка отпусков приведена в соответствие с
Гражданским кодексом.
6. старая редакция п. 2.10.18 Положения уточнена: после слов " износ
нематериальных активов ", дополнено " используемых в процессе уставной
деятельности".
Рассмотрим состав себестоимости продукции на примере ОАО
"Полоцкий комбинат хлебопродуктов". Предприятие производит муку пшеничную
высшего , первого, второго сорта, манную крупу, муку ржаную обдирную,
сеяную, комбикорм для откорма свиней, для поросят, для свиноматок, для
откармливаемого молодняка свиней, телят, молочных коров, молодняка кур, кур
несушек.
В 1996 году освоен выпуск белково-витаминных минеральных добавок для
поросят, откорма свиней, свиноматок, молочных коров, ремонтных телок.
Освоен выпуск комбикормов.
Производится расфасовка муки и крупы в мелкую тару а также
затарка комбикормов и отрубей для продажи населению. Предприятие оказывает
услуги по хранению и переработке давальческого сырья. Количество работающих
на предприятии в среднем 503 человека. Предприятие не является задолжником
по платежам в бюджет.
|Показатели |1999 |2000 |2001 |
|Себестоимость вся |5517,8 |16303,2 |24684,5 |
|(млн. руб.),в т.ч | | | |
|-материальные затраты|4866,1 |14184,1 |20355,3 |
|- расходы на оплату |77,3 |397,0 |579,4 |
|труда | | | |
|- отчисления на |32,6 |158,9 |213,2 |
|социальные нужды | | | |
|- амортизация |16,4 |141,0 |391,8 |
|основных фондов | | | |
| - прочие расходы, |525,4 |1422,2 |3144,8 |
|из них налоги, |17,5 |22,5 |103,8 |
|включаемые в | | | |
|себестоимость | | | |
Как видно из таблицы, в себестоимости продукции наибольший удельный вес
занимают материальные затраты и по годам они составляют: 1999 год-88,2%,
2000 год-87,0%, 2001 год-82,0%.
Значительный удельный вес в себестоимости продукции занимают прочие
затраты, в т.ч. по годам:1999 год-9,5%, 2000 год-8,7%, 2001 год-12,7%.
Также значительный удельный вес в себестоимости занимают расходы на
оплату труда, так в 1999 году он составляет 1,4%, в 2000 году-2,4%, в 2001
году-2,4%.
Отчисления на социальные нужды занимают соответственно в 1999 году-0,6%,
в 2000 году-1,0%, в 2001 году-0,9%.
Амортизация основных фондов занимают в 1999 году-0,3%, 2000 году-0,9%,
2001 году-1,6%.
Из приведенных выше цифр видно, что в абсолютных суммах размер
себестоимости по годам увеличивается.
Если рассматривать себестоимость продукции по элементам затрат, то можно
заметить, что материальные затраты занимают в среднем 86,0%, прочие затраты-
10,3%, расходы на оплату труда-2,1%, отчисления на социальные нужды-0,9%,
амортизация основных фондов-0,9%.
Налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции,
относятся к элементу " Прочие затраты". В прочих затратах удельный вес
налогов по предприятию таков: в 1999 году-3,3%, 2000 году-0,1%, 2001 году-
0,4%. В целом создается впечатление, что налоги не играют существенной роли
в формировании себестоимости продукции, т.е. не занимают большой удельный
вес. Но следует рассмотреть отдельно начисление налогов, включаемых в
себестоимость, т.к. чтобы проанализировать изменение себестоимости
продукции, необходимо выявить факторы, оказавшие влияние на динамику
различных элементов налоговой нагрузки. Так, изменение действующего
законодательства ( изменение количества налогов, размер их ставок, порядок
исчисления, перечень льгот и т.д.) на прямую влияют и на увеличение
себестоимости, и на налоги и отчисления уплачиваемые из выручки.
Необходимо заметить, что изменение величины налогооблагаемой базы также
влияет на налоговую нагрузку.
Налог на землю.
Предприятие на территории Полоцкого района имеет в течении 1999-2001 году
неизменное количество земли, в.ч. 1,878 га земель промышленности и 0,5 га
пашень. В 1999 году начислено земельного налога в сумме 14,9 тыс. руб.(с
учетом деноминации), в 2000 году-43,6 тыс .руб., в 2001 году-119,3 тыс.
руб.
Совет Министров Республики Беларусь ежегодно Постановлениями
устанавливает коэффициенты к ставкам земельного налога, действующим в 1991
году. Так, на 1999 год на земли сельскохозяйственного назначения
коэффициент установлен в размере 2865, на 2000 год-10062, на 2001 год-
22941. Наблюдается рост коэффициентов: в 2000 году по сравнению с 1999
годом- на 3,51, в 2001 году по сравнению с 2000 годом- на 2,280
На земли промышленности на 1999 год установлен коэффициент в
размере 16434, на 2000 год-57716, на 2001 год-131592. Коэффициенты возросли
соответственно на 3,51 и 2,280. Кроме того, решениями сессии Полоцкого
райсовета ежегодно ставки на земли промышленности увеличиваются в два раза.
Все вышеуказанное приводит к повышению налога на землю, что в
результате увеличивает себестоимость продукции и в свою очередь сказывается
на уменьшении балансовой прибыли.
Экологический налог.
ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов" уплачивает налог за
выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за 1999 год
начислено налога в сумме 260,8 тыс. руб.( с учетом деноминации), в 2000
году-817,4 тыс. руб., в 2001 году-4014,7 тыс. руб. Также предприятие
является плательщиком налога за размещение отходов. В 1999 году начислено
налога в сумме 76,7 тыс. руб.(с учетом деноминации),в 2000 году-249,0 тыс.
руб., в 2001 году-617,6 тыс. руб.
Если сравнить размеры ставок по годам , то можно увидеть, что
ставки увеличиваются в 2 раза. Например, при сжигании 1 тонны бензина
этилированного в 2001 году размер ставки-16838 рублей, в 2002 году-33675
рублей; дизтопливо-1 тонна в 2001 году -10569 рублей, в 2002 году-21139
рублей.
Единый платеж от фонда заработной платы.
В 1999-2000 годах предприятие уплачивало Чрезвычайный налог в размере 4% и
отчисления в фонд содействия занятости населения в размере 1% от фонда
оплаты труда.
С 2001 года эти два налога объединены в единый платеж в размере 5% от фонда
оплаты труда., т.е. размер отчислений не изменился. В состав фонда
заработной платы , как объекта обложения значительных изменений не
претерпел и по многим положениям, излагающим порядок исчисления и уплаты
единого платежа не изменился. Все льготы, которые были предусмотрены по
различным налогам сохранились и при их объединении. Однако, неоспоримым
является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы
( 40% без подоходного налога). За 2000 год начисленная сумма фонда
заработной платы составляет 486626,0 тыс. руб., необлагаемая сумма за 2000
год-15089,0 тыс. руб., облагаемая сумма фонда заработной платы, принимаемая
для исчисления единого платежа-471537,0 тыс. руб.. За 2001 год
соответственно: 1296818,5 тыс. руб. и 40211,0 тыс. руб., облагаемая сумма-
1256607,5 тыс. руб. Облагаемая база по сравнению с 2000 годом значительно
увеличилась, т.к. имеется рост заработной платы. По рассматриваемому
предприятию необлагаемая сумма включает в себя материальную помощь на
погребение, компенсацию за неиспользованный отпуск, премии к юбилейным
датам. Следует отметить, что с 2002 года льгота в части премий к юбилейным
датам отменена ( по предприятию за 2001 год прольготировано 579,9 тыс.
руб.).
При оценке фискального потенциала действующей налоговой системы
используется ряд показателей. Они рассчитываются как доля налогов и
платежей в бюджетные фонды в общем объеме выручки .Тем самым они отражают
степень налоговых изъятий из выручки предприятия и в усредненном виде (без
учета каскадности некоторых налогов) показывают, какова доля налоговых и
неналоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг.
Номинальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,
в значительной степени определяемая особенностями действующей системы
налогообложения, в 1993 году составила 22,8% и постепенно возрастала до
24,1% в 1996 году. В последующие годы этот показатель снизился до уровня
20,0-19,6%, и только в 2000 году произошло его увеличение, что обусловлено
отдельными изменениями в налоговой системе республики, в частности
увеличением количества и ставок оборотных налогов ( платежей из выручки без
НДС).
Реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,
характеризующая фактические возможности предприятий своевременно и в полном
объеме погашать свои налоговые обязательства, в наибольшей степени
отклонялась от ее номинального уровня в 1993-1994 г.г. В последующие годы
этот разрыв, характеризующий уровень задолженности субъектов хозяйствования
перед бюджетом, постепенно сокращался с 7,2% в 1994 г. до 0,2-0,4% в 1998-
2001 г.г.
Необходимо иметь ввиду, что налоговая нагрузка конкретного предприятия
может существенно отличаться не только от средне республиканского уровня
налоговой нагрузки, но и среднеотраслевого. Такое неравномерное
распределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отрасли
объясняется структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово-
экономическим положением предприятия.
Рассмотрим уровень налоговой нагрузки конкретно по ОАО "Полоцкий комбинат
хлебопродуктов".
Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) определяется по формуле
Ун
ННр= -------- 100% ,
Вн
где Ун-уплаченные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.;
Вн- выручка предприятия (с учетом всех налогов), млн.
руб.
В 1999 году реальная нагрузка составила 3,3% (201,5/6054,7х100%), в 2000
году-9,3% (1913,3/20486,5х100%), в 2001 году-10,6% (3448,1/32594,3х100%).
Реальная налоговая нагрузка свидетельствует о фактическом участии
предприятия в формировании бюджета Т.е. видно, что реальная нагрузка в 2000
году по сравнению с 1999 годом значительно возросла на 6,0%., в 2001 году
по сравнению с 2000 годом -на 1,3%.
Финансовое состояние предприятия в целом удовлетворительное, задолженности
по платежам в бюджет не имеет. Всего в консолидируемый бюджет Полоцкого
района за 2001
год поступило 10125,0 млн. руб., уплачено предприятием налогов-
3448,1млн.руб., что составляет 34,0 % от общих поступлений, т.е. для района
предприятие является бюджетообразующим.
Номинальная нагрузка предприятия ( ННн) характеризует фискальный потенциал
действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту
предпринимательства и рассчитывается по формуле
Нн
ННн = -------100%,
Вн
где ННн - начисленные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.;
Вн - выручка предприятия, млн. руб.
В 1999 году номинальная нагрузка составила 3,0% (182,9/6054,7х100%), 9,1%
(1860,1/20486,5х100%), в 2001 году-9,1% (2972,1/32594,3х100%)
Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является
изменение действующего налогового законодательства. Т.е. по вышеуказанным
процентам можно судить о том, что законодательство для предприятия
изменяется не в лучшую сторону. Так номинальная нагрузка в 2000 году
возросла по сравнению с 1999 годом на 6,1%.
Как следует из приведенных схем, в общую сумму налогов и сборов в бюджет не
включаются экономические санкции, отчисления в инновационные фонды, налог
на доходы и подоходный налог.
Экономические санкции, хотя и уплачиваются в бюджет как и налоговые
платежи, но имеют отличную от них экономическую природу и иные основания
для начисления.
Что касается отчислений в ведомственные инновационные фонды, то они
не направляются в бюджет, а аккумулируются во внебюджетных инновационных
фондах министерств, других республиканских органов государственного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|