Лекции по СЭП
|1 |2 |3 |4 |5=3-4 |
|каменный уголь |Млн.т | | | |
|металл |Млн.т | | | |
|… |… | | | |
Схема баланса с отрицательным сальдо
|Наименовнаие|Ед.изм. |Остатки в |Производство|Потребление |Подлежит |
|грузов | |местах |или добыча |на месте |ввозу |
| | |приобретения|на месте |прибытия | |
| | |на начало |прибытия | | |
| | |периода | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6=5-4-3 |
| | | | | | |
3. Схема баланса межрайонного обмена
|Регионы |РБ |РТ |Ивановская |… |
|ввозящие | | |область | |
|Регионы | | | | |
|вывозящие | | | | |
|РТ |Расстояние | | | |
|РБ | | | | |
|… | | | | |
Требования к заполнению этого баланса:
1) полностью вывозить все виды продукции из районов с избытком продукции
2) полностью удовлетворить районы воозящие продукцию
3) обеспечить минимальные издержки транспортировки (оптимальное
расстояние)
4) исключить встречные перевозки.
Для определения объема перевозок при разработке перспективных планов,
программ, наряду с … балансами используется такой укрупненный метод
расчетов, опирающийся на коэффициент перевозимости. Он представляет собой
отношение размера перевозимой продукции к ее производству. Коэффициент
перевозимости как правило < 1, за исключением тех случаев, когда имеют
место повторные перевозки или перевозки одной и той же продукции различными
видами транспорта. В таких случаях исчисляется коэффициент повторности (как
отношение количества перевозимой продукции к установленному грузовой
массой).
Общая потребность в перевозках, рассчитанная с помощью коэффициентов
перевозимости определяется путом суммирования данных по важнейшим грузам,
однако полученная сума должна быть уточнена с помощью балансового метода.
Коэффициенты перевозимости на ж/д транспорте:
- каменный уголь – 0,93
- кокс – 0,44
- нефть – 1,01
- руда железная – 0,88
- лес – 0,46
- минеральные удобрения – 0,92
- зерно – 0,50
- мука – 0,64
- хлопок – 0,74
- соль – 1,2
В совокупной работе транспорта большой удельный вес занимают пассажирские
перевозки. План пасажирских перевозок должен обеспечить возможно более
полное удовлетворение потребностей населения и улучшение обслуживания
пассажиров. При этом учитывается дальнейший рост населения в стране,
развитие новых районов, намечаемые хозяйственные и общественно-политические
мероприятия, сезонные поездки (в санатории и т.п.), туристические поездки,
повышение жизненного уровня населения и т.д.
Обоснование плана перевозок.
Разработанные на тот или иной период план перевозок будет реальным, если
он достаточно обоснован необходимыми ресурсами как например: подвижным
составом, топливом, электроэнергией, рабочей силой, финансовыми ресурсами и
т.д. Поэтому при планировании перевозок особенно важно выявить потребность
в средствах транспорта, наметить пути улучшения их использования, чтобы
полностью обеспечить перевозки на расчетный срок (период). По ж/д
транспорту в первую очередь важно определить потребность в вагонах и
локомотивах, в этих целях широко применяется балансовый метод. При помощи
разработки балансов вагонов (грузовых и пассажирских), локомотивов сначала
определяется общая потребность в передвижном составе и источники ее
удовлетворения. Затем при расчете потребности в подвижном составе
устанавливается потребность в локомотивах и вагонах непосредственно
необходимых для перевозки грузов или пассажиров. Методика определения
количества вагонов для перевозки данного объема груза, т.е. рабочего парка
вагонов, заключается в том, что объем грузов, подлежащий перевозке в
плановом периоде делят на среднюю статистическую нагрузку на один условный
двухосный вагон и на число суток в планируемом расчетном периоде и умножают
на время оборота вагона:
[pic], где
М – масса грузов, подлежащих к перемещению (тонна)
Нс – среднестатистическая нагрузка
К – число суток в планируемом периоде
О – время оборота вагона (сутки)
При прочих равных условиях потребность в вагонах зависит от нагрузки и
массы грузов (объема перевозок).
Для того, чтобы удовлетворить потребности н/х в грузовых вагонах
разрабатываются мероприятия направленные на повышение грузоподъемности
вагонов, мероприятия, направленные на сокращение длительности оборота
вагонов. Первое мероприятие связано с решением производственных и
организационных вопросов, второе – со множеством вопросов.
Сокращение длительности времени оборота вагонов зависит от сокращения
расстояния от поставщика к потребителю, от повышения скорости транспортных
средств. На транспорте применяются, как правило, два показателя скорости:
1. Техническая – это скорость движения поезда без учета его стоянок на
промежуточных станциях, т.е. расстояние деленное на чистое время
движения поезда. Она составляет на ж/д грузовом транспорте - 40 км/ч.
2. Коммерческая (участковая) – скорость движения поезда между участками,
а также сортировочными станциями с учетом остановок поезда на
промежуточных станциях. Она составляет примерно – 30 км/ч.
Первая зависит от НТП, вторая – от решения организационных вопросов.
Ускорение оборота вагонов зависит также от повышения уровня механизации
погрузочно-разгрузочных работ, от организационных работ, например:
своевременное сообщение о получении грузов получателем, с др. стороны – от
подготовки к приему грузополучателей (важную роль играет правильная
адресовка вагонов). Также скорость оборачиваемости зависит и от типа груза.
После расчета потребности в грузовых вагонах рассчитывается потребность в
локомотивном парке.
[pic], где
Лп – количество требуемых локомотивов
ОГ – объем грузооборота (т/км)
Вп – вес поезда (т)
Сп – среднесуточный пробег локомотива (км)
При прочих равных условиях потребность в локомотивах зависит от веса
поезда (состава вагонов).
При планировании перевозок особо важное значение имеет распределение
грузов между различными видами транспорта. Обоснование размера грузооборота
по каждому виду транспорта и в целом по всему транспорту непосредственно
зависит от пропорциями распределения перевозок между отдельными видами
транспорта. В свою очередь это определяет то или иное развитие отдельных
видов транспорта и оказывает существенное влияние на транспортные издержки
и на время транспортировки, а следовательно на все время обращения
общественного продукта. Главная задача распределения между отдельными
видами транспорта состоит в том, чтобы обеспечить наибольшую эффективность
каждого вида транспорта, минимальную стоимость и наименьшее время доставки
грузов от производителя к потребителю.
Самая высокая скорость, но и самая высокая стоимость перевозки грузов на
воздушном транспорте, самая низкая стоимость и минимальная скорость на
водном транспорте. На ж/д транспорте скорость и стоимость транспортировки
больше, чем на водном. При рассмотрении вопроса стоимости и доставки,
главным критерием, определяюшим распределение грузов между различными
видами транспорта, является стоимость перевозок. Поэтому при распределении
перевозок необходимо учитывать не только абсолютную, но и относительную
величину стоимости перевозок, т.е. удельный вес ее в совокупной величине
стоимости производства продукта. Вследствие различия стоимости производства
отдельных товаров одна и та же стоимость перевозок будет в различной
степени влиять на полную стоимость производства. Если, например стоимость 1
т одного товара равна 20 р., а другого – 4 р.,то при стоимости перевозки 1
т на расстояние 1 тыс. км равной 4 р., вся, т.е. полная стоимость
производства одной т первого товара составит 24 р., а второго – 8 р. Т.е.
цена первого товара увеличится в 1,2 раза, а второго – в 2 раза. Второй
товар невыгодно перевозить этим видом транспорта.
Тема: Н/х планирование кап.строительства.
1. Воспроизводство ОПФ и задачи планирования капвложений. Система
показателей планов капвложений.
2. Планирование объема и распределения капвложений
3. Планирование ввода в действие производственных мощностей. Планирование
капстроительства по важнейшим объемам?(объектам) (титульные списки).
4. Планирование строительно-монтажных работ (СМР).
Инвесстиция – долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли.
Капстроительство – инвестиционное вложение. Имеет перспективный характер.
В плане капвложений решаются следующие основные задачи:
1) непрерывное увеличение массы ОПФ и их совершенствование
2) обеспечение отраслевых пропорций воспроизводства ОПФ в соответствии с
задачами развития отдельных отраслей н/х
3) производится выбор таких отраслей строительства, которые повышают
народнохозяйственную эффективность капвложений
4) обеспечение территориальныз пропорций воспроизводства ОПФ
План капитальных вложений тесно связан со всеми планами развития н/х:
1) план капвложений непосредственно связан с планом баланса общественного
продукта, поскольку в накоплении как и во всем национальном имуществе
главную часть занимают ОПФ.высокие темпы роста капстроительства
требуют соответствующего увеличения роста капстроительства, а также
удельного веса накоплений, что и находится в прочной зависимости от
вещественной структуры материального производства (главное нужно
развивать производство). (странное предложение).
2) План капвложений связан с планом развития тяжелой индустрии
3) План капвложений служит обоснованием плана развития и размещения всех
отраслей производства со стороны прироста производственных мощностей.
4) План капвложений служит обоснованием плана увеличения ОПФ жилищного и
коммунального хозяйства, просвещения, здравоохранения и других
отраслей непроизводственной сферы.
Связь отраслей с отраслями производственной и непроизодственной сферы
осуществляется системой показателей. При планировании капвложений
используется система показателей раскрывающих особенности и связи этой
отрасли с другими отраслями н/х. Показатели:
1. Показатель №1 - общий объем капвложений. Важен для увязки плана
капстроительства с балансом н/х. Этот показатель является исходным для
увязки плана капстроительства с винансовой программой н/х. Капвложения
лишб в части приобретения оборудования отражаются по прейскуранстным
(расчетным) ценам. В большей же части капвложения связаны с созданием
ОПФ, расширением и реконструкцией действующих ОПФ и определяется на
основе смет на отдельные обекты строительства. Отсюда название –
сметная стоимость капстроительства.
2. Показатель №2 – ввод в действие ОПФ и важнейших производств.
Характеризует результаты осуществления намечаемой программы в целом
капвложений по н/х, а также результат работы строительных организаций.
Показатель ввода в действие также одновременно характеризует степень
удовлетворения н/х отдельных отраслей, производств продукцией
строительных организаций.
3. Показатель №3 – титульные списки капстроительства. Общий объем
капвложений распределяется по отдельным объектам капстроительства.
Распределение должно быть проведено так, чтобы в результате выполнения
плана капстроительства был обеспечен необходимый ввод в действие новых
производственных мощностей, созднные заделы в строительстве и
удовлетворения потребителей развитием непроизводственной сферы. Эти
задачи выполняются путем составления титульных списков
капстроительства. Титульные списки – это наиболее конкретная часть
капвложения или пообъектный план капстроительства. С помощью титульных
списков не только конкретизируются общие проектировки по
воспроизводству ОПФ, но и решается одна из важнейших проблем н/х –
рациональное размещение производственных сил.
4. Показатель №4 - объем СМР (строительно-монтажные работы). Включает в
себя три основные части:
1) стоимость СМР
2) стоимость оборудования
3) прочие затраты
Строительные работы включают в себя работы по возведению, переустройству
и расширению постоянных и временных зданий, сооружений, по санитарно-
техническому устройству и осветительной проводке, по устройству оснований,
фундаментов и др.
Монтажные работы – это работы по сборке и установке оборудования на
постоянных и временных объектах, включая работы по испытанию качества
монтажа, по устройству промышленных проводок для монтируемого оборудования
и т.п.
Капитальные вложения оборудования делятся на:
- вложения в оборудование требующее монтажа
- вложение в немонтируемое оборудование, которое вводится в действие без
монтажных работ (локомотивы, тракторы).
Прочие затраты, включаемые в объем капиталовложений – это средства,
затрачиваемые в связи со строитеьством, но в большинстве случаев не
входящие в стоимость СМР. Таковыми являются проектно-изыскательские работы,
часть буровых работ, переселение в связи со строительством. Часть прочих
затрат не увеличивает стоимость основных фондов. К ним относятся расходы на
подготовку кадров для строящихся предприятий, затраты на поисковое бурение.
В связи с использованием НТП и новых технологий как в производстве
стройматериалов, оборудования, так и в процессе строительства имеет место
тенденция к увеличению удельного веса стоимости оборудования.
С помощью СМР рассчитывается потребность в финансовых ресурсах. При
помощи этого показателя производится увязка плана капитальных вложений с
мощностями строительных организаций. Этот показатель (объем СМР) также
характеризует результаты деятельности строительных организаций.
Объем и структура капвложений зависят от:
1) экономической обоснованности потребности н/х и его отраслей в
расширение ОПФ
2) реальной возможности выделения определенного размера материальных и
финансовых ресырсов для капвложений
3) от производственной базы строительства, мощности строительной
организации
Общий объем капвложений по н/х в целом зависит от величины фонда
накопления в НД и суммы амортизационных отчислений. Он зависит также от
материальной базы воспроизводсват ОПФ – стройматериалы, машины, также от
возможностей расширения деятельности строительных и монтажных орагнизаций и
ряда дркгих факторов.
Возможно объем капвложений зависит от установления в результате
распределения НД стоимостного соотношения между ФН и ФП. Такое соотношение
зависит от многих фактов. Объективный предел этого соотношения – это
обеспечение неуклонного роста и потребления и накопления.
Схема формирования общего объема капвложений в целом по н/х носит
объективный характер.
РИСУНОК
Для увязки плана капвложений с потребностями производства разрабатывается
план ввода в действие производственных мощностей план ввода в действие
ОПФ. В нем отражается всполнение выбывающих производственных мощностей и
прирост мощностей, необходимых для обеспечения намечаемого роста
производства.
План ввода в действие производственных мощностей разрабатывается на
основе титульных списков с подразделением:
1) по виду мощности за счет нового строительства
2) по вводу мощностей за счет расширения и реконструкции действующих
предприятий
План ввода в действие производсьвенных мощностей составляется с помощью
балансов производственных мощностей, при этом должны быть учтены
определенные требования к составлению этого плана. При разработке задания
по вводу в действие производственных мощностей сроки ввода мощностей
увязываются со сроками поставки оборудования и заданиен равномерно
распределяется по кварталам года. Очень важно также согласовать сроки ввода
в действие сопряженных объектов, т.к. одновременный ввод в действие целого
производственного комплекса существенно повышает эфективность капвложений.
Важнейшее значение при разработке плана ввода мощностей имеет увязка
ввода мощностей смежных отраслей производства. По ряду отраслей
(энергетика, сырьевые отрасли и др.) предусматриваются опережающие сроки
ввода мощностей ,поскольку их отставание может тормозить ввод в действие
производственных мощностей предприятия.
Важнейшим факторов успешного и своевременного ввода производственных
мощностей является планирование строительной индустрии и увязка его с
планом ввода строительных мощностей.
Строительная индустрия представляет собой совокупность строительных и
монтажных организаций и предприятий, продукцией которых яляется ОПФ и
производственные мощности н/х.
План производственной деятельности в строительной индустрии определяется
объемом строительно-монтажных работ в денежном и стоимостном выражении.
При планировании в строительной индустрии обычно предусматриваются такие
задания:
1) объем работ (СМР)
2) развитие производственной базы строительной индустрии (оснащение
строймашинами, механизмами, расширение энергетического и складского
хозяйства).
3) Повышение сборности зданий и сооружений
4) Механизация СМР
5) Развитие специализации строительных организаций и предприятий.
Одним из центральных вопросов планирования строительной индустрии
является определение оптимального соотношения темпов развития строительной
индустрии и объема капработ. Очень важно предусматривать в планах
опережающие темпы развития строительной индустрии по сравнению с
увеличение капработ, т.к. это обеспечивает ускорение строительства ,
своевременный ввод в действие строящихся объектов.
При разработке плана развития строительной индустрии широко используется
балансовый метод. Составляются балансы строймашин и механизмов, с помощью
которых определяется дополнительная потребность в них, источники
удовлетворения этой потребности. Следовательно планирование объема общего
объема капвложений связано с созданием финансовой базы. Для объектов
используются титульные списки. Ланирование осуществляется при помощи
титульных спискв.
Титульные списки как наиболее конкретная часть плана капвложений
позволяет согласовывать стройпрограмму по каждому стройобъекту с
Страницы: 1, 2, 3, 4
|