Инвестиции в РБ
На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве
своеобразных "чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у
государственных предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще
жизнеспособные оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд
неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные
материалы, в т.ч. и отходы, малый бизнес способствовал более
эффективному использованию ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко
становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их
комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские
работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко
реагирующие на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью
и высокой производительностью, осваивали те экономические ниши, которые
были недоступны крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям,
малый бизнес расчищал и облагораживал почву, делая государственный лунный
ландшафт более пригодным для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду
соответствуют 1991-1995 гг., когда инвестиции не приносили адекватной
отдачи, увязая в трясине еще не реструктуризированного государственного
сектора. Можно предположить, что эффективность инвестиций была бы еще ниже,
если бы не малый бизнес, который способствовал росту производства без
дополнительного финансирования и тем самым смягчал спад, вызванный
структурными реформами.
Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа
малых предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс
перемещения факторов производства из государственного в частный сектор. К
этому моменту доля малого бизнеса достигла примерно 40% от общей
численности занятых. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов
Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая
масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и
подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. Таким образом, именно
уровень развития малого бизнеса можно рассматривать в качестве интегральной
характеристики инвестиционного климата страны. Аргументом в пользу такого
утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно
присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutional
Investor, поразительным образом совпадают с уровнем развития
предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999
г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял 11,9,
Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.
После того как численность малых предприятий достигла порогового
значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного
экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года
инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую
ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше
быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период
малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации
производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы
необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно
превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные
разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие,
оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным
предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и
кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных
деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые
рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс
реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень
специализации и кооперации, соответствующий современной системе
организации производства в мире.
Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и
формирование полноценного предпринимательского сектора являются
необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания
указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные
"жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП.
Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции
таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий
с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу
существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз
больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше
ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что
изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет
экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на
поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого
прироста ВВП.
А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в
стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на
закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые
выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по
инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в
расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси
приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если
учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше,
составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой
темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения
инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000
долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по
республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется
Беларуси по прогнозам Министерства экономики.
Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать
вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи,
пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет
порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в
результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для
развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси
либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной
необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.
2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси
По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские
инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад
осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром".
Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для
Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных
ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль
потенциального источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный
рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости
экономической политики государства препятствуют формированию необходимых
условий для частного зарубежного инвестора.
По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси
зарегистрировано 77 предприятий с участием российского капитала (или 3,2%
от общего числа по республике),
в том числе 67 совместных и 10 иностранных.
Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных
предприятий составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по
республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от
объявленного. Их создание позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих
мест (или 2,4% от занятых на всех СП и ИП). Однако с учетом всех
зарегистрированных в РБ предприятий с российским капиталом вклад российских
инвесторов на самом деле намного больше.
Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству
созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в
соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций
в эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в
белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были
проведены две деноминации.
Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является
строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО
"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным
платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта
перечислено 396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в
республику прямых иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды
предприятий и банков, а также реинвестированных доходов.
Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские
позиции не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к
Беларуси. Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием
инвесторов из стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против
77 из России (отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного
уставного фонда составляет соответственно 80:1.
Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в
инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических
системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше
проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых
иностранных инвестиций в РБ.
Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей
российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции
превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года.
Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и
розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток
крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю
инвестиций которых приходится более 80% от общего объема.
Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и
Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического
пространства государства-участники принимают согласованные меры по
поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей
развития и проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере
привлечения инвестиций.
В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится
работа по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при
Совете министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным
советом по иностранным инвестициям в России под руководством председателя
Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах -
Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.
С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского
комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики
Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999
года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие
принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее
время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по
экономике и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах
функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений
развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза.
2.3 Регулирование иностранных инвестиции.
Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение
иностранного капитала, который пока не превратился в фактор
макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в
общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по
разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с
участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и
того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной
собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще
приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы,
но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на
перспективы развития белорусской экономики.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в Беларуси
является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за
отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать
комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную
соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами
контроля.
Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют
объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства
партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в
предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно
к Беларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо
«работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.
Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта
капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае,
когда государство импортер проводит активную политику, в частности,
соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и
политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в
случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате
иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые
отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке
государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику
Беларуси преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об
исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.
Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из
Беларуси продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в
белорусскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования
инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных
товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала
привлекается в Беларусь в самых невыгодных формах, например, в виде
связанных кредитов.
Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с
условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта,
закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80%
конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом
оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате
отечественные предприятия сворачивают производство, а импорт аналогичного
оборудования растет.
Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники
такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится
свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового
внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается
за приведенными цифрами.
На протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система
государственного регулирования в сфере прямых иностранных инвестиций на
двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением
федерального регулирования является защита интересов национальной
безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в
большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием
национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности
США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за
инвестиционными потоками, является Комитет по иностранным инвестициям. В
законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой
президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать
процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с
установлением контроля иностранной стороны.
Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие и
в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация,
строительство гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на
федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная
энергетика.
Важным направлением федерального регулирования иностранного
инвестирования является и защита технологической базы США. Она
осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической
информации иностранной стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя из
внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной
безопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификата
надежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретную
информацию.
Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим
потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля за
инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над
экономикой, а следовательно, и угрозу национальной безопасности.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим
индикатором вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а
оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на
устойчивую траекторию экономического роста. В белорусской экономике первый
этап этого процесса был значительно углублен и затянут, а второй этап
заторможен серьезными просчетами экономической политики государства. Как
мировой опыт, так и белорусская действительность свидетельствуют, что без
активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его прямого и
косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики,
восстановление и рост экономического потенциала Беларуси невозможны.
3. Пути и меры по привлечению инвестиций.
3.1 Отток капитала
За последние годы в Беларуси сложился слой предприятий и
предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из за неустойчивости
экономического положения в стране большие средства переводятся в
конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Беларусь
станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных
инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных
сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в Беларуси
возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций
превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных
ресурсов (потенциальных инвестиций) из Беларуси в несколько раз превышает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|