Экономическая политика государства: дилемма выбора целей и инструментов
инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -
государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где
требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.
Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть
государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-
государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей
деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от
принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для
решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности
частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является
первостепенной целью деятельности государственного сектора в
инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и
переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких
прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.
Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности,
транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким
образом, издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство
государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения
конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения
сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.
Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду
производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную
роль в государственной структурной политике. Государство создает новые
объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности,
отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так,
государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и
переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней
торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во
внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие
германского концерна “Volkswagen”[4], частично находившегося в
собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной
промышленности Чехии).
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства
там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала
оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит
повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из
инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый
внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального
производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности
предприятий, расположенных на территории данной страны).
Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,
изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и
как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных
объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах
эта тенденция заметно усилилась.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования
экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал
средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри
страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:
изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на
инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия
на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры
стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и
административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных
кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных
ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или
ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение
условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения
отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы
капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в
международных экономических организациях, интеграционных государственных
объединениях.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут
употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной
интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того
или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования
экономики в конкретный период.
Высшей формой государственного регулирования экономики является
государственное экономическое программирование. [5]Его задача - комплексное
использование в глобальных целях всех элементов государственного
регулирования экономики.
По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали
формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи,
определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих
решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности,
сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-
экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем);
различные направления научных исследований.
Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные
программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой
и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные
программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях
кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило,
краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают
средства административного регулирования.
Уровень развития государственного программирования в отдельных странах
различен. Практически во всех странах рыночной экономики осуществляются
целевые программы. Одна из самых старых - регионально-энергетическая
целевая программа по освоению бассейна реки Теннесси в США, программа
развития ядерной энергетики во Франции, хозяйственного развития юга Италии.
Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению
экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и
приватизации новых земель (Восточной Германии) после присоединения ГДР к
ФРГ.
В цитадели рыночного хозяйства - США - общенационального
программирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные
программы. Очевидно, различия в степени развития программирования в
отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые
экономическая и социальная ситуация ставят перед государством.
Субъекты экономического программирования - государственные учреждения,
ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и
контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным
органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если его
нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским
органом. При этом министерство экономики, как правило готовит проект самой
программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность
осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие
ответственность за исполнение.
Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К
разработке программ широко привлекаются представители центрального банка,
союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются
различные комиссии и советы экспертов.
Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципом
продления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты
об их исполнении.
Государственного экономическое программирование оказалось достаточно
эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у
этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики
программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой
рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее оно оказалось
достаточно эффективным средством решения задач разного уровня; если
государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки
обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не
менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет
синтетически использовать все средства государственного регулирования
экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих
мероприятий отдельных государственных учреждений.
Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках
экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на
конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов,
социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались
ущемленными. На государственные программирующие органы поэтому постоянно
оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы
отдельных групп, общественных сил , политических парий.
Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики
цен.
Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной
экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены
являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из критических точек экономической и
социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы
производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и
союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают
интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и
парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на
международных совещаниях.
Воздействие на цены служит глобальным целям государственного
регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе
с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках
и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной
экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,
отражается на процессах формирования цен.
Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже
экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с
другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели
государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций
экономического развития и стабилизации социальной системы
Классическая политическая экономия рассматривала свободно
складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания
равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности
идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь
вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если
абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на
протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие
государства на цены.
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа,
продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,
таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом
воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер
государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.
Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис
послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.
Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения
в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего
функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания
опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы
государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и
поддержанию справедливых цен.
Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем
внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов
во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,
предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их
замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали
составным элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить
законодательный, административный и судебный характер. Принятые
парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными
субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.
Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной
частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные
государственные органы осуществляют административную деятельность по
регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть
привлечены к судебной ответственности.
Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам,
вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или
правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен
осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде
стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также
оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х
годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-
совещательные функции.
В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют
экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых
заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,
предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны
консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое
мнение по поводу ценовых законопроектов.
Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и
логической последовательности.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной
активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось
государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами
служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой
области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические
управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-
исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям
руководства партий, международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и
социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения
индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а
также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и
национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие
на цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во
внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,
варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены
оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы
цели они не служили.
Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется
путем санкционированного правительственными органами завышения издержек
производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных
списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях
возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не
действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях
отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что
повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы
распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях
благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста
цен.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования
является государственная политика установления цен на так называемые
акцизные товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают
государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -
предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или
потребителю.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях,
где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в
военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.
Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками
определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по
договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем
базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную
стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и
дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно
воздействуют на цены.
Особым направлением государственной экономической политики является
государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное
поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов),
а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных
кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях
ценовой конкуренции на мировом рынке.
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных
шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и
железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары
и услуги госсектора.
Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению
издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной
конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или
дефицитности этих объектов государственной собственности.
Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном
секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования.
Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства
является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте.
Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства
Страницы: 1, 2, 3, 4
|