Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений
инвесторов на территории Республики Беларусь, не вошедших в перечень, то
применительно к ним, на мой взгляд, также будет действовать достаточно
общегражданских способов защиты.
2.2 Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику
Республики Беларусь.
Необходимым условием развития экономики стран переходного периода
является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством
привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного
использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и
нематериального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций
заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой
научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на
мировых рынках. Если проанализировать этапы и закономерности экономического
роста таких промышленно развитых стран, как, например, США, Япония,
Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия
практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в
этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды
наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко
проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих
странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального
показателя экономического развития, как валовой национальный продукт.
Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-
1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим
пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового
национального продукта за этот период составил 25-30%. Это позволило
вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал,
явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого
экономического и социального развития в последующий период, а также
сформировать экономические основы постиндустриального общества.
При современном постоянно прогрессирующем уровне интеграции мировой
хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно,
экономический рост, как в развитых, так и в развивающихся странах
поддерживается и усиливается участием иностранного капитала: чем выше темпы
прироста валового национального продукта и национального дохода, тем больше
возможности для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и
формирования на этой основе рациональной инвестиционной политики. Так,
например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций,
составляющий в начале 70-х гг. около 30 млрд. долл., возрос к началу 90-х
гг. более чем в 10 раз, общий же объем иностранных активов в экономике
страны превысил к этому времени 1,5 трлн. долл. При наличии в США развитой
системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой
мощный приток иностранного капитала в значительной мере способствовал
дальнейшему подъему ее экономики на основе развития конкурентоспособного
экспортного потенциала.
В последние годы активизируют деятельность по привлечению иностранных
инвестиций в экономику Республики Беларусь и Российская Федерация, Украина
и Польша. При этом динамика иностранных инвестиций в эти страны по годам
неравномерна, что отражено в Таблице 2.1.
Таблица 2.1
Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США
|Украина |- |- |159 |267 |350 |600 |700 |
|Россия |- |- |637 |2017 |2479 |3800 |1500 |
|Польша |378 |1715 |1875 |3659 |4498 |3000 |4000 |
Неравномерность привлечения иностранных инвестиций в экономику оказывает
влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических
показателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу
населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура
иностранных инвестиций страны и т. д. Динамика изменения валового
внутреннего продукта на душу населения, рассчитанная в долларах США по
таким странам, как Беларусь, Украина, Россия и Польша (табл. 2.2),
показывает, что наиболее высокие темпы изменения валового внутреннего
продукта на душу населения наблюдались в 2000 г. -180,9% от уровня 1994 г.
Таблица 2.2
Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения,
млн. долл. США
|Украина |1761 |1337,8|996,5 |932,3 |846,7 |637,4 |663,1 |
|Россия |2856,8|2586,9|2162,5|2373,1|2931,4|2960,8|2816,7|
|Польша |2153,7|2200 |2363,5|3061,7|3474,4|3704,5|3897,1|
В Беларуси данный показатель, по сравнению с анализируемыми странами
достаточно высок: темп изменения валового внутреннего продукта на душу
населения в 2000 г. составил 172,4% от уровня 1994 г. Эта тенденция
повлияла на изменения доли иностранного капитала в валовом внутреннем
продукте, сложившиеся в 2000 г. (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Величина иностранного капитала и валового внутреннего продукта в 2000 г.,
млн. долл. США
|Страна |Величи|Валово|
| |на |й |
| |иностр|внутре|
| |анного|нний |
| |капита|продук|
| |ла |т |
|Беларусь |1550 |25693,|
| | |5 |
|Украина |12700 |33753,|
| | |7 |
|Россия |158500|414051|
|Польша |31700 |150819|
В соответствии с данными таблицы доля иностранного капитала в валовом
внутреннем продукте в 2000 г. в Республике Беларусь составила всего лишь
6%, в то время как в России и на Украине - 38%, а в Польше - 21%.
Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций в Республику
Беларусь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Так,
наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли
промышленности (70,5%), а в отрасли сельского хозяйства - 0,4% (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики
Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.
| Отрасль |Величина,|
|экономики |% |
|Транспорт |4,1 |
|Связь |3,2 |
|Строительство |1,2 |
|Торговля |13,5 |
|Сельское |0,4 |
|хозяйство | |
|Промышленность |70,5 |
|Остальные |7,1 |
Данная ситуация в целом отражает, что в Республике Беларусь начался
процесс формирования материально-технической базы для активизации
обновления основного капитала в отраслях экономики (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за
период 1985-2000 гг. (в % к итогу).
|Годы |Всего |В том числе по отраслям экономики |
|Прямые инвестиции, всего |72,6 |189,7 |105,2 |
|В том числе страны СНГ |53,4 |125,4 |39 |
|За границу, всего |0 |-2,1 |-2,4 |
|В том числе в страны СНГ |0 |-0,7 |-0,8 |
|Во внутреннюю экономику, |72,6 |191,8 |107,6 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |53,4 |126,1 |39,8 |
|Портфельные инвестиции, |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|Активы (нерезиденты), всего |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|В том числе в страны СНГ |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|Обязательства (резиденты), |3,2 |37,5 |-12,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |3,2 |37,5 |-12,9 |
|Другие инвестиции, всего |401,4 |431,1 |496,9 |
|В том числе в страны СНГ |229,7 |366,8 |374,4 |
Анализируя данные таблицы, наблюдается тенденция роста как прямых, так и
портфельных инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики
Республики Беларусь, поскольку в целом происходит увеличение международных
потоков портфельных инвестиций и усиление диверсификации их по двум
основным направлениям: происходит перераспределение капиталов, как между
странами, так и между отраслями. Межотраслевое перераспределение в мировом
масштабе выражается в росте портфельных инвестиций, прежде всего в
высокотехнологичные производства и такие отрасли, как телекоммуникации,
разработка программного обеспечения, услуги Интернета. Приток же в страну
прямых инвестиций и селективный выбор их направлений по приоритетным
отраслям экономики способен обеспечить создание новых наукоемких
производств, сокращение безработицы, укрепление конкурентоспособности
предприятий, отраслей и страны в целом. Анализ складывающихся тенденций в
экономике указывает на углубление интеграции материального и
нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей
степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера, в свою
очередь, является крупнейшим потребителем специализированных услуг.
Происходит расширение масштабов новых договорных отношений между субъектами
хозяйствования, осуществляемых в электронной форме, без посредства бумажных
носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и
т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий. Структурные
характеристики стран, инвестирующих Республику Беларусь представлены в
табл. 7.
Таблица 2.7
Структурная характеристика основных стран-инвесторов Республики Беларусь
по состоянию на 1.07.2000 г.
|Страны |Доля в общем объеме |
| |иностранных инвестиций |
|Нидерланды |25,6 |
|Германия |21,7 |
|США |16,8 |
|Польша |5,8 |
|Кипр |3,7 |
|Ирландия |2,8 |
|Швейцария |2,6 |
|Австрия |2,3 |
3. Защита иностранных инвестиций.
Процесс инвестирования связан с определенными рисками для зарубежных
предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так называемые
некоммерческие риски, которые обусловлены политической, экономической и
правовой нестабильностью в стране. Существуют такие понятия как
неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота или
неточность информации обусловленной реализацией проекта. Неопределенность
характеризуется понятием риска. Риск - возможность потери предпринимателем
его средств или активов.
При расчете эффективности проекта принято учитывать следующие виды
неопределенностей и рисков:
1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и
текущей экономической ситуацией, а также условий инвестирования и
использования прибыли.
2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ или введения
ограничений на торговлю).
3. Нестабильность политической ситуации, неблагоприятные социально-
политические изменения в стране или регионе.
4. Возможность изменения валютных курсов цен и рыночной конъюнктуры.
5. Неопределенность природно-климатических условий, возможность
стихийных бедствий.
6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования,
технологический брак).
В этой связи очень важным моментом является система гарантий,
предоставляемых иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях
предусматривает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к
следующему:
• Недискриминационный режим иностранных инвестиций. Правовой режим
иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия
деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий
не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества
и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности
юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев,
предусмотренных Законом.
По сути, Закон предоставляет иностранным инвесторам национальный
режим, хотя и с некоторыми ограничениями и рядом преференций. Надо сказать,
что закрепленный в Законе принцип национального режима является в странах с
рыночной экономикой основным по отношению к иностранным инвесторам,
причем данный принцип закреплен в целом ряде международных соглашений, в
частности, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций»
(1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Декларация
о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976
г.).
Инвестиционный Кодекс, принятый Парламентом Республики Беларусь,
также, как и Закон, устанавливает национальный режим для иностранных
инвесторов, указывая на то, что государство гарантирует равенство прав,
предоставляемых инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм
собственности инвестора, организационно-правовой формы и страны регистрации
юридического лица-инвестора и гражданства (подданства) физического лица
инвестора.
Вместе с тем следует заметить, что в нашей стране еще нет
соответствующих условий для реализации данного режима. Как и в других
странах с переходной экономикой, в Беларуси существуют как минимум три
фактора, которые требуют введение для иностранных инвестиций определенных
исключений из национального режима.
Во-первых, национальный режим осуществления хозяйственной
деятельности в Беларуси во многом непривлекателен для иностранных
инвесторов, а иногда и противоречит их интересам. Иностранный инвестор
зачастую не может согласиться с потерями, связанными с применением к нему
национального режима.
Во-вторых, имеются серьезные различия между национальным режимом
Беларуси и режимами развитых стран, экспортирующих капитал. Многие
зарубежные предприниматели, несмотря на преференции и гарантии, не рискуют
вкладывать деньги в отечественную экономику. Сильный налоговый пресс,
большой удельный вес государственной собственности, нестабильное
законодательство, слабая предпринимательская инфраструктура, негативное
отношение в обществе к предпринимателям - вот только некоторые из факторов,
отрицательно характеризующих национальный режим ведения хозяйственной
деятельности. Все это означает, что в такой ситуации определенная часть
иностранных инвестиций в национальную экономику будет просто упущена.
В-третьих, интересы привлечения иностранного капитала
обуславливают особые льготы и гарантии для инвесторов, хотя с
общетеоретической точки зрения национальный режим является самым
оптимальным общим правовым режимом, который можно представить в связи с
осуществлением инвестирования.
Следует отметить, что по вопросу выбора оптимального режима
иностранных инвестиций высказываются подчас самые полярные точки зрения.
Некоторые специалисты отдают предпочтение преференциальному режиму,
поскольку предоставление такого режима вполне оправдано в связи с тем, что
инвестирование осуществляется в особо социально значимую и более
рискованную сферу производства материальных и духовных благ.
«Преференциальный режим», с их точки зрения, позволяет, например,
компенсировать дополнительные расходы инвесторов, которые не возникают у
других видов субъектов экономических отношений. Подобный режим является
стимулирующим для привлечения инвестиций в национальную экономику.
Другие — исходят в своих суждениях из концепции регулирования
иностранных инвестиций в рамках законодательства о конкуренции.
Соглашаясь в целом с позицией последних, следует отметить, что
реализация концепции, которую они предлагают, по нашему мнению, является
отдаленной перспективой, поскольку идея привлечения иностранных инвестиций
на основе законодательства о конкуренции может быть претворена в жизнь
только в условиях сложившейся рыночной экономики. В условиях нестабильной
правовой базы и в отсутствии определенных гарантий иностранные инвесторы
вряд ли решатся на сколько-нибудь крупные вложения в экономику страны-
реципиента.
• Гарантии от изменения законодательства. В случае если акты
законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с
иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия иностранных
инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (т. е. на них
возлагается дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее
существовавшими обязанности или они ограничиваются либо лишаются имевшихся
прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или)
иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство,
действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.
Вместе с тем данные требования не распространяются на изменение
законодательства республики в области обеспечения обороноспособности,
экологической безопасности и охраны здоровья населения.
• Гарантии от принудительных отчуждений. Иностранные инвестиции не могут
быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно
куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по
последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права
собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций,
кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной
безопасности, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со
своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.
Отечественный законодатель предусматривает, что убытки, причиненные
иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в
результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим
решение о принудительном отчуждении. Однако в Законе не указано, какие
органы вправе принимать подобные решения. Не определено также, что
представляет собой изъятие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано
толкование национализации и реквизиции. Причем, если в ст. 243 Гражданского
кодекса дано понятие реквизиции, то о национализации законодатель
умалчивает, поскольку ст. 245 такого же кодекса «Национализация» всего лишь
отсылает к специальному закону о порядке и условиях национализации.
Вместе с тем проблемы национализации собственности существенным образом
влияют на инвестиционный климат. Акты национализации и огосударствления
частной собственности как национальной, так и иностранной, после 1917 года
Страницы: 1, 2, 3
|