рефераты скачать

МЕНЮ


Товарное производство: сущность, формы, противоречия

характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений,

которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм.

Концепция товарного фетишизма в целом, как и сам термин, полностью

принадлежит К. Марксу (Капитал. Т. 1, гл. 1, § 4). Суть товарного фетишизма

— в овеществлении отношений между людьми, господстве вещей-товаров над

ними. Товаропроизводитель на своем каждодневном опыте убеждается, что его

благосостояние зависит от «поведения» товаров на рынке, от того, будут они

проданы или нет, по высокой или низкой цене. Таким образом, вещи, ставшие

товаром, как бы приобретают «живую душу». Получается, что не люди управляют

движением продуктов труда, а продукты труда, принявшие форму товаров,

управляют судьбой человека. По мнению К. Маркса, только уничтожив товарное

(рыночное) хозяйство, можно избавиться от товарного фетишизма.

Достижение товарным производством его высшей ступени развития связано

с утверждением капиталистического способа производства в процессе

первоначального накопления капитала, которое образует предысторию капитала

и включает две стороны:

1) превращение массы производителей в людей лично свободных, но в то

же время лишенных всяких средств производства. Этот процесс означает

появление на рынке нового товара — рабочей силы;

2) сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках

меньшинства.

Процесс отделения производителей от средств производства происходил

очень медленно, и сам по себе не составлял еще эпоху первоначального

накопления капитала и перехода товарного производства в новое качество.

Ускорителем этого процесса стала экономическая активность государства,

которая способствовала формированию первоначального накопления капитала

через отделение непосредственного производителя от средств производства

путем насильственного обезземеливания крестьянства.

Основными источниками первоначального накопления крупных денежных

средств стали: колониальная система; система государственных займов;

налоговая система; система протекционизма. Происходил двуединый процесс:

образование капиталистов-фермеров и промышленных капиталистов.

Весьма важную роль в этом процессе играло государство.

Следует подчеркнуть, что насилие само по себе не могло обусловить

появления новой экономической системы, которая возникает на основе

объективных экономических процессов. Но насилие решительно ускоряло

развитие товарного производства в его высшей форме — капитализме. Здесь

проявляется диалектическое единство экономики и политики, активная

экономическая роль государства.

2.2. Противоречия товарного производства

Частная собственность противопоставляет, разъединяет производителей.

Труд каждого из них выступает как его личное дело. Каждый производитель

трудится отдельно на свой страх и риск, изготавливает, что считает нужным

или умеет, в том количестве, в каком желает или может, используя при этом

доступные ему собственные средства производства. Поэтому в условиях частной

собственности труд каждого производителя является непосредственно частным,

т. е. носит частный характер. В то же время общественное разделение труда,

как известно ставит всех производителей в зависимость друг от друга. Каждый

из них производит не для себя, а для других, для обмена рынке. Все

производители работают друг на друга, и труд каждого в конечном счете

потенциально выступает как частица общественного труда. В этом проявляется

общественная природа или характер их труда.

Между частным и общественным трудом товаровладельцев существует

глубокое противоречие, основное противоречие товарного производства. Его

суть в том, что частный в процессе производства характер труда может

проявить свою общественную природу лишь на рынке, в обмене, когда

производитель на продукт своего труда (товар) получит другой товар. Когда

отдельный производитель трудится обособленно от других, он не знает

общественных потребностей, не знает, сколько таких же потребительных

ценностей вынесут на рынок остальные производители, какие при этом затраты

труда будут признаны нормальными, общественно допустимыми. В случае, если

потребительных ценностей оказалось на рынке больше, чем требуется

покупателям, или на их производство затрачено труда больше нормы, то

частный труд полностью или частично не проявит своего общественного

характера. Не получив общественного признания, такой труд окажется

бесполезным, т. е. затраченным впустую. Часть производителей не получат

должной материальной компенсации в обмен на свой товар. В результате они не

смогут удовлетворить свои потребности и нормально продолжить процесс

производства. В данном случае противоречие между частным и общественным

трудом проявляется в разрушительной форме, влекущей за собой человеческие

трагедии.

Основное противоречие простого товарного производства проявляется в

различных формах, важнейшими из которых являются: противоречие между

потребительной ценностью и ценностью; конкретным и абстрактным трудом;

продавцами и покупателями и др.

Противоречие между общественным характером труда и его обособленностью

является основным противоречием товарного производства. Применительно к

каждому товару это противоречие разрешается на рынке, но вместе с тем оно

постоянно воспроизводится как противоречие товарной организации

общественного хозяйства в целом.

Включение в состав совокупного общественного труда — самая сложная и

жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае

неудачи он не продаст свой продукт и понесет потери, а иногда может и

разориться. Проблема усугубляется тем, что структура общественных

потребностей не является постоянной, неизменной, раз и навсегда данной.

Время от времени она обязательно перестраивается, а значит, должна

перестраиваться и структура производства, структура совокупного

общественного труда. Угроза, что его товар не будет реализован, вынуждает

товаропроизводителя чутко реагировать па конъюнктуру рынка, постоянно

приспосабливаться к ней.

В этом проявляются и сильные стороны товарно-денежных отношений,

заставляющих производителя напряженно трудиться, искать, рисковать,

и их противоречивый, ограниченный, в конечном счете исторически

преходящий характер.

Внутренние противоречия товарного производства и обмена определенным

образом отражаются в сознании людей, что сказывается как на их оценке

экономических явлений, так и на поведении, поступках. Если при

определенном, зачастую непредсказуемом стечении обстоятельств судьба

производителя полностью зависит от того, будет ли продан его товар, получит

ли он должную компенсацию жизненной энергии, израсходованной при

изготовлении товара, то вполне понятным становится стремление

товаропроизводителя оценивать явления, вытекающие из взаимосвязей людей в

процессе производства, как предопределенные взаимоположением вещей

(товаров). В результате в глазах людей вещи (товары) приобретают свойства,

которые им в действительности не могут быть присущи и которые служат лишь

отражением определенных экономических отношений. В частности, создается

впечатление, что ценность или способность к обмену присуща вещи (товару) от

природы. Известную мистификацию явлений и процессов товарного производства

и обмена Маркс определил как товарный фетишизм.

ГЛАВА 3. ТОВАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. Рыночная инфраструктура как помощник в осуществлении

товарообменных операций

Мы уже знаем, что рынок — это обязательный компонент товарного

хозяйства. По словам Н. Бухарина, рынок — это обратная сторона товарного

производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет

рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые

вызывают необходимость существования товарного производства. Среди этих

причин: развитое общественное разделение труда, экономическая

обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм

собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли,

потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое

пространство для ее дальнейшего экономического роста (2).

Развитие рынка и усложнение товарно-денежных отношений объективно

вызывали формирование и совершенствование его инфраструктуры.

Инфраструктура рынка — это система специализированных организаций,

призванных содействовать функционированию отдельных рынков. В частности, на

рынках товаров и услуг функционирует система оптовой и розничной торговли,

товарные биржи. Предприятия торговли выступают в качестве первых элементов

инфраструктуры рынка, благодаря которым происходит упорядочение движения

товарных потоков, собирается необходимая информация о положении дел на

отдельных рынках товаров и услуг.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка — это:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно

оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого

посредничества;

1) кредитная система и коммерческие банки;

2) эмиссионная система и эмиссионные банки;

3) система регулирования занятости населения и центры государственного и

негосударственного содействия занятости (биржи труда);

3) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

4) налоговая система и налоговая инспекция;

4) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые

компании;

5) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства

средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные

объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для

стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер

деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а

порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка:

* облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;

* повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на

основе специализации отдельных субъектов экономики и видов

деятельности;

* организационно оформлять рыночные отношения;

* упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного

и общественного регулирования деловой практики.

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

Товарная биржа

Товарные биржи, как правило, формируются по признакам однородности и

родственности товарных групп (например, биржи зерна, нефти, хлопка). Они

содействуют не только реализации уже имеющихся товаров, но и организации

сделок под будущие поставки продукции. Например, хозяйствам, занимающимся

выращиванием хлопка или зерна, не хватает средств для нормального

осуществления всего комплекса работ по выращиванию урожая. В этом случае

они могут обратиться на товарную биржу и получить кредит под будущий

урожай. Одновременно между заемщиками и кредиторами достигается согласие

относительно цены одной тонны зерна или хлопка.

Фондовая биржа

Другим важнейшим элементом рыночной инфраструктуры являются фондовые

биржи — организации, где совершаются акты купли-продажи ценных бумаг: акций

и облигаций и устанавливаются их курсы, т.е. рыночные цены. Фондовая биржа

в свою очередь обладает собственной инфраструктурой, состоящей из сети

брокерских компаний, которые от имени и по поручению клиентов выполняют

биржевые операции.

Фондовые биржи тесно связаны с денежным рынком, на котором

осуществляют свои операции банки. Денежный рынок устанавливает связи между

фондовыми биржами и банками через систему сбережений и взаимосвязей курса

акций (на фондовой бирже) и процентной ставки (в банковской системе).

Процентная ставка — это тот процент, который банки устанавливают на

депозиты (вклады). Взаимосвязь между курсом акций и процентной ставкой

будет рассмотрена в гл. 16 «Рынок капитала».

Банковская система

Банковская система — это часть кредитной системы, которая включает в

себя банки, страховые компании, пенсионные фонды, фонды профсоюзных и

других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Это —

совокупность учреждений и организаций, которая способна мобилизовать,

аккумулировать временно свободные денежные средства и найти соответствующие

формы их размещения в виде кредитов или капиталовложений.

Банки — ядро кредитной системы. Банковская система, как правило, имеет

двухъярусное строение. Первый ярус представлен центральным

(государственным) банком, который несет всю полноту ответственности за

состояние и совершенствование денежного хозяйства. Он призван, с одной

стороны, обеспечить условия для благоприятного инвестиционного климата и

стимулирования кредитных отношений, с другой — не допускать развертывания

инфляционных процессов. Как мы узнаем в дальнейшем, банки обладают целым

набором инструментов (ставка межбанковского кредита, резервы, операции на

открытом рынке), чтобы воздействовать на поведение агентов денежного рынка,

и, прежде всего на коммерческие банки. Второй ярус представляют

коммерческие, инвестиционные, ипотечные (дают кредит под залог

недвижимости), инновационные (кредитуют разработку и освоение технических

новинок) банки. Необходимо отметить, что в современных условиях

коммерческие банки существенно расширили сферу своей деятельности,

осуществляя самые разнообразные операции (7).

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной

экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная

экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался

наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет

превышали ежегодно 20%. В настоящее время используется несколько терминов,

определяющих понятие "свободные экономические зоны":

- зоны свободного предпринимательства (ЗСП);

- зоны свободной торговли;

- экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);

- производственные зоны в регионах;

- свободные порты;

- свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с

привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот

(освобождение от налогов сроком, как правило, на 10 лет; прямые

государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в

аренду за низкую плату и др.).

В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных

экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее

положение в СЭЗ занимают японские ТНК, США и Западная Европа.

В советской экономической литературе к инфраструктуре относили

основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой

реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих

кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и

транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом

случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.

Инфраструктуру рынка можно представить в виде схемы

Источник: Экономическая теория (политэкономия). Учебник. / Под ред.

Видяпина В.И., Журавлёвой Г. П. – М., 2000.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных

операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их

оперативность и эффективность. Предоставляет информационное обеспечение.

В недалеком прошлом в России инфраструктура товарных рынков была

фактически заменена централизованным натуральным распределением

материальных ресурсов, тем самым были блокированы каналы передачи

коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию

ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная

инфраструктура увеличивает сигналы, идущие от потребителей и спроса,

обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию

на них. Связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный

процесс.

3.2. Формирование товарной политики

Товарная политика занимает одно из ключевых мест в стратегии предприятия

(фирмы) и изучает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой

продукции, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих

запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их

ассортимента, удлинению жизненного цикла.

Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах от

составления концепции нового товара и проверки этого замысла до его

позиционирования, конструирования, производства, установления уровня цены,

рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания. Поэтому

товарная политика включает проведение систематических исследований на всех

перечисленных этапах, причем их объектом является не сам товар как таковой,

в отрыве от конкретных рынков и конкретных потребителей, а потребитель с

его запросами по отношению к данному товару, его ответная реакция на

разнообразные мероприятия на каждом этапе продвижения товара от

производителя к потребителю.

Предприятие или фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель

производить такие товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить

потребителя, т.е. товары, которые окажутся приоритетными при выборе

потребителем продукции на рынке и будут обладать высокой

конкурентоспособностью и высоким качеством.

Прежде чем разработать или определить товарную стратегию фирмы,

необходимо остановиться на принципиальных положениях рассматриваемой

проблемы. Любая фирма является элементом производственной системы.

Возникновение производственной системы обусловлено формированием на

рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей.

Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к

длительному удовлетворению покупательского спроса. А это достижимо при

рациональном выборе стратегических позиций производственной системы

посредством определения зон хозяйствования (функционирования),

представляющих собой отдельный сегмент рынка, в котором фирма может

наиболее эффективно обеспечить себе конкурентное преимущество.

Выбор зоны хозяйствования связан с назначением производственной системы.

Если производственная система обслуживает рынок средств производства, то в

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.