рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации

перспективу; проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных

отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-

энергетической, текстильной и легкой промышленности;

- поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих

мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-

территориальных образований, территорий с расположенными на них

градообразующими организациями;

- поддержка развития всех форм малого предпринимательства и

самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в

агропромышленном секторе;

- развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка

механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей,

профессиональных союзов и иных представительных органов работников при

решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда;

- развитие системы социального планирования в организациях

реструктурируемых отраслей экономики;

- содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение

работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для

консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве

высвобождаемых работников;

- организация общественных работ в целях обеспечения временной

занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных

отраслей экономики;

- в области развития региональных рынков труда разработка и реализация

территориальных программ содействия занятости населения; обеспечение

наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов,

предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие

положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;

- проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий

по содействию занятости населения;

- обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-

квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на

региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза

потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и

корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив

социально-экономического развития отдельных регионов; - осуществление

комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик

Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах

экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого

бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел;

- расширение связей организаций с местными образовательными

учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие

материальной базы учебных заведений, совершенствования системы

профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей

местных рынков труда;

- разработка и реализация программ содействия занятости населения в

населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с

критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией

градообразующих организаций;

- развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной

специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого

населения; разработка местных программ и развитие местных инициатив по

поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и

испытывающих трудности в поиске работы;

- расширение региональных банков вакансий за счет более полного

представления работодателями данных о свободных рабочих местах в

территориальные органы службы занятости;

- в области регулирования трудовой миграции совершенствование

нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования

иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания

иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на

территории России;

- создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе

создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов

социально-экономического развития Российской Федерации;

- достижение баланса между использованием национальных трудовых

ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных

возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству

иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на

региональном рынке труда;

- совершенствование механизма сбора и распространения информации о

возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в

благоприятных для расселения районах; создание условий для легализации

мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России;

- в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в

социальной защите внедрение эффективных механизмов профилирования

безработных граждан, предусматривающих разделение категорий

зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-

профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и

методам поиска работы;

- реализация принципа адресности в работе служб занятости,

ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов,

многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и

детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в

возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их

семей, вынужденных переселенцев и др.;

- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов,

обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по

половозрастному, национальному и иным признакам; обеспечение возможности

для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и

др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости

услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

- разработка и реализация специальных программ трудоустройства,

профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых

социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения

(таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры

органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;

- развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных

граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; в

области финансирования мероприятий по содействию занятости населения

консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию

занятости населения и повышению эффективности их использования;

- координация действий федеральных органов исполнительной власти,

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений

работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых

на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием

занятости;

- совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней

на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из

потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий

населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг;

- повышение эффективности использования средств федерального бюджета

на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию

занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с

точки зрения их социально-экономической результативности;

- совершенствование механизма перераспределения средств федерального

бюджета с

учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации;

привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по

содействию занятости работников, подлежащих увольнению;

- в области повышения эффективности деятельности органов службы

занятости усиление оперативной работы органов службы занятости с

гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости;

развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости,

обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости;

- совершенствование технологии работы органов службы занятости по

предоставлению услуг незанятыми без работным гражданам; введение для

работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями

службы занятости.

9. Заключение.

Первостепенная проблема нашей экономики на пути реформ – это

формирование цивилизованного предпринимательства, ориентированного на

создание отечественной рыночной экономики и высококачественного рынка

труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

Уровень формирования российского рынка труда определяется прежде всего

степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным

хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда

обеспечивать прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но

самое главное – в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения.

Современная российская экономика идёт по пути перехода к рыночным

отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая

направленность реформ в сторону развития, к которому следуют цивилизованные

страны мира, является прогрессивной. Переход к рыночной экономике неизбежно

привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С

перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих

на качественные характеристики рынка рабочей силы. При решении вопросов

регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты

российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как

традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда

преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения,

социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку

различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в

отдельных регионах, городах и сельской местности.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании

сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в

программах экономических преобразований.

Приложение.

Таблица 1.

Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости

населения в период 1992-2001 годах.

|По полу |

|По полу |

| | |всего |в том числе |

| | | |безработных, |

| | | |которым |

| | | |назначено |

| | | |пособие по |

| | | |безработице |

|июль

2004г. |справочно |июль

2004г. |справочно |июль

2004г. |справочно | | | |июль

2003г. |июнь

2004г. | |июль

2003г. |июнь

2004г. | |июль

2003г. |июнь

2004г. | |Российская Федерация |1788,2 |1746,1 |1766,9 |1571,6 |1531,5

|1555,8 |1265,4 |1260,6 |1224,9 | |Центральный федеральный округ |276,6

|278,7 |271,6 |211,2 |217,4 |205,0 |185,8 |193,4 |180,1 | |г.Москва |69,6

|66,5 |72,0 |31,6 |33,7 |31,7 |25,5 |29,1 |25,7 | |Северо-Западный

федеральный округ |153,1 |157,4 |152,4 |119,8 |123,2 |117,6 |97,4 |106,0

|94,3 | |г.Санкт-Петербург |42,4 |44,6 |43,8 |16,8 |17,7 |17,0 |12,4 |15,1

|12,5 | |Южный

федеральный округ |573,8 |498,5 |564,1 |545,8 |469,9 |539,9 |384,0 |327,4

|356,8 | |Приволжский

федеральный округ |234,6 |266,1 |229,3 |205,6 |233,1 |202,7 |183,5 |207,4

|180,2 | |Уральский

федеральный округ |121,9 |123,7 |121,6 |107,3 |109,4 |108,0 |92,8 |96,8

|93,3 | |Сибирский

федеральный округ |304,9 |306,4 |304,5 |274,5 |278,8 |275,0 |230,0 |241,9

|228,1 | |Дальневосточный

федеральный округ |123,3 |115,3 |123,3 |107,4 |99,6 |107,7 |91,9 |87,7

|92,0 | |

Список литературы.

1. Р.И. Капелюшников, Н.Т. Вишневская – «Феномен российской безработицы:

динамика, структура, специфика», Московский общественный научный фонд,

М., 2003.

2. Россия в цифрах, 2002 М., Госкомстат России, 2002.

3. www.demoscop.ru – электронная версия бюллетеня Население и общество.

4. www.media.infobus.ru

5. Зверев Анатолий Фёдорович - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и

маркетинга, экономический факультет РУДН (Темы 5, 6)

Циркулирующий рынок рабочей силы.

СХЕМА № 7.

Структура занятости населения.

[pic]

СХЕМА 6

Состояние рынка труда и потоки на нем.

Рабочая сила

[pic]

[pic]

[pic]

СХЕМА № 5

Составные части рынка рабочей силы

[pic]

[pic]

Схема 8.

-----------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ.

СХЕМА № 1

-агрегаты;

-машины;

-инструменты;

-устройства

-сырье;

-полуфабрикаты;

-заготовки;

-вспом. материалы

Структура рабочего места

Предметы труда

Средства труда

Условия труда и производства

Данные природой

Содержащие труд, но подлежащие дальнейшей обработке

Орудия труда (костно-мускульная система

Сосудистая система производства

Естественные силы природы, усиливающие и расширяющие способности к труду

Земля

-трубопроводы;

-терминалы;

-тара;

-складское хозяйство;

-другое

-виды энергии;

-силы ветра, пара, света, воды, газа и т.п.

-участки земли;

-здания;

-сооружения;

-коммуникации;

-транспорт;

-связь

-нефть;

-руда;

-уголь;

-газ;

СХЕМА № 2

Строение рынка труда

Рынок труда

Рынок

рабочих мест

Рынок

рабочей силы

Потенциальный

Циркулирующий

Внутрифирменный

СХЕМА № 3

Потенциальный рынок рабочей силы

Потенциальный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму

Состав потенциального рынка рабочей силы

Лица свободных профессий

Военнослужащие, пенсионеры, способные работать по найму

Предприниматели, фермеры и др

Кустари-одиночки,

ремесленники и т.п.

Занятые в личном подсобном хозяйстве

Учащиеся с отрывом от производства

Занятые в домашнем хозяйстве

Субъекты поиска работы:

- лица, полностью и частично безработные;

- занятые по найму и занятые не по найму;

- ищущие дополнительный заработок

Степень социальной защищённости безработных:

- получающие пособие по безработице;

- не получающие пособие по безработице

Ищущие работу и работников:

- занятые, но ищущие другую. Подходящую работу;

- работодатели, ищущие подходящих работников среди занятых на других

предприятиях

Степень учета безработных:

-учтены службами занятости и статистическими органами;

-не учтены службами занятости и статистическими органами;

-зарегистрированные службами занятости

Виды безработицы:

-добровольная

-вынужденная

-циклическая

-скрытая

-застойная

-хроническая

-женская

-фрикционная

-институциональная

-структурная

-нормальная

-оптимальная

-безработные по переподготовке и общественных работах

-уволенные военнослужащие

-пенсионеры, ищущие работу, и др.

Состояние безработицы:

-полностью безработные в поисках постоянной работы;

-частично безработные в поисках постоянной полной занятости

Циркулирующий рынок рабочей силы образуют лица в поисках занятости по

найму. Им помогают службы занятости

СХЕМА № 4

СХЕМА № 4

Составные части рынка рабочей силы

Внутрифмрменный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму, где

непосредственно реализуется купля-продажа рабочей силы

Потенциальный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму:

самозанятые и в сфере профподготовки

Циркулирующий рынок рабочей силы образуют лица в поисках занятости по

найму. Им помогают службы занятости

Кустари-одиночки, ремесленники и т.п.

Занятые в домашнем хозяйстве

Предприниматели, фермеры и др.

Учащиеся с отрывом от производства

Занятые в личном подсобном и садово-посадочном хозяйстве

Военнослужащие

Лица свободных профессий

Реализация цены рабочей силы – заработная плата и связанные с этим

различного рода конфликты

Купля-продажа рабочей силы начинается с наймом и завершается увольнением

работника

Реализация купли-продажи рабочей силы в процессе труда работником на

рабочем месте работодателя

Покупатель – работодатель и продавец рабочей силы – наемный работник

заключает трудовой договор

Состояние безработицы:

-полностью безработные в поисках постоянной работы;

-частично безработные в поисках постоянной полной занятости

Степень учета безработных:

-учтены службами занятости и статистическими органами;

-не учтены службами занятости и статистическими органами;

-зарегистрированные службами занятости

Виды безработицы:

-добровольная

-вынужденная

-циклическая

-скрытая. застойная

-хроническая

-женская

-фрикционная

-институциональная

-структурная

-нормальная

-оптимальная

-безработные по переподготовке и общественных работах

-уволенные военнослужащие

-пенсионеры, ищущие работу, и др.

Субъекты поиска работы:

- лица, полностью и частично безработные;

- занятые по найму и занятые не по найму;

- ищущие дополнительный заработок

Степень социальной защищённости безработных:

- получающие пособие по безработице;

- не получающие пособие по безработице

Ищущие работу и работников:

- занятые, но ищущие другую. Подходящую работу;

- работодатели, ищущие подходящих работников среди занятых на других

предприятиях

Федеральные, региональные, местные органы занятости; кадровые службы

предприятия; статистические органы по учёту рынка рабочей силы

Экономически активное население

Занятые + безработные

Рабочая сила

Нашедшие работу

Повторно вступающие в рабочую силу

Вновь вступающие в рабочую силу

Переставшие искать работу

Не входят в рабочую силу

Вышедшие на пенсию,

Временно покинувшие работу

Вновь нанятые

Вернувшиеся на свои рабочие места

Потерявшие работу

Временно не работающие

Ушедшие по собственному желанию

БЕЗРАБОТНЫЕ

РАБОТАЮЩИЕ

(занятые)

Социаль-ная

Поло-

возрастная

Террито-риальная

Национальная

Государственно-частная

Отрасле-

вая

Проф.-квалификационная

Семейная

Структура

занятости

населения

страны в целом

СХЕМА № 8

Факторы,

регулирующие рынок труда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.