Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации
перспективу; проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных
отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-
энергетической, текстильной и легкой промышленности;
- поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих
мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-
территориальных образований, территорий с расположенными на них
градообразующими организациями;
- поддержка развития всех форм малого предпринимательства и
самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в
агропромышленном секторе;
- развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка
механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей,
профессиональных союзов и иных представительных органов работников при
решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда;
- развитие системы социального планирования в организациях
реструктурируемых отраслей экономики;
- содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение
работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для
консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве
высвобождаемых работников;
- организация общественных работ в целях обеспечения временной
занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных
отраслей экономики;
- в области развития региональных рынков труда разработка и реализация
территориальных программ содействия занятости населения; обеспечение
наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов,
предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие
положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;
- проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий
по содействию занятости населения;
- обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-
квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на
региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза
потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и
корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив
социально-экономического развития отдельных регионов; - осуществление
комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик
Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах
экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого
бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел;
- расширение связей организаций с местными образовательными
учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие
материальной базы учебных заведений, совершенствования системы
профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей
местных рынков труда;
- разработка и реализация программ содействия занятости населения в
населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с
критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией
градообразующих организаций;
- развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной
специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого
населения; разработка местных программ и развитие местных инициатив по
поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы;
- расширение региональных банков вакансий за счет более полного
представления работодателями данных о свободных рабочих местах в
территориальные органы службы занятости;
- в области регулирования трудовой миграции совершенствование
нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования
иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания
иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на
территории России;
- создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе
создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов
социально-экономического развития Российской Федерации;
- достижение баланса между использованием национальных трудовых
ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных
возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству
иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на
региональном рынке труда;
- совершенствование механизма сбора и распространения информации о
возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в
благоприятных для расселения районах; создание условий для легализации
мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России;
- в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в
социальной защите внедрение эффективных механизмов профилирования
безработных граждан, предусматривающих разделение категорий
зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-
профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и
методам поиска работы;
- реализация принципа адресности в работе служб занятости,
ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов,
многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и
детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей, вынужденных переселенцев и др.;
- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов,
обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по
половозрастному, национальному и иным признакам; обеспечение возможности
для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и
др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости
услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;
- разработка и реализация специальных программ трудоустройства,
профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых
социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения
(таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры
органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;
- развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных
граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; в
области финансирования мероприятий по содействию занятости населения
консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию
занятости населения и повышению эффективности их использования;
- координация действий федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений
работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых
на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием
занятости;
- совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней
на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из
потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий
населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг;
- повышение эффективности использования средств федерального бюджета
на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию
занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с
точки зрения их социально-экономической результативности;
- совершенствование механизма перераспределения средств федерального
бюджета с
учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации;
привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по
содействию занятости работников, подлежащих увольнению;
- в области повышения эффективности деятельности органов службы
занятости усиление оперативной работы органов службы занятости с
гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости;
развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости,
обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости;
- совершенствование технологии работы органов службы занятости по
предоставлению услуг незанятыми без работным гражданам; введение для
работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями
службы занятости.
9. Заключение.
Первостепенная проблема нашей экономики на пути реформ – это
формирование цивилизованного предпринимательства, ориентированного на
создание отечественной рыночной экономики и высококачественного рынка
труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении.
Уровень формирования российского рынка труда определяется прежде всего
степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным
хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда
обеспечивать прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но
самое главное – в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения.
Современная российская экономика идёт по пути перехода к рыночным
отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая
направленность реформ в сторону развития, к которому следуют цивилизованные
страны мира, является прогрессивной. Переход к рыночной экономике неизбежно
привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С
перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих
на качественные характеристики рынка рабочей силы. При решении вопросов
регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты
российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как
традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда
преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения,
социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку
различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в
отдельных регионах, городах и сельской местности.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании
сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в
программах экономических преобразований.
Приложение.
Таблица 1.
Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости
населения в период 1992-2001 годах.
|По полу |
|По полу |
| | |всего |в том числе |
| | | |безработных, |
| | | |которым |
| | | |назначено |
| | | |пособие по |
| | | |безработице |
|июль
2004г. |справочно |июль
2004г. |справочно |июль
2004г. |справочно | | | |июль
2003г. |июнь
2004г. | |июль
2003г. |июнь
2004г. | |июль
2003г. |июнь
2004г. | |Российская Федерация |1788,2 |1746,1 |1766,9 |1571,6 |1531,5
|1555,8 |1265,4 |1260,6 |1224,9 | |Центральный федеральный округ |276,6
|278,7 |271,6 |211,2 |217,4 |205,0 |185,8 |193,4 |180,1 | |г.Москва |69,6
|66,5 |72,0 |31,6 |33,7 |31,7 |25,5 |29,1 |25,7 | |Северо-Западный
федеральный округ |153,1 |157,4 |152,4 |119,8 |123,2 |117,6 |97,4 |106,0
|94,3 | |г.Санкт-Петербург |42,4 |44,6 |43,8 |16,8 |17,7 |17,0 |12,4 |15,1
|12,5 | |Южный
федеральный округ |573,8 |498,5 |564,1 |545,8 |469,9 |539,9 |384,0 |327,4
|356,8 | |Приволжский
федеральный округ |234,6 |266,1 |229,3 |205,6 |233,1 |202,7 |183,5 |207,4
|180,2 | |Уральский
федеральный округ |121,9 |123,7 |121,6 |107,3 |109,4 |108,0 |92,8 |96,8
|93,3 | |Сибирский
федеральный округ |304,9 |306,4 |304,5 |274,5 |278,8 |275,0 |230,0 |241,9
|228,1 | |Дальневосточный
федеральный округ |123,3 |115,3 |123,3 |107,4 |99,6 |107,7 |91,9 |87,7
|92,0 | |
Список литературы.
1. Р.И. Капелюшников, Н.Т. Вишневская – «Феномен российской безработицы:
динамика, структура, специфика», Московский общественный научный фонд,
М., 2003.
2. Россия в цифрах, 2002 М., Госкомстат России, 2002.
3. www.demoscop.ru – электронная версия бюллетеня Население и общество.
4. www.media.infobus.ru
5. Зверев Анатолий Фёдорович - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и
маркетинга, экономический факультет РУДН (Темы 5, 6)
Циркулирующий рынок рабочей силы.
СХЕМА № 7.
Структура занятости населения.
[pic]
СХЕМА 6
Состояние рынка труда и потоки на нем.
Рабочая сила
[pic]
[pic]
[pic]
СХЕМА № 5
Составные части рынка рабочей силы
[pic]
[pic]
Схема 8.
-----------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ.
СХЕМА № 1
-агрегаты;
-машины;
-инструменты;
-устройства
-сырье;
-полуфабрикаты;
-заготовки;
-вспом. материалы
Структура рабочего места
Предметы труда
Средства труда
Условия труда и производства
Данные природой
Содержащие труд, но подлежащие дальнейшей обработке
Орудия труда (костно-мускульная система
Сосудистая система производства
Естественные силы природы, усиливающие и расширяющие способности к труду
Земля
-трубопроводы;
-терминалы;
-тара;
-складское хозяйство;
-другое
-виды энергии;
-силы ветра, пара, света, воды, газа и т.п.
-участки земли;
-здания;
-сооружения;
-коммуникации;
-транспорт;
-связь
-нефть;
-руда;
-уголь;
-газ;
СХЕМА № 2
Строение рынка труда
Рынок труда
Рынок
рабочих мест
Рынок
рабочей силы
Потенциальный
Циркулирующий
Внутрифирменный
СХЕМА № 3
Потенциальный рынок рабочей силы
Потенциальный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму
Состав потенциального рынка рабочей силы
Лица свободных профессий
Военнослужащие, пенсионеры, способные работать по найму
Предприниматели, фермеры и др
Кустари-одиночки,
ремесленники и т.п.
Занятые в личном подсобном хозяйстве
Учащиеся с отрывом от производства
Занятые в домашнем хозяйстве
Субъекты поиска работы:
- лица, полностью и частично безработные;
- занятые по найму и занятые не по найму;
- ищущие дополнительный заработок
Степень социальной защищённости безработных:
- получающие пособие по безработице;
- не получающие пособие по безработице
Ищущие работу и работников:
- занятые, но ищущие другую. Подходящую работу;
- работодатели, ищущие подходящих работников среди занятых на других
предприятиях
Степень учета безработных:
-учтены службами занятости и статистическими органами;
-не учтены службами занятости и статистическими органами;
-зарегистрированные службами занятости
Виды безработицы:
-добровольная
-вынужденная
-циклическая
-скрытая
-застойная
-хроническая
-женская
-фрикционная
-институциональная
-структурная
-нормальная
-оптимальная
-безработные по переподготовке и общественных работах
-уволенные военнослужащие
-пенсионеры, ищущие работу, и др.
Состояние безработицы:
-полностью безработные в поисках постоянной работы;
-частично безработные в поисках постоянной полной занятости
Циркулирующий рынок рабочей силы образуют лица в поисках занятости по
найму. Им помогают службы занятости
СХЕМА № 4
СХЕМА № 4
Составные части рынка рабочей силы
Внутрифмрменный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму, где
непосредственно реализуется купля-продажа рабочей силы
Потенциальный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму:
самозанятые и в сфере профподготовки
Циркулирующий рынок рабочей силы образуют лица в поисках занятости по
найму. Им помогают службы занятости
Кустари-одиночки, ремесленники и т.п.
Занятые в домашнем хозяйстве
Предприниматели, фермеры и др.
Учащиеся с отрывом от производства
Занятые в личном подсобном и садово-посадочном хозяйстве
Военнослужащие
Лица свободных профессий
Реализация цены рабочей силы – заработная плата и связанные с этим
различного рода конфликты
Купля-продажа рабочей силы начинается с наймом и завершается увольнением
работника
Реализация купли-продажи рабочей силы в процессе труда работником на
рабочем месте работодателя
Покупатель – работодатель и продавец рабочей силы – наемный работник
заключает трудовой договор
Состояние безработицы:
-полностью безработные в поисках постоянной работы;
-частично безработные в поисках постоянной полной занятости
Степень учета безработных:
-учтены службами занятости и статистическими органами;
-не учтены службами занятости и статистическими органами;
-зарегистрированные службами занятости
Виды безработицы:
-добровольная
-вынужденная
-циклическая
-скрытая. застойная
-хроническая
-женская
-фрикционная
-институциональная
-структурная
-нормальная
-оптимальная
-безработные по переподготовке и общественных работах
-уволенные военнослужащие
-пенсионеры, ищущие работу, и др.
Субъекты поиска работы:
- лица, полностью и частично безработные;
- занятые по найму и занятые не по найму;
- ищущие дополнительный заработок
Степень социальной защищённости безработных:
- получающие пособие по безработице;
- не получающие пособие по безработице
Ищущие работу и работников:
- занятые, но ищущие другую. Подходящую работу;
- работодатели, ищущие подходящих работников среди занятых на других
предприятиях
Федеральные, региональные, местные органы занятости; кадровые службы
предприятия; статистические органы по учёту рынка рабочей силы
Экономически активное население
Занятые + безработные
Рабочая сила
Нашедшие работу
Повторно вступающие в рабочую силу
Вновь вступающие в рабочую силу
Переставшие искать работу
Не входят в рабочую силу
Вышедшие на пенсию,
Временно покинувшие работу
Вновь нанятые
Вернувшиеся на свои рабочие места
Потерявшие работу
Временно не работающие
Ушедшие по собственному желанию
БЕЗРАБОТНЫЕ
РАБОТАЮЩИЕ
(занятые)
Социаль-ная
Поло-
возрастная
Террито-риальная
Национальная
Государственно-частная
Отрасле-
вая
Проф.-квалификационная
Семейная
Структура
занятости
населения
страны в целом
СХЕМА № 8
Факторы,
регулирующие рынок труда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|