Монополия и ценовая дискриминация
максимальна ). В нашем примере предельные издержки при выпуске 13 единиц
составляют 26 руб. на единицу. Однако с учётом проведения кривой с проса
покупатели готовы готовы купить 13 единиц по цене 64 руб. за каждую.
Поэтому именно 64 руб. , а не 26 руб. , представляют собой цену , которая
будет которая будет реально назначена за 13 единиц продукции Прибыль при
этой цене максимальна.
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ИЛИ МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ ?
Если рыночные условия неблагоприятны , то монополия , так же как и фирма в
условиях совершенной конкуренции , может оказаться не в состоянии получать
прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью
монополиста будет минимизация убытков . Как нам известно , возможности
получения прибыли зависят от того , как расположена кривая спроса
относительно кривой средних совокупных издержек фирмы.
Обратимся к рис. 5. Кривая спроса лежит ниже кривой средних
совокупных издержек на всём своём протяжении. Фирма - монополист вполне
может оказаться в такой ситуации во время экономического спада , когда
снижаются доходы потребителей , и кривая спроса временно смещается влево.
Как обычно , уровень выпуска продукции , соответствующий максимуму прибыли
( или минимуму убытков ) находится в точке пересечения кривых предельных
издержек и предельного дохода , что соответствует выпуску приблизительно 10
единиц продукции. Согласно кривой спроса , такое количество продукции может
быть продано по цене 4 руб. за штуку , фирма будет терять по 0,6 руб. на
каждой проданной единице. Совокупный убыток показан на рисунке
прямоугольником.
Несмотря на то, что , выпуская 10 единиц продукции , фирма несёт
убытки , они всё - таки минимальны. Цена , равная 4 руб. более чем
достаточно для компенсации средних переменных издержек. Монополист ( как и
фирма в условиях совершенной конкуренции ) будет продолжать выпуск до тех
пор , пока цена продаваемой продукции будет превосходить средние переменные
издержки. Если же кривая спроса сдвигается влево на столько , что кривая
средних переменных издержек оказывается над ней на всём её протяжении ,
фирма - монополист будет минимизировать свои краткосрочные убытки ,
прибегая к полному прекращению выпуска.
Теперь мы видим , что у фирмы - монополиста нет абсолютных
гарантий получения прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае
, если условия спроса позволяют продавать продукцию по цене , превышающей
издержки её производства. Ситуация , представленная на рис. 5 , носит по
сделанному нами априорному предположению временный характер. Предполагается
, что фирма сможет выбраться из неё , дождавшись лучших времён. Иногда тем
не менее монополист сталкивается с непрекращающимся падением спроса. В
такой обстановке единственным вариантом является выход из отрасли с
последующей полной распродажей активов фирмы и прекращением всех
заключенных договоров об аренде и т.д.
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА ДОЛГОСРОЧНОМ ВРЕМЕННОМ ИНТЕРВАЛЕ
На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного
размера , причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном
интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий ,
причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая
из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы ,
связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях
монополии , представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть
решены в терминах простой равновесной модели.
Долгосрочное равновесие при отсутствии угрозы появления
конкурентов
Это - простейший случай. Для фирмы - монополиста , находящейся в
такой ситуации , график , подобный представленному на рис. 4 , может
адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном , так
и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация
кривых. Кривая отображающая изменение средних совокупных издержек на рис. 4
, теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек
фирмы , причём возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных
издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать
кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие
достигается при таком уровне выпуска , когда долгосрочные предельные
издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная
цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком
долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее :
1. В условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать по
крайне мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков представленная на
рис. 5 , не может быть долгосрочном равновесием : фирма просто уйдёт с
рынка , если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные
предельные издержки.
2. В отличии от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в
условиях монополии отнюдь не обязательно должно устанавливаться в точке
минимума кривой долгосрочных совокупных издержек Оно может быть
достигнута как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных
средних издержек ( рис. 4 ) , так и при уровне выпуска , превосходящем
минимум кривой долгосрочных средних издержек. Вне зависимости от
конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда
изберёт такой размер производственного предприятия , который в наибольшей
степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает , что
кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к
кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска
продукции.
3. Цена , максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы , будет ниже , чем
цена , максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с
тем , что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных
временных интервалах , чем на краткосрочных. Начиная с точки
долгосрочного равновесия , фирма -монополист может временно увеличить
прибыль , поднимая цены и сокращая выпуск продукции и сокращая выпуск
продукции , смещаясь тем самым в верх вдоль менее эластичной кривой
краткосрочного спроса. Однако , столкнувшись с более высокой ценой ,
потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления , уменьшая
величину предъявляемого спроса до уровня кривой до уровня кривой
долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет
меньше , чем при исходной цене долгосрочного равновесия.
ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ , ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЛИМИТИРУЮЩЕЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В только что описанном случае равновесное состояние легко идентифицировать.
Однако эта простата вызвана исключением из анализа такого важного элемента
экономической реальности как предпринимательство. В рассмотренном случае
кривые долгосрочного и краткосрочного спроса расценивались как некая
заданная реальность , в то время как на практике любая фирма , получающая
чистую экономическую прибыль , наверняка привлечёт внимание
предпринимателей , по желающих принять участие в столь выгодном деле. У них
будет собственное представление о том что заданная реальность , а что можно
и изменить. Рассмотрим долгосрочное равновесие в случае открытой монополии.
Пока что фирма является единственным поставщиком продукции на рынок. Но она
не защищена от конкурентов ни теми относящимися к издержкам преимуществами
, которые есть у естественной монополии , не законодательными барьерами ,
делающими невозможным выход в отрасль - вотчину закрытой монополии. Как
защищаться ей от возможных соперников ? Какие варианты оптимального ведения
находятся в её распоряжении ?
Во - первых , она может взвинтить цены до уровня , обеспечивающего
краткосрочные максимальной прибыли , и получать чистую экономическую
прибыль до тех пор , пока цены вновь не упадут. Фирма должна примириться с
тем , что рано или поздно на рынке появиться конкуренты и часть прибыли
будет доставаться им. Очень часто фирмы так и поступают. Много примеров
подобного рода можно найти в отраслях , производящих бытовую электронику.
Фирма , впервые выбрасывающая на рынок компакт - диски , стереотелевизоры и
т. д. , практически всегда устанавливают на них высокую стартовую цену.
Вскоре на рынок выходят фирмы , предлагающие аналогичную продукцию. Рынок
превращается в олигополию , где фирме - лидеру может принадлежать всё -
таки весьма значительная роль. Однако рыночная цена будет уже существовать
ниже начальной. В случае удачи , к моменту полного исчезновения чистой
экономической прибыли исследовательский отдел предложит какой - нибудь
новый вид продукции , который вновь продукт позволит фирме пожать плоды
временной монопольной прибыли. Не редко надежда даже на краткосрочную
монопольную прибыль становится инновационного процесса.
Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть и иной выбор.
Вместо того , чтобы устанавливать цены на уровне , дающим возможность
получения краткосрочной максимальной прибыли , фирма может установить
несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам ,
но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных
конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования ,
поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа
в отрасль возможных конкурентов.
Анализ лимитирующего ценообразования связан с серьёзными
трудностями. Такая стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов ,
которые имеют преимущество перед возможными конкурентами во всём ,
связанном с издержками. Например , компания , впервые выходящая на рынок ,
должна понести безвозвратные издержки на создание дилерской сети в целях
ознакомления потребителей с новым торговым знаком. Может и создаться такая
ситуация , при которой фирма - лидер сумела методом проб и ошибок достичь
настолько низкого уровня издержек производства , который в принципе
достижим для любой фирмы - преследователя. Обладая таким преимуществом в
издержках , фирма - лидер может получить чистую экономическую прибыль при
столь невысокой цене , которая практически исключает опасность появления
новых фирм в отрасли.
Совершенно не обязательно , чтобы перед фирмой стоял абсолютно
жесткий выбор : либо максимизация краткосрочной прибыли , либо лимитирующее
ценообразование. Фирма вполне может установить некую промежуточную цену ,
которая будет усложнять и тормозить процесс появления новых фирм в отрасли
( не исключая саму возможность такого появления ). Фирма может вынести свою
продукцию на рынок по высокой цене , а затем “ скользить вниз вдоль кривой
спроса ” по мере того , как новые фирмы будут появляться на рынке. Число
вариаций такого рода бесконечно. По мере того, как внимание руководства
фирмы переключается с простых расчётов предельных издержек и предельного
дохода , составляющих весь нехитрый катехизис “ простого ” монополиста , на
поиск направления стратегических ударов и контрударов по потенциальных
конкурентов , рыночная структура названная нами открытой монополией
ограничена трансформируется в олигополию.
4.ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ И ПОИСК РЕНТЫ
Обратимся к исследованию того , что есть предпринимательство в условиях
закрытой монополии. Она , как мы помним защищена разного рода юридическими
барьерами - патентами , государственными лицензиями , разрешениями и т. п.
Если рынок действительно закрыт для любых форм конкуренции , посвящённому
долгосрочному равновесию при отсутствии угроза появления конкурентов. Между
тем лишь немногие монополии являются действительно абсолютно закрытыми (
если таковые вообще существуют ). В реальной экономической действительности
прибыли их угрожают : (1) разработка товаров - субститутов (2) возможности
опротестовать особенность юридических барьеров стоящих на пути конкуренции
на конкретном рынке.
Рассмотрим для начала проблему товаров - субститутов. Хотя
рыночная структура монополии предполагает , что продукция не имеет “
близких ” заменителей , эта близость сама по себе - вещь относительная и
далеко не бесспорная. Незаменимых продуктов вообще не существует. Фирма -
монополист всегда должна отдавать себе отчёт в том , что увеличение цены на
её продукцию до уровня , обеспечивающего получения максимально возможной на
краткосрочном временном интервале прибыли , обязательно приведет к росту
спроса на все виды заменителей ( субститутов ). Рост спроса на субституты
подстегнёт предпринимательский процесс. Со временем всё большее количество
фирм выходит на рынок со своими заменителями.
Угроза проистекает не только от расширения объёма выпуска
заменителей , но и от разработки их новых разновидностей. Например , если
некая фирма обладает монополией на некое патентное лекарственное средство ,
её конкуренты будут всеми силами вести разработку альтернативных методов
медикаментозной терапии. Чем выше установленная монополистом цена , и чем
дольше она удерживается на этом уровне тем большее количество
предпринимателей с течением времени всё возможное и невозможное для того ,
чтобы выбросить на рынок разнообразные и весьма привлекательные для
потребителей товары -заменители. В результате отмеченных процессов кривая
спроса на продукцию монополиста неизбежно и неумолимо будет двигаться
влево.
Тем временем эти же или другие конкуренты будут действовать уже
совершенно на другом фронте. Закрытые монополии на рынке могут быть
защищены законом , но лоббисты попытаются убедить законодателей в
необходимости изменения законов , а юристы постараются найти в законах
недостатки и бреши. Если закрытая монополия получает чистую экономическую
прибыль , то юристы и лоббисты в этих условиях становятся весьма
привлекательным объектом для капиталовложений со стороны потенциальных
конкурентов. Очевидно , что для борьбы со всей этой братией “ наш ”
монополист будет вынужден вкладывать деньги в собственных юристов и
лоббистов.
Усилия , предпринимаемые фирмами для взлома , или , наоборот ,
защиты закрытой монополии , являют собой яркий пример поиска рент. “ Рента
” , о которой идёт речь в данном случае , представляет собой чистую
экономическую прибыль , получаемую монополистом. Она , по определению ,
превосходит альтернативные издержки производства продукции фирмы -
монополиста. Заметим , однако , что поиск ренты , равно как и защита от
поиска ренты - дело не дешёвое. Издержки , сопряжённые с этими процессами ,
должны прибавляться к производственным издержкам при исчислении прибыли.
Расходы , обусловленные как поиском ренты , так и защиты от него , сдвигают
кривую издержек фирм вверх.
Круг участников процесса поиска ренты не ограничивается фирмами -
конкурентами , которые стремятся выйти на новый привлекательный рынок. В
этом процессе могут принять участие сами служащие фирмы - монополиста , её
поставщики и даже потребители её продукции.
Таким образом , закрытая монополия попадает в своеобразные тиски.
Активность предпринимателей , выпускающих товары - субституты , ведет к
тому , что кривая спроса на товары закрытой монополии сдвигается в лево. В
то же самое время необходимость активной защиты от “ искателей ренты ”
ведёт к росту издержек. Даже в том случае , если на этом рынке собственной
персоной не появится не один из возможных соперников , фирма - монополист
постепенно будет вынуждена перейти в ту позицию , которая отображена на
рис. 6. Девиз этой позиции - безубыточность. Когда , наконец , фирма -
монополист дойдёт до жизни такой , что её экономическая прибыль станет
равной нулю , во всей отрасли будет достигнуто положение равновесия.
Прекратится процесс внедрения нововведений , а расходы , направлены на
поиск ренты , перестанут расти.
Подведём итоги . “ Горестная жизнь монополиста ” , в чём мы имели
возможность убедиться , весьма далека от идиллии. Да ,бывают в жизни
монополиста чрезвычайные возможности : “ сорвать банк ” , получить
сиюминутную прибыль... И всё - таки монополист не имеет права “ увлекаться
” : ведь спрос всегда более эластичен в долгосрочной перспективе , чем в
краткосрочной. Фирма , находящаяся в ситуации открытой монополии , должна
выбирать между извлечением краткосрочной прибыли до тех пор , пока другие
фирмы не появились на рынке , и установлением такой невысокой цены ,
которая хотя бы временно удержит конкурентов от появления на рынке. Не
имеет возможности почивать на лаврах и фирма , являющаяся закрытой
монополией. Предприниматели из числа её конкурентов будут работать над
созданием всё более привлекательных товаров - заменителей , а защита от
искателей ренты приводит к росту издержек , даже перед естественной
монополией всегда стоит реальная угроза конкуренции. И так , в реальной
жизни быть монополистом - задача посложнее , чем просто искать на графике
точку пересечения двух кривых.
5.МОНОПОЛИЯ И ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Как нам уже известно , предельный доход в условиях совершенной конкуренции
равен цене единицы товара , и спрос на продукцию фирмы совершенно
эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше
цены , кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной , что позволяет
фирме , обладающей монопольной властью , получать дополнительную прибыль.
Эластичность спроса на продукт ( даже в случае , если на рынке
присутствует только один продавец этого продукта ) влияет на цену
монополист. Имея информацию об эластичности спроса Ер , а также данные ,
характеризующие предельные издержки фирмы MC , руководитель фирмы может
рассчитать цену продукции P по формуле :
_____MC__
P = -1
(1)
1 + Ep
Чем выше эластичность спроса , тем более приближены условия деятельности
монополиста к условиям свободной конкуренции , и наоборот , при
неэластичном спросе у монополии создаётся больше возможности “ взвинчивать
” цены и получать монопольные доходы.
КАК ВЛИЯЮТ НАЛОГИ НА ПОВЕДЕНИЕ
МОНОПОЛИСТА ?
Поскольку налог увеличивает предельные издержки , кривая предельных
издержек сместится влево и вверх , от МС до MC1 , как это показано на рис.
7. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке P1Q1.
Монополист сократит производство и повысит цены в результате
введения налога. Насколько он повысит цену , можно рассчитать исходя из
уравнения (2). Если эластичность спроса , к примеру , составляет - 1 , 5 ,
тогда
____MC____
P = -1 =3MC .
(2)
1 + ( 1,5 )
При этом после введения налога цена увеличится на величину , в три
Страницы: 1, 2, 3
|