Экономика науки в России в сравнении с Индией и другими странами
электротехнической промышленности колебалось от 14% (Франции) до 19 (США),
электроники от 20 % (Франция) до 53 (Япония), авиастроения от 5% (Япония)
до 43 (ФРГ), машиностроения от 4% (Япония) до 13 (США), транспорта от 5%
(Франция) до 12 (США), химии от 6% (Франция) до 16 (Япония). Франция, ФРГ,
Япония оказались чистыми экспортерами в четырех из шести названных
отраслей, Голландия, Швейцария, США, Великобритания – в трех, Швеция,
Бельгия и Дания – в двух. При этом двукратное превосходство экспорта над
импортом наблюдалось в трех странах: Дании (фармацевтика), США
(самолетостроение), Швейцарии (электронные компоненты, научные приборы);
трехкратное – в Швеции (фармацевтика); четырехкратное – в Японии (ЭВМ,
оборудование связи, научные приборы). По производству оборудования связи в
Японии наблюдается девятикратное превышение экспорта над импортом. Однако
несмотря на подвижность всей системы, развитие науки в этих странах все в
большей степени подчиняется воздействию общего хода мирового экономического
развития, при этом укрепление экспортных позиций за счет наиболее
перспективных отраслей – с высокой добавленной стоимостью и затратами в
сфере НИОКР – становится основой стратегии внутреннего развития.
Уже в середине 7()-х годов доля наукоемкой продукции в машиностроении
развитых стран выросла существенно и составила в США 55%, Японии – 48, ФРГ
– 27 (в экспорте соответственно 33%, 38%, и 28%). В то же время в СССР на
машиностроение в целом в 1986 г. приходилось около 15% суммарного объема
экспорта, на долю химии – 3,5%.
Ориентация на отрасли, наиболее перспективные с точки зрения
укрепления международных позиций страны, приводит к появлению определенного
сходства в направлениях развития, однако возможности реализации этих
ориентиров варьируются существенно, конкуренция в этой области очень высока
и позиции отдельных стран меняются постоянно. Что касается стран с
переходной экономикой, их совокупный экономический и научно-технический
потенциал (несмотря на существенные изменения, происходящие в этих странах
в настоящее время) реализован не полностью, поэтому место этих стран в
международном разделении труда невысоко.
Структурный анализ бюджетов НИОКР.
Общий взгляд на науку, направления и особенности формирования научно-
технической политики должны быть дополнены рассмотрением механизма
финансирования, поскольку именно через него реализуется экономический базис
приоритетности. Поскольку ресурсы общества, ограничены, определение
суммарных затрат в сфере НИОКР не является задачей научно-технической
политики. С точки зрения целей социально-экономического развития приоритеты
развития науки и техники формируются в трех областях: ограниченность
ресурсов, «точки роста», отражающие новые общественные потребности и
соответствующие структурные изменения в мировой науке, и социально-
политические ограничения.
Трансформация целей социально-экономического развития в цели развития
сферы НИОКР и далее в конкретные направления расходования средств общества
является сложным неоднозначным процессом, требующим осуществления целого
комплекса долгосрочных мероприятий. Учитывая принципиальное единство
экономических и научно-технических задач, взаимосвязь и
взаимообусловленность экономических и научно-технических закономерностей
общественного развития, следует подчеркнуть, что для каждой страны
эффективное осуществление этих мероприятий обусловлено общественными
потребностями в науке, возможностями общества в каждый данный момент
времени выделять средства на цели развития науки и возможностями развития
самой науки.
Исследование сбалансированности структуры расходов на НИОКР
государственного бюджета по различным направлениям должно быть сопряжено с
общим объемом государственных расходов на развитие экономики, обороны,
внешнеэкономических связей и т.д., а также с оценкой величины финансовых
ресурсов, необходимых для развития науки в целом и основных отраслей
экономики. Система целеполагания любого государства не только изменяется с
течением времени, но и включает в себя различные пространственные и
временные, иногда и несовместимые друг с другом, разрезы. В то же время при
межстрановых сопоставлениях информация, содержащаяся в бюджетах, позволяет
(несмотря на различную степень детализации бюджетных статей) сопоставить
приоритетность затрат на развитие научного потенциала с приоритетностью
расходов по финансированию социальных, политических и экономических целей.
В качестве критерия согласования этих целей можно рассматривать
соответствие целевых направлений расходов по основным статьям бюджета.
В результате такого сравнительного анализа необходимо выяснить, в
какой мере достижение различных социально-экономических целей способствует
или противоречит целям развития научно-технического потенциала. В первом
приближении индикаторами «настоятельности» достижения целей (или
приоритетами) могут служить темпы роста расходов по соответствующим статьям
бюджета. Важной задачей анализа является и более подробное изучение
бюджетов НИОКР. Финансирование НИОКР является важнейшим элементом
механизма государственного регулирования и управления наукой в экономически
развитых странах, поскольку позволяет одновременно контролировать и
координировать источники мобилизации, каналы распределения и направления
использования ресурсов НИОКР. Особая роль финансирования в развитии
народного хозяйства любой страны заключается в том, что функция финансов
двойственна, а их роль в процессах функционирования и организации той или
иной сферы человеческой деятельности противоречива.
Применительно к сфере НИОКР, финансы – это важнейший инструмент
управления и регулирования исследований и разработок в условиях товарно-
денежных отношений, неотъемлемый элемент хозяйственного механизма,
позволяющий насытить сферу НИОКР ресурсами. В то же время финансы могут
рассматриваться как особый ресурс науки, представляющий собой денежный
эквивалент затрачиваемых трудовых и материальных ресурсов и рассматриваемый
только во взаимосвязи и взаимодействии с другими (кадровыми, материально-
техническими, информационными) ресурсами. Необходимо отметить, что
финансовая система применительно к сфере НИОКР может быть рассмотрена
только совместно с взаимосвязанной с ней организационной структурой,
регулирующими инструментами и экономическими отношениями между участниками
исследовательского процесса. В том случае, когда между финансовыми и
другими ресурсами существует сбалансированность, т.е. все денежные фонды
имеют материально-вещественное покрытие, финансы обеспечивают
воспроизводство всех остальных ресурсов. Реальное функционирование этого
механизма в различных странах происходит в конкретных организационных
формах и подчиняется общим закономерностям хозяйственного устройства
страны; в то же время многие принципы формирования государственных
финансов, а также методика статистической отчетности в различных странах
похожа, поскольку эффективность воздействия государства в сфере НИОКР
определяется масштабами концентрации, централизации и направлениями
распределения ресурсов правительством.
Анализ процессов финансирования сферы НИОКР в экономически развитых
странах позволяет утверждать, что размер финансовых ресурсов, расходуемых
на наращивание научного потенциала, определяется, во-первых, состоянием
экономики, динамическими характеристиками воспроизводственного процесса,
позициями страны в международном разделении труда и глобальном научно-
техническом потенциале; во-вторых, стратегией научно-технической политики
государства и эффективностью мероприятий регулирования; в-третьих,
структурой расходования средств, направленных на достижение различных
национальных целей экономического, научно-технического и социального
характера. И здесь, на наш взгляд, представляется необходимым отметить по
крайней мере, два ключевых момента: особенности формирования общей
государственной научной и научно-технической политики и отражение этих
особенностей в конкретных мероприятиях правительства через механизм
бюджетного финансирования; взаимосвязь целей научно-технической политики и
всего комплекса национальных целей государства.
Научно-техническая политика страны (в той форме, в которой она
определена в правительственных документах) отражает самые общие цели
развития, в совокупности образующие систему инструментальных и
количественных целей, достигаемую в процессе реализации бюджетной политики.
«Подготовка и утверждение государственного бюджета наиболее действенный
рычаг, с помощью которого обеспечивается развитие направлений НИОКР
первоочередной важности. Постепенное изменение в структуре государственных
приоритетов приводит к определенной ориентации, либо переориентированию
усилий в сфере НИОКР».
Функциональная структура бюджета НИОКР является отражением целей
государственной научно-технической политики (а общих бюджетов – целей
национальной политики). Рассмотрим бюджеты пяти экономически развитых
капиталистических стран и проанализируем их функциональную структуру. В
приведенной структуре могут быть выделены три крупные функциональные группы
целей, на достижение которых направлены аккумулируемые в бюджете средства:
военно-политические цели, поддержание отраслей хозяйства, недостаточно
прибыльных для частного сектора, и социальные цели.
Функциональная структура бюджетов НИОКР в 1980 г. (в %)*
|Страна |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |
|США |47,3|14,5|1,9|3,0 |11,4|0,9|2,0 |12,0|3,0 |3,0 |
|Япония |4,2 |12,0|0,0|37,6|26,2|2,9|4,2 |6,1 |3,1 |4,0 |
|ФРГ |15,3|6,6 |2,4|15,3|20,9|3,2|10,0|4,4 |9,1 |14,2 |
|Франция |40,0|6,8 |2,4|12,2|8,3 |3,0|4,8 |4,9 |9,1 |14,2 |
|Великобр|59,4|2,3 |3,1|8,3 |7,3 |0,7|2,1 |1,8 |2,1 |12,9 |
|итания | | | | | | | | | | |
1 – военные расходы, 2 – военные космические исследования, 3 –
гражданские космические исследования, 4 – экономика, 5 – энергетика, 6 –
транспорт, 7 – инфраструктура, 8 – здравоохранение, 9 – социальное развитие
и 10 – образование.
Поскольку рассматривались удельные показатели, эта процедура позволила
сравнить относительную важность тех или иных направлений расходования
государственных средств, предназначенных для развития сферы НИОКР в
динамике и страновом разрезе. При всей условности такого расчета, он
наглядно позволил проследить структуру реальных предпочтений при
распределении бюджетов НИОКР в 80-е годы: первые десять мест в ранговой
структуре устойчиво занимают военные расходы всех стран за исключением
Японии, военные и космические исследования США и расходы в области
экономики и энергетики Японии и ФРГ.
Более подробная структура бюджетных расходов на НИОКР приводится для
стран ЕЭС. Гражданские исследования поглощают в большинстве этих стран 80-
100% всего объема ассигнований. Расходы на военный НИОКР составляли в 1989
г. в целом по ЕЭС более 25% ассигнований (в 1975 г. 22%), однако только три
страны из рассмотренных девяти имеют высокий ранг военных расходов
(Великобритания, Франция и ФРГ); при этом в ФРГ доля военных расходов в
1989 г. по сравнению с 1975 г. снизилась на 2 процентных пункта. Все
остальные страны развиваются по традиционному экономическому пути. Среди
них наиболее близки к «мирной» модели Нидерланды, Бельгия и Дания. Для всех
стран сообщества высокий ранг имеют исследования, финансируемые из общих
университетских фондов. Хотя объем средств, идущих на эти цели, в 1989 г.
по сравнению с 1975 г. снизился на 20%, в среднем по странам 10 статья
занимает второе место после расходов на военные НИОКР. Если рассматривать
изменение структуры бюджета в целом по ЕЭС (1975-1989 гг.), то расходы на
технические исследования снижаются, а гуманитарные растут. Так, наши
расчеты показывают, что в целом по ЕЭС существенно снизились доли расходов
по следующим статьям: инфраструктура (в частности, по Франции, ФРГ,
Великобритании), социальное развитие (ФРГ, Нидерланды, Бельгия), общие
университетские фонды (ФРГ, Италия, Бельгия). Увеличились доли расходов по
статьям: экология (ФРГ, Великобритания, Бельгия), сельское хозяйство (ФРГ,
Италия, Бельгия, Великобритания, Ирландия), промышленное производство и
технология (ФРГ, Италия, Нидерланды, Дания), оборона (Франция, Италия,
Нидерланды, Великобритания).
Научно-технический прогресс.
В советских и индийских исследованиях научно-технический прогресс был
до недавнего времени (и является сейчас) очень популярной темой. Однако НТП
рассматривался с точки зрения плановой экономики, что было не самым лучшим
методом для такой работы. Рассматривались такие аспекты, как единая
государственная научно-техническая политика, механизм внедрения достижений
НТР, комплексные программы НТП. Этот подход был тупиковым и неэффективным,
поскольку в СССР и Индии (частично) разработки отраслевого института были
обязаны внедрять все предприятия отрасли. В организации этих структур
господствовал принцип «ориентации на власть» (Power-oriented organization),
а не признанный всеми капиталистическими державами и с точки зрения
экономики наиболее эффективный принцип «ориентации на задачи» (Task-
oriented organization). Такой подход отрывал науку от производства, от
потребительского спроса и рынка, подавлял конкуренцию. С точки зрения
экономики «единая научно-техническая политика» оказалась полным нонсенсом.
Тем не менее, эта политика проводилась в течение определенного периода
времени в обеих странах, становясь важным пунктом государственной
деятельности в переломные моменты. Так, например, в СССР она выходила на
первый план после II мировой войны, в период индустриализации и
послевоенного восстановления народного хозяйства, во время бессмысленного и
опасного для экономики соревнования с США (люди старшего поколения на себе
ощутили, что такое «догонять и перегонять Америку»), и, наконец, в
сравнительно недавнее время, при попытке спасти социалистическую экономику
советского типа с помощью курса на «ускорение на базе машиностроения».
Провал последней программы окончательно показал бесплодность попыток
изобрести что-то более эффективное, чем централизованное планирование, не
переходя при этом к рыночной экономике.
В Индии происходили аналогичные процессы. Сразу после завоевания
независимости в 1947 году перед Индией встала дилемма о путях развития
экономики в целом и науки в частности. В результате ожесточенной
политической борьбы в Индии был осуществлен переход к плановой экономике, и
наука была вынуждена подчиниться указаниям «сверху».
Таким образом, несмотря на все усилия, отставание обеих стран от
ведущих западных держав по ряду важнейших направлений НТР (особенно в
гражданской сфере экономики) неуклонно увеличивалось. Одна из причин была
уже названа – неэффективность системы планирования научно-технического
прогресса. Но не следует искать корень всех зол только в этом. Немаловажную
роль сыграли следующие факторы:
n Слабое развитие отраслей, работающих на личное потребление, в том
числе и сферы услуг. На Западе, где экономика была в гораздо большей
степени ориентирована на потребителя, эти отрасли стали мощнейшим
источником спроса на нововведения. Это в свою очередь подтолкнуло
НТП.
n Откровенно пренебрежительное отношение к новым научным дисциплинам
(типа генетики, кибернетики и др.) (СССР)
n Резкая граница между оборонными отраслями промышленности с
достаточно высоким техническим уровнем и гражданскими отраслями.
(СССР и частично Индия)
n Серьезнейшие демографические проблемы (Индия)
n Затруднение распространения информации (СССР и Индия, но по разным
причинам. В СССР просто боялись информационной свободы, а в Индии
большую часть населения составляли абсолютно неграмотные люди)
Технологический разрыв с индустриально развитыми странами рос
катастрофическими темпами, и это подтолкнуло обе страны к попытке перенять
западный опыт. На западе же более или менее законченной теории НТП не
существует. Изучение проблем, связанных с развитием науки, его взаимосвязью
с экономическим ростом, поисками способов достижения оптимального и
эффективного результата в научной деятельности было и остается одной из
центральных проблем экономического анализа. По мнению профессора
Колумбийского университета Р.Нельсона, создание стройной непротиворечивой
теории НТП может стать революцией в экономической теории в целом, поскольку
в настоящее время проблемы НТП охватывают без исключения все стороны
современного экономического роста.
Сейчас основной концепцией при анализе рынка как среды, в которой
происходит научно-технический прогресс, можно считать теорию Йозефа
Шумпетера. В отличие от неоклассиков и кейнсианцев он считает, что основное
свойство экономики капитализма – не стремление к достижению равновесия
предложения и спроса, а динамичный рост на основе нововведений.
Нововведения могут быть разными – новые потребительские товары, новые
рынки, новая технология, новые формы организации производства и управления.
Такие нововведения связаны в основном с предпринимательской деятельностью,
которая была запрещена (Sic!) в СССР и сильно ограничена в Индии.
В книге «Capitalism, Socialism and Democracy» («Капитализм, социализм
и демократия») Шумпетер утверждает, что капиталистический рынок закономерно
стремится к монополизации. Одной из причин является неоспоримое
преимущество крупных организаций в качестве источника нововведений и среды
для их внедрения.
Подобные идеи сразу стали предметом спора, но их до сих пор нельзя
считать ни доказанными, ни опровергнутыми. С одной стороны, некоторые
исследователи склоняются к мысли, что Шумпетер переоценил преимущества
крупных корпораций в качестве двигателей НТП. Но с другой стороны,
стратегия НТР Японии, основанная на принципах Шумпетера, дала блестящие
результаты. В 50-е, 60-е гг., когда Япония выходила на передовые рубежи
НТП, ее компании были сравнительно небольшими. Затем, в результате
успешного экономического роста японские компании укрупнились, а темпы
научно-технического развития ускорились.
Америка в середине 80-х годов оказалась перед дилеммой: научно-
технический прогресс или антитрестовское законодательство. Получила
признание точка зрения о том, что национальные компании в ряде отраслей
слишком малы для того, чтобы удержать технологическое превосходство над
иностранными конкурентами, и что антимонопольная политика не стимулирует
нововведений. В 1984 году антитрестовское законодательство было смягчено.
Конкурирующим между собой компаниям было разрешено создавать совместные
исследовательские консорциумы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|