Экономические аспекты предотвращения и ликвидации загрязнения
| |Новосибирск |123 |
Всего в России статус особо загрязненных имеют 45 городов, в которых
проживает около 30 млн чел. или 20% населения страны. Всего же в РФ каждый
десятый город является городом с высоким уровнем загрязнения (всего городов
— 108 7), в том числе все города с населением более 1 млн чел., 60% городов
с населением от 500 тыс. до 1 млн, 25% — с численностью от 250 тыс. до 500
тыс. человек. В целом в городских агломерациях с высоким уровнем
загрязнения живет более 50 млн человек, что составляет треть всех жителей
России.
К выбросам от стационарных источников нужно прибавить выбросы от
транспорта, в основном автомобильного, который дает 95% всех выбросов от
передвижных источников. Объем этих загрязнений (в отличие от промышленных)
до последнего времени не имел устойчивой тенденции к снижению.
[pic]
Сокращение транспортных выбросов в последние три года связано не с
уменьшением количества подвижного состава, а с сокращением объемов
потребляемого им топлива.
[pic]
В целом транспортно-дорожный комплекс является основным загрязнителем
воздуха — на его долю приходится 60% всех выбросов в РФ. В особенности эта
проблема затрагивает крупные города. Например, в Москве объемы выбросов
автомобилей превышают объемы промышленных загрязнителей, а по их сумме
Москва находится в первой пятерке наиболее грязных городов страны. Высока
доля загрязнения транспортными выбросами в Санкт-Петербурге, Уфе, Омске и в
ряде других крупных городов.
|ВСТАВКА 3 |
|При сохранении нынешних тенденций к 2015 г. автомобильный парк мира может|
|достигнуть 1,5 млрд единиц. Сжигание автотранспортом топлива повышает |
|концентрации газов, тяжелых металлов, твердых частиц, дает жидкие |
|(загрязненная вода, масла) и твердые (сам автомобиль или его детали) |
|отходы. На долю автомобилей приходится 25% сжигаемого топлива. За |
|жизненный цикл автомобиль выбрасывает в атмосферу 6 т углерода, 9 т |
|углекислого газа, другие вещества. В нашей стране проблема усугубляется |
|старением парка автотранспорта — многие автомобили имеют сроки службы |
|более 15-20 лет, выходящие за всякие разумные пределы. |
Помимо транспорта наибольший вклад в загрязнение с точки зрения валовых
выбросов вносят следующие отрасли промышленности (данные 1995 г.).
Таблица 2. Объем выбросов загрязняющих веществ по отраслям промышленности
(млн. т в год)
|Отрасль |Объем выбросов |Отрасль |Объем|
| | | | |
| | | |выбро|
| | | |сов |
|Энергетика |5,0|половина |6. Машиностроение |0,7 |
|Цветная металлургия | |всех |7. Промышленность |0,7 |
|3. Черная |3,7|выбросов |стройматериалов | |
|металлургия | |от |8. Химия и |0,5 |
|4. Нефтедобыча |2,7|стационарн|нефтехимия |0,5 |
| | |ых |9. Деревообработка | |
| |1,5|источников|и | |
| | | |целлюлозно-бумажная| |
|5. Нефтепереработка | | |промышленность | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |
| | | | |
| |0,9 | | |
Рассматривая общий объем загрязнений, его можно структурировать в
зависимости от уровня развития «замкнутых» технологий, технологий очистки и
экономических структур, производящих эти загряз нения. Данный подход
аналогичен подходу, примененному при анализе общего потребления природных
ресурсов в главе 5, где были выделены рациональное и «структурное»
потребление природных ресурсов (формула 5.1). В общем объеме загрязнений
(Za) можно выделить «рациональное загрязнение» (Zr) и «структурное
загрязнение» (Zs). Данное Е разделение является, конечно, достаточно
условным, однако оно дает возможность анализировать возможности и резервы
снижения загрязнения при структурных и технологических сдвигах, оценить
уровень эффективности предотвращения загрязнений в России по сравнению с
другими странами. Первый вид загрязнений образуется в условиях
рациональных экономических структур, ориентирующихся на конечный результат,
наличия прогрессивных технологических процессов и технологий очистки,
эффективного использования ресурсов и пр. Это минимально неизбежный объем
загрязнений при существующем уровне технологий и экономической
эффективности. Структурные загрязнения обусловлены отсталым технологическим
уровнем, нехваткой очистных сооружений, нерациональной структурой экономики
с преобладанием природоэксплуатирующих отраслей и отставания обрабатывающих
отраслей и т.д.
С учетом такой структуризации загрязнений формулу общего объема
загрязнений можно представить в следующем виде:
Za = Zr + Zs . (1.)
Формулу (1) и ее модификации можно использовать как для валовых
показателей загрязнения, так и для удельных, рассчитанных на единицу
определенного показателя (на один кубический метр воды или воздуха, единицу
территории, конечной продукции и т.д.). В последнем случае имеет место
использование показателей удельного загрязнения. Разделим показатели в
формуле (1) на H (объем использования природного ресурса, общая территория
загрязнения, конечная продукция и т.п.) и получим формулу структурных
удельных загрязнений:
где h — общее удельное загрязнение; hr — «рациональное» удельное
загрязнение; hs — «структурное» удельное загрязнение.
В качестве примера для структуризации общего объема загрязнений в формуле
(1) можно привести автомобильный транспорт. Производимые в России
автомобили обладают плохими экологическими характеристиками, сильно
загрязняя воздух из-за отказа от установки достаточно дорогих очистных
фильтров, устаревшей конструкции машин, применения неэкологичного бензина.
Многих этих недостатков лишены автомобили, производимые в автомобильных
компаниях развитых стран. Тем самым общее загрязнение воздуха в российских
городах (zq в формуле (1)) можно представить как сумму «рационального
загрязнения» (Zr) (в том случае, если бы использовались автомобили
современного технологического уровня) и избыточного «структурного
загрязнения» (Zs), порождаемого «грязными» автомобилями. Очевидно, что
переход к жестким экологическим стандартам в автомобилестроении,
использование высокооктанового бензина позволило бы сократить транспортное
загрязнение в городах страны в несколько раз.
Примером показателей удельного загрязнения могут быть выбросы загрязняющих
веществ при сжигании угля для производства электроэнергии. В настоящее
время использование здесь прогрессивных технологий недостаточно, что
приводит к значительным «структурным» загрязнениям и огромному ущербу
окружающей среде. Так, степень очистки выбросов окислов серы на российских
угольных станциях составляет всего 10%, тогда как, например, в Германии —
85%. В результате в России удельный показатель загрязнения по этому
веществу существенно выше: выбросы окислов азота составляют 700-1000 мг/м,
тогда как в Германии — 400 мг/м3. Интерпретируя эти показатели для формул
(1) и (2), можно сказать, что в структуре удельного загрязнения окислами
серы в России менее половины приходится на «рациональное» загрязнение и
более половины — на «структурное».
К выбросам, формирующимся внутри страны, нужно добавить выбросы, получаемые
Россией за счет трансграничного переноса. В 1979 г. принята Конвенция о
трансграничном загрязнении воздуха, где, в частности, были предусмотрены
меры по борьбе с выбросами соединений серы, оксидов азота и летучих
органических соединений, обусловливающих образование кислотных дождей.
Положения этой Конвенции в части достижения конкретных показателей в
принципе выполняются (в частности, Россия снизила выбросы серы относительно
1980 г., более чем на 50% — это больше, чем требуется по соглашению к 2010
г.), однако объемы трансграничного загрязнения для нашей страны еще
достаточно велики.
Таблица 3. Балансы выпадения соединений серы на Европейскую территорию
России от других стран и от Европейской территории России на другие страны
|Страна-источник |Выпадения |Соотношения объемов |
| | |выпадения (на РФ от РФ, |
| | |раз) |
| |на РФ |от РФ | |
| | |(тыс. т| |
| | |) | |
| |(тыс. т|(%) | | |
| |) | | | |
|Россия |1302 |52 |1302 |1 |
|Украина |395 |16 |37 |11 |
|Германия |129 |5 |0 |>100 |
|Польша |128 |5 |5 |26 |
|Беларусь |87 |3,5 |14 |6 |
|Всего от |1202 |48 | | |
|трансграничного | | | | |
|переноса | | | | |
Всего, таким образом, за счет трансграничного переноса Россия получает
48 % от всей суммы выпадения серы на ее территории. В то же время больше
серы от России получают, чем отдают только Норвегия, Швеция и Финляндия, а
по Турции мы имеем нулевой баланс. Еще худшее соотношение трансграничных
переносов отмечается по окисленному азоту.
Таблица 4. Балансы выпадения окисленного азота на ЕТР
от других стран и от ЕТР на другие страны
|Страна-источник |Выпадения |Соотношения объёмов |
| | |выпадения (на РФ от РФ, |
| | |раз) |
| |на РФ |от РФ | |
| | |(тыс. т| |
| | |) | |
| |(тыс. т|(%) | | |
| |) | | | |
|Россия |370,6 |40 |370,6 |1 |
|Украина |110,5 |12 |25 |4,4 |
|Германия |68,6 |7,4 |0,3 |>100 |
|Польша |56,5 |6,1 |1,9 |30 |
|Великобритания |49,5 |5,3 |0 |>100 |
|Всего от трансгра-|555,2 |60 | | |
| | | | | |
|ничного переноса | | | | |
Что касается других веществ, то уровни загрязнения свинцом и бензапиреном
за счет трансграничного переноса снижаются, а кадмия и хлороорганических
соединений сохраняются в объемах прошлых лет.
От валовых выбросов зависят концентрации вредных веществ в единицах объема
атмосферы. Чем больше выбросов в единицу времени, тем, по идее, должны быть
выше концентрации, хотя это справедливо не всегда, так как на этот процесс
оказывают влияние рассеивание (роза ветров), климат, рельеф местности и
т.п.
Средние концентрации вредных веществ в России в части влияния на них
стационарных источников загрязнения снижаются из-за спада производства.
Однако за счет увеличения транспорта они имеют тенденцию к росту. В целом
уровень загрязнения по критерию концентрации загрязняющих веществ остается
в России высоким.
Максимально разовые концентрации по отдельным веществам превышают ПДК в 70-
95% городов. Разовые концентрации выше 10 ПДК отмечаются в-80 городах (в 12
из них регистрируется превышение 10 ПДК по трем и более веществам), число
жителей в которых составляет 40 млн. человек. Среди таких городов — Москва,
Екатеринбург, все города, где имеются целлюлозно-бумажные комбинаты.
Средние за год концентрации загрязняющих веществ выше ПДК зарегистрированы
в 204 городах. В целом на таких территориях проживает почти 65 млн.
человек.
Радиоактивное загрязнение в той или иной степени испытывают многие
территории. Причины этого —в последствиях ядерных испытаний,
обусловливающих глобальный радиационный фон, авариях на АЭС и ядерных
реакторах, а также эксплуатация соответствующего оборудования и материалов,
образование радиоактивных отходов и их захоронение. Однако крупных очагов
загрязнения не так уж много. В целом в России можно выделить три таких
региона, отличающихся как масштабами радиоактивного загрязнения, так и его
уровнями.
Самый крупный из них — так называемая Чернобыльская зона, пораженная
радиацией вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.), расположенной в
Украине. Радиоактивные вещества распространились на большую территорию (до
2 тыс. км), охватив Россию, Беларусь, часть Восточной и Западной Европы.
Только российская зона загрязнения составила более 50 тыс. км , на которых
расположено 138 административных районов, 15 городов, около 8 тыс.
населенных пунктов, где проживает примерно 3 млн человек. В целом в России
последствиями этой аварии затронуто 14 областей (от Брянской до
Ульяновской) и одна республика (Мордовия).
Второй большой регион радиоактивного загрязнения — Екатеринбургская,
Челябинская и Курганская области, испытывающие влияние Восточно-Уральского
радиоактивного следа как следствия аварий и деятельности реакторов на
данной территории. Общая зараженная площадь здесь составляет около 4 тыс.км
.
Третий регион расположен на Крайнем Севере, на Новой Земле, где
загрязненность территории превышает значения, характерные для аналогичных
земель Гренландии или Аляски в 2-3 раза из-за проводившихся здесь с 1955 г.
испытаний/ядерного оружия.
Что касается деятельности предприятий, то выявляемые здесь радиоактивные
загрязнения связаны, в основном, с утерей или несанкционированным хранением
(захоронением) источников излучения.
Основной массовый источник шумового загрязнения — транспорт, в первую
очередь (по охвату территории и населения) — автомобильный. В условиях
шумового дискомфорта (превышения допустимого уровня шума, равного 75 дцб) в
настоящее время живет 35 млн человек или 30 % городского населения. В
Москве территория со сверхнормативным шумом достигает 30% и охватывает 3
млн жителей. 4% населения РФ подвержено воздействию шумов от
авиатранспорта, так как воздушные трассы из более 300 аэропортов проходят
над населенными пунктами.
Электромагнитное загрязнение особо сильное влияние оказывает на человека в
аэропортах и примыкающих к ним жилых районах, а также вблизи военных
радиотехнических объектов. В настоящее время анализ воздействия
электромагнитных полей на здоровье людей и их нормирование практически не
проводятся. Соответственно отсутствуют и всякие экономические оценки такого
воздействия.
Загрязнение воды
Загрязнение вод открытых водоемов происходит в результате сброса в них
химических соединений, образующихся в процессах производства товаров и их
потребления. Часть таких загрязнителей поступает из атмосферы.
Различают также радиоактивное загрязнение, а также загрязнение теплом.
Сбрасываемая в водоемы после использования вода по своему составу бывает
различного качества. По этому критерию она делится на три вида: условно
чистую, нормативно-очищенную и без очистки (загрязненную) .
Условно чистой называется такая вода, сброс которой на приводит к
изменениям физико-химического состава водоема в месте стока. Это вода, не
требующая предварительной очистки.
Нормативно-очищенными сточными водами называются стоки, которые прошли
очистку и сброс которых не приводит к изменениям | качества воды в водоеме.
Содержание загрязняющих веществ в них I соответствует предельно-допустимым
концентрациям.
Загрязненные сточные воды —это стоки, сброшенные без очистки или
недостаточно очищенные, содержащие загрязняющие вещества выше предельно
допустимых норм.
Весь объем сточных вод России составляет 60 км в год и за последнее время
имеет тенденцию к уменьшению, что, в основном, связано с падением
производства. В структуре стоков 40% приходится на воду, сбрасываемую в
водоемы без очистки (24,4 км). Очищаемая вода составляет 2,3 км или 9% от
вод, требующих очистки (24,4+2,3 =26,7; 2,3х100% : 26,7 ~ 9%). За последние
годы объем нормативно-очищенной воды значительно снизился (в 1985 г. 54%
сбрасываемой воды считалось нормативно-очищенной). Принято считать, что
происходит это за счет ужесточения требований к качеству воды и перевода
части ее объема в разряд загрязненной.
Так же как и в случае с атмосферой, загрязнение воды неравномерно по
территории страны. Изо всех неочищенных сточных вод почти половина попадает
в бассейн Каспийского моря, подавляющая часть которых сбрасывается в
бассейн реки Волга. Эта территория является самым крупным стоком России. В
целом в бассейн Волги сбрасывается треть всех сточных вод страны, на его
долю приходится около 40% грязных и недостаточно очищенных вод.
20% загрязненной воды поступает в бассейн Карского моря — в основном в
Енисей, Обь и их притоки.
Трансграничный перенос загрязненных вод в Россию незначителен, так как
пресноводные водоемы слабо связаны с реками соседних государств.
|ВСТАВКА 4 |
|По химическому составу воды реки Волга, Дон, Кубань, Печора, Обь, Енисей,|
|Лена относятся к категории загрязненных, а Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол,|
|Тура, Урал — сильно загрязненных. Что касается морей, то наиболее |
|загрязненными являются Баренцево, Белое и Карское моря. Черное и Азовское|
|моря классифицируются как умеренно загрязненные. |
|По загрязняющим веществам наибольший объем в сбрасываемой воде составляют|
|хлориды и сульфаты, а также нитраты, аммонийный азот, фенол, |
|нефтепродукты, соединения меди, цинка и свинца. |
Если рассматривать структуру основных загрязнителей, то окажется, что
основной объем недоочищенных сточных вод приходится на жилищно-коммунальное
хозяйство (почти 50%), а далее следуют промышленность (32%) и сельское
хозяйство (около 12%).
Таблица 5. Структура основных загрязнителей водных объектов (данные 1995
г.)
| |км3 |% | |
| | | | |
|Сброшено неочищенных |26,7 |100 | |
|и недостаточно | | | |
|очищенных сточных вод| | | |
| | | | |
|в т.ч. | | | |
|Жилищно-коммунальное |12,5 |47 |третья часть |
|хозяйство | | |неочищенных сточных вод|
| | | |приходится на Москву и |
| | | |С.-Петербург |
Страницы: 1, 2, 3
|