Экологический кризис г. Октябрьского
«Экологическое образование Республики Башкортостан на
1998—2001 годы» стали проведенные нами Республиканская научно-
практическая конференция и выставка «Экологическое образование и воспитание
в Республике Башкортостан».
Республиканский конкурс «Экология производства»
проводился с целью привлечения внимания производственных
коллективов предприятий и организаций, общественности
республики к проблемам состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов. Мы
ожидали более живого отклика. Но приняли участие в
конкурсе всего двадцать два производственных коллектива.
В прошлом году газеты «Табигат» и «Подрост», поддерживаемые
Госкомэкологии, стали призерами престижного всероссийского конкурса
журналистов. А газета «Подрост», кроме того, признана лучшим юношеским
экологическим изданием страны.
Министерство природных ресурсов России провело III
Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек
на Земле» имени Н.Н. Моисеева, в котором приняли участие 260
детских коллективов. По итогам конкурса состоялась научно-
практическая конференция, где деятельность детских экологических
коллективов Республики Башкортостан получила высокую оценку. Победители
этого конкурса награждены дипломами.
— Если в республике в основном велась работа по
приведению своих законов в соответствие с
законодательством Российской Федерации, то на федеральном
уровне был принят целый блок законов, развивающих в том
числе и базу природоохранительного законодательства (I,
II и III части “Гражданского кодекса”, I и II части “Налогового кодекса”,
новый кодекс “Об административных правонарушениях” Российской Федерации). А
с 12 января текущего года вступил в действие новый федеральный закон
«Об охране окружающей среды», который определил новый уровень
взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации в этой
области. В соответствии с положениями указанного закона существенно
расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и их специально уполномоченных органов в области охраны
окружающей среды. В частности, субъектам Российской Федерации
предоставлено право самостоятельно определять органы
государственной власти, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей среды на территории
субъекта. Кроме того, законом предусмотрено, что разграничение
полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей
среды, между органами государственной власти РФ и ее субъектов
осуществляется, в том числе, и на основе договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий. Более того,
согласно закону, федеральные органы исполнительной власти
имеют право передавать часть своих полномочий, на основе
соглашений, органам исполнительной власти субъектов Федерации.
В том числе и полномочия в области государственной
экологической экспертизы. Данный закон укрепляет собой
юридическую основу сложившихся взаимоотношений между
Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области
использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а
также позволяет совершенствовать управление природоохранной
деятельностью, как в плане передачи республике больших
полномочий, так и в плане развития и укрепления структуры
республиканских органов управления. Наша задача на ближайшие
полтора-два года — как можно полнее использовать эти
предоставленные возможности.
Республиканская система государственных органов
управления в области природопользования и охраны
окружающей среды не потребовала внесения кардинальных
структурных изменений, так как в республике создана одна
из самых полных в Российской Федерации база
природоохранного законодательства. Внедрены и развиваются
экономические механизмы управления охраной окружающей
среды, система нормирования антропогенной нагрузки и
лицензирования видов деятельности в сфере охраны окружающей
среды, создаются институты экологического аудита, страхования и
сертификации. Уникальная материально-техническая база
аналитической службы позволяет контролировать практически все
среды и объекты на современном уровне. В природоохранные
мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из
различных источников, что позволяет реализовывать как
мероприятия республиканских, так и федеральных экологических
программ. Республика принимает непосредственное участие в
реализации федеральных программ “Возрождение Волги”,
“Экологическая безопасность Урала”, “Охрана окружающей среды
Российской Федерации от свинцового загрязнения и снижение его
влияния на здоровье населения” и других.
Метод разработки целевых программ в области
экологического развития и охраны окружающей среды
республики является вполне оправданным, поскольку
благодаря его существованию законодательно закрепляется
возможность финансирования природоохранных мероприятий, в
том числе и из республиканского бюджета. С целью
реализации данного метода в 2001 году была разработана и
утверждена комплексная программа «Экологическая
безопасность Республики Башкортостан на 2001-2005 годы»,
пришедшая на смену действовавшим ранее почти 30 различным
экологическим программам, распоряжениям и постановлениям
правительства. Принятый механизм реализации программы предусматривает
разработку экологических программ на уровне каждого города и
района республики, а также на уровне каждого
природопользователя. Одним из критериев отбора мероприятий для
долевого финансирования из республиканского бюджета является
его наличие именно в городской или районной программах, а также
и финансирование за счет бюджетов соответствующих территорий.
На сегодняшний день утвержденные программы имеют 18
районов и 11 городов республики. Наиболее удовлетворительно они
реализуются в городах Стерлитамак, Салават, Туймазы и
Туймазинском районе. Менее удовлетворительно — в городе Учалы,
Учалинском и Стерлитамакском районах. Завершена разработка
экологической программы города Уфы.
— В Государственной Программе “Возрождение и развитие
башкирского народа”, принятой I Всемирным курултаем башкир,
были освещены и проблемы экологии, охраны здоровья и
сохранения генофонда башкирского народа. Как реализована эта
часть Программы?
— Положения Программы в области охраны окружающей среды
на
сегодняшний день в основном выполнены:
— создана и продолжает развиваться нормативная правовая
база в области охраны окружающей среды;
— осуществлен ряд мер по улучшению экологической
ситуации: введены новые очистные установки на заводах,
построены современные производства, позволившие уменьшить
поступление загрязняющих веществ в окружающую среду,
строятся современные полигоны твердых бытовых отходов,
созданы научные и исследовательские структуры. Начиная с
1990 года, проявляется устойчивая тенденция к снижению
объемов выбросов и сбросов в окружающую среду;
— приняты и начали действовать комплексная программа
«Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на
2001—2005 годы с подпрограммами «Отходы производства и потребления» на
2001—2011 годы и «Создание единой государственной информационной системы
экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001—2005 годы,
основная цель которых — улучшение состояния окружающей среды
Республики Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья
граждан;
— в природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно
более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет
реализовывать как мероприятия республиканских, так и
федеральных экологических программ;
— в целях установления соответствия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности экологическим
требованиям и предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий этой деятельности на окружающую природную
среду и связанных с ними социальных, экономических и иных
последствий в республике осуществляется обязательная
государственная экологическая экспертиза. Но и сегодня экологическая
ситуация Республики Башкортостан продолжает оставаться напряженной. В
загрязнении атмосферного воздуха городов республики с каждым годом
увеличивается доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Остаются нерешенными проблемы, связанные с расширением использования
экологически чистых видов автомобильного топлива, недостаточной
оснащенностью источников выбросов загрязняющих веществ
промышленных предприятий газоочистными установками. В
области охраны водных объектов имеются проблемы, связанные с
загрязнением водных объектов в результате добычи нефти и других
полезных ископаемых (медь, золото и т.д.), неэффективной работой
существующих очистных сооружений и строительством новых. Необходимо
решение вопросов канализации и очистки сточных вод сельских населенных
пунктов, проведение мероприятий по приведению в соответствие с требованиями
законодательства водоохранных зон водных объектов. В
области обращения с отходами производства и потребления
основными проблемами остаются такие, как отсутствие
малоотходных технологий, практически не выводится из
эксплуатации устаревшее технологическое оборудование, низок
уровень утилизации нефтешламсодержащих отходов нефтедобывающей
и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности,
крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют
отходы горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности,
а также отсутствие разветвленной сети сбора вторичных ресурсов,
приводящее к увеличению нагрузки на свалки твердых бытовых отходов, к
потере источников вторичного сырья.
В сельскохозяйственных системах сохраняется тенденция к
деградации почв — усиление эрозионных процессов,
переуплотнение почвенного профиля, уменьшение мощности
гумусового горизонта, подкисление, переувлажнение почв и т.д.
Наиболее опасным источником загрязнения почв являются
запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Нерешенной
остается проблема утилизации пришедших в негодность
запрещенных к применению ядохимикатов. В соседних регионах, в местах
компактного проживания башкирского населения, также имеются серьезные
экологические проблемы. Необходимо добиваться материальной и моральной
компенсации в отношении башкирского населения, которое
оказалось жертвой радиоактивного заражения в результате атомных испытаний
на Тоцком полигоне в Оренбургской области и атомной аварии на
радиохимическом комбинате «Маяк» в Челябинской области.
Большую часть перечисленных проблем должно решить
выполнение мероприятий комплексной программы «Экологическая
безопасность Республики Башкортостан» на 2001-2005 годы.
Важнейшими направлениями улучшения окружающей среды,
защиты здоровья и сохранения генофонда в Республике Башкортостан
считаем:
— продолжение развития нормативной правовой базы в
области охраны окружающей среды;
— выполнение принятых республиканских экологических
программ;
— выполнение действующих договоров Республики
Башкортостан с Пермской, Челябинской областями, Республикой Татарстан,
Удмуртской Республикой, Свердловской и Оренбургской
областями по сотрудничеству в области охраны окружающей
среды и организации совместных действий в случае
трансграничного загрязнения;
— принятие нормативных актов по экономическому
стимулированию охраны окружающей среды, включающих механизм льготного
налогообложения предприятий, участвующих в природоохранной
деятельности;
— развитие институтов экологического страхования и
аудирования;
— развитие сети особо охраняемых природных территорий
Республики Башкортостан;
— активизацию в средствах массовой информации республики
пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к
окружающей природной среде, развитие системы всеобщего
непрерывного экологического образования.
Принятую в 2001 году концептуальную основу комплексного
решения вопросов охраны окружающей среды в рамках
республиканской целевой программы «Экологическая безопасность
Республики Башкортостан» на период до 2005 года необходимо
закрепить в соответствующих районных, городских и объектовых
программах.
Одним из основных загрязнителей воздушного бассейна
республики
является автотранспорт. Его доля в общем объеме выбросов
составляет 60%. Отработанные газы автомобильных двигателей
содержат свыше двухсот токсичных компонентов, которые
плохо рассеиваются в воздухе и концентрируются на уровне
органов дыхания человека. Необходимо определить на
республиканском уровне комплекс мероприятий по более
полному использованию природного и сжиженного газа в
качестве моторного топлива. Продолжает оставаться
актуальной и проблема безопасного обращения с отходами
производства и потребления. Важными направлениями в ее
решении являются создание эффективной системы
экономического регулирования деятельности в области
обращения с отходами, оказание государственной поддержки
предприятиям малого бизнеса, занимающимся решением проблемы
отходов, обеспечение комплексного подхода к проблеме
промышленных и твердых бытовых отходов.
В условиях недофинансирования природоохранной
деятельности важными методами экономического
регулирования являются институты экологического
страхования и сертификации, а также экоаудита,
представляющие собой связующий рычаг в отношениях между
природопользователями и органами государственного
управления. Необходимо способствовать их развитию. Одним из факторов,
обеспечивающих устойчивое экологическое развитие республики, являются
особо охраняемые природные территории. Необходимо продолжить работу по
выявлению и организации новых особо охраняемых природных территорий в
республике. В то же время, учитывая ограничение финансовых
ресурсов, необходимо содействовать внедрению элементов
самофинансирования особо охраняемых природных территорий.
Учитывая первостепенную важность формирования экологического
сознания населения, необходимо активизировать в средствах
массовой информации республики пропаганду здорового образа
жизни, бережного отношения к окружающей природной среде,
способствовать развитию системы всеобщего непрерывного
экологического образования.
Значительный объем экологической информации, требующей
систематического отслеживания, регулярного анализа и
принятия оперативных управленческих решений, а также
увеличивающийся поток документооборота, диктуют
необходимость форсированного развития единых
коммуникационных систем и создания электронных банков
данных.
Краткий исторический очерк о г. Октябрьском.
Город Октябрьский расположен на широком, расчлененном увалами
плоскогорье Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где южные
и западные склоны Нарыш-тау резкими ступенями падают к
обширной долине реки Ик. Вокруг — красочные леса и колки,
березовые рощи и зеленые дубравы, ковыльные степи и пойменные
луга, изрезанные говорливыми речками. Археологические
исследования А.В.Збруевой, В.Е.Гарутта, С.И. Киктенко, А.П.Шокурова,
В.Л.Яхимович свидетельствуют, что этот благодатный уголок западной
Башкирии еще в первом тысячелетии н.э. был густо заселен людьми
кипчакско-тюркского племени. В период Волго-Булгарского государства на
кочевьях скотоводов начинается пашенное земледелие. Во
второй половине ХVI и в течение ХVII века Икская долина и
склоны Нарыш-тау стали местом массового переселения
народов Среднего Поволжья —усиливается хозяйственное освоение края.
В 1632 г. старшина Кыр-Еланского рода Кулчан сын Куккуз-
бея получает от Уфимского воеводы князя М.Ю.Трубецкого
жалованную грамоту Московского царя на владение вотчинной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|